Философия симбиоза Кисё Курокавы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 22:38, контрольная работа

Описание работы

Архитектурное творчество — особая форма постижения действительности. Оно одновременно является продуктом действительности и изменяет её, создавая вещественный объект определённого назначения. Вследствие этого художественная форма такого объекта двойственна: она служит и отражением реальности, и обогащает её.
Архитектурные сооружения дают представление о социальном строе и культуре народа в различные времена истории. Эволюция жилища с древнейших времён и вплоть до наших дней предоставляет картину быта, уклада семьи, общественных отношений.

Файлы: 1 файл

Filosofia_Simbioza_Kise_Kurokavy_L_39_1_2003.doc

— 930.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ПОЛОЦКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

КАФЕДРА АРХИТЕКТУРЫ

 

 

Исследовательская работа

По дисциплине: Теория архитектуры

На тему: "Философия симбиоза Кисё Курокавы"

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                                   студент гр.08-Арх-2 Лиштван П.А.                                                                                          

Проверил:                                                                              Бунакова М.Н.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новополоцк 2013г.

 

Оглавление

 

Философия симбиоза Кисё Курокавы

Цель: Исследовать сущность философии симбиоза архитектора К. Курокавы, влияние концепции на архитектуру.

Введение

Архитектурное творчество — особая форма постижения действительности. Оно одновременно является продуктом  действительности и изменяет её, создавая вещественный объект определённого назначения. Вследствие этого художественная форма такого объекта двойственна: она служит и отражением реальности, и обогащает её.

Архитектурные сооружения дают представление  о социальном строе и культуре народа в различные времена истории. Эволюция жилища с древнейших времён и вплоть до наших дней предоставляет картину быта, уклада семьи, общественных отношений. Поскольку произведения архитектуры материальны и имеют определённую практическую ценность и утилитарное назначение, постольку на них распространяется эстетическая оценка человеком внешней формы произведения и соответствия этой формы задуманному творцом назначению. Значительные архитектурные памятники являются результатом долгого процесса совершенствования и отбора черт, наиболее точно воплощающих реальную действительность и подходящих к ней. Архитектура всегда считалась зримым воплощением перемен общества, многие исследователи называют её философией в камне. Такого же мнения придерживается и Кисё Курокава, считая, что философия – основная составляющая архитектуры. Свои мысли на эту тему Кисё выразил в философии симбиоза. Философия симбиоза, по мнению автора, будет философией Эпохи Жизни, которая наступит после Века Машин – ХХв.

Биография

Японский зодчий Кисё Курокава –  всемирно признанный архитектор, который  создал философскую концепцию симбиоза, определяющую творчество мастера на протяжении всей его жизни. Кисё Курокава (1934–2007) родился в г. Нагое. В1957 г. получил диплом архитектора в университете Киото. В 1960 г., занимаясь докторской работой в Токийском университете, он вместе с тремя архитекторами К. Кикутакэ, Ф. Маки, М. Отака и теоретическим критиком архитектуры Н. Кавадзоэ основывает движение метаболистов, идеей которого становится утверждение, что город и его архитектура являются организмами, способными к росту и развитию. Позднее теория метаболизма развивается в философию симбиоза, подчеркивающую взаимоотношения между пространством и временем, между человеком и техникой. Эта концепция явилась основной темой в многочисленных архитектурных и градостроительных проектах Кисё Курокавы.

В 1962 г. Курокава основывает собственное  архитектурное бюро «Kisho Kurokawa Architect & Associates». Главный офис располагается в Токио, есть филиалы в Осаке, Нагое, Астане, Куала-Лумпуре, Пекине, Лос-Анджелесе. Его проекты были осуществлены в Японии, США, Европе, на Ближнем Востоке, в Африке и Юго-Восточной Азии, среди них – художественные галереи, музеи, театры, высотные офисные здания, аэропорты, проекты, связанные с городским планированием. Многие сооружения были отмечены разнообразными международными наградами.

Курокава являлся почётным членом Международной академии архитектуры, почётным членом Института американских архитекторов, почётным членом Королевского института британских архитекторов, почётным членом Союза архитекторов Болгарии и России, лауреатом премии Архитектурного института Японии и премии Академии художеств Японии, был награждён Золотой медалью Французской академии архитектуры. С 1986 г. Кисё Курокава преподавал в университетах Пекина и Шанхая [1. С. 237]. Он написал большое количество книг по архитектуре и философии, включая «Метаболизм в архитектуре» (1977), «Заново открывая японское пространство» (1988), «Межкультурная архитектура: Философия симбиоза» (1991), «От метаболизма к симбиозу» (1992), «КисёКурокава: отВека Машин к Веку Жизни» (1998).

Движение метаболизма

Ключевым словом в философии  Кисё Курокавы является понятие симбиоза. Идея симбиоза присутствовала в теории метаболизма 1960-х гг., чётко прослеживалась в 1980-х гг. в постметаболизме, и в 2000-х гг.идея симбиоза не исчерпывает себя.

Метаболизм

Движение метаболизма было основано в 1959 г. В центре теории – концепция незавершённости и постоянного изменения архитектурной композиции. Свою основную задачу участники движения видели в обеспечении условий, позволяющих меняться и развиваться во времени и пространстве как отдельным сооружениям, так и комплексам сооружений. Курокава писал о метаболизме: «Методы и идеология современной архитектуры, провозглашённые CIAM (La conference internationale sur Architecture moderne), исходят из аналогии с машинами. Метаболизм, напротив, исходит из аналогии с живыми организмами, а не с машиной. Самое большое отличие живого организма от машины в том, что живое может развиваться и расти» [2. С. 46].

Постметаболизм

Если в метаболизме основной идеей была возможность роста  здания, то в постметаболизме 1970-х  гг. главным становится осознание культурных принципов архитектуры, концепция метаболизма расширяется. Архитектура постметаболизма характеризуется плюрализмом и многообразием авторских гибридных стилей [3. C. 196]. Теоретической концепцией постметаболизма явилась идея необходимости сочетать в архитектуре традиции и новейшие современные технологии, различные культуры, реальность и вымышленные фантазии, природное и искусственное. Течение постметаболизма объединяет архитекторов, выражающих индивидуальные идеи и философию и создающих авторские проекты, которые часто не обладают общими чертами. Каждый мастер вырабатывает собственный стиль на основе личных пристрастий.

Симбиоз

Философия симбиоза начала активно  складываться в 1980-е гг., она находится в русле постмодернистской философии. Автор критикует философию и архитектуру модернизма, в то же время продолжая линию метаболизма. Постмодернизм олицетворяет для Курокавы борьбу с идеей универсальности в мире и является некоей защитой от вторжения западных универсалий [4. C. 263].

 Понятие симбиоза не является  аналогом компромисса или гармонии. Симбиоз существенно отличается от гармонии, компромисса или слияния. Он представляет собой такие ситуации, в которых сталкиваются противоположные элементы, в то же время нуждающиеся друг в друге. Между этими элементами должна существовать связь, взаимное уважение. Симбиоз возможен благодаря признанию и почитанию «священной» промежуточной зоны между разными культурами, противоположными факторами, различными элементами, между крайностями оппозиций. Ключевыми словами архитектуры симбиоза являются «…кластер(соединение клеток), город – сеть, уличное пространство, промежуточная структура (соединительное звено), общее пространство (полупубличное пространство),Ханасуки (симбиоз различных элементов), мегаструктура (Супер Домино), замкнутая система (город-кольцо) и эко-коридор» [5. С. 4] . Как неоднократно упоминает автор, философия симбиоза заключается в симбиозе архитектуры и природы, человека и техники, различных культур, исторического прошлого и будущего, локального и глобального направлений в искусстве.

Важным пунктом в теории является то, что корни понятия «симбиоз» находятся в буддийской философии и традиционной японской культуре. Симбиоз является ключевым концептом в понимании японской культуры, ведь японцы всегда перенимали у других народов наиболее удачные культурные достижения и приспосабливали их к своему менталитету, своим особенностям. Впоследствии заимствованные явления становились уже национальными японскими культурными событиями.

Философия симбиоза

Свои начала философия симбиоза берёт из учения индийского буддизма – «Только-Сознание», которым Кисё увлёкся, обучаясь в университете. Курокава писал: «Я чувствую, что школа буддизма “Только-сознание” была фактически источником философии симбиоза. С этого времени философия “Только-Сознания” важна для меня не только как элемент в теориях архитектуры и городского дизайна, но и служит мне проводником в личной жизни» [6. С. 375].

Основное понятие учения «Только-сознание»  – Алая – необусловленный поток  сознания. Сознание Алая не разделяет вещи на пары противоположностей, такие как добро и зло, тело и дух, человек и природа. Она является промежуточной зоной, в которой эти пары существуют в симбиозе. В этой промежуточной зоне противоположные элементы создают неразличимую неясную природу. Такая неразличимая смутная область присутствует на всех границах, и вследствие того, что она неясна и до конца неопределенна, заключает в себе многообразие глубоких смыслов и значений. Философия «Только-Сознания» глубоко проникла в японскую культуру и японскую эстетику.

Основы концепции симбиоза также лежали в буддийской теории взаимосвязи всех элементов во Вселенной. История и будущее, человек и природа, одна культура и другая предстают в буддийской религии в качестве взаимосвязанных элементов. Буддийская доктрина о переселении душ в цикле рождения и смерти, в свою очередь, способствовала развитию «симбиотичности» японской культуры.

Говоря о философии симбиоза, необходимо описать отношение Кисё Курокавы к современному обществу, порядку вещей в нём, а также очертить пути развития общества, которые намечает автор. Архитектор считает, что эпоха модернизма и ХХ в. – это век Эпохи Машин, а ХХI в. будет веком Эпохи Жизни, в основе которого лягут принципы симбиоза. Вот как объяснял мастер происхождение понятия «Век Машин»: «Корбюзье заявил, что “дом – это машина для жилья”. Теоретик кино, Сергей Эйзенштейн, сказал “кино – этомашина”. Маринетти, итальянский футурист, заявил, что “поэма – это машина”. Из этих фраз я заключил, что нынешний век – Век Машин» [7. С. 2]. Словосочетание «Век Жизни», обозначающее наступающую эпоху, было навеяно буддийской философией.

Век жизни

В течение всей жизни архитектора  его творчество бросало вызов Эпохе Машин и возвещало приход архитектуры Эпохи Жизни. По мнению Курокавы, Век Машин – ХХ в. – век европейского духа, век универсальности. Это эпоха евроцентризма и логоцентризма. Логоцентризм утверждает, что в мире существует одна истина и что она может быть найдена человеческим разумом. Такие постулаты создали общество, в котором наука и техника ценятся выше, чем искусство, религия и культура, т.к. их сфера относится к внутренним чувствам, субъективным феноменам.

В противоположность Веку Машин  ХХI в. – Век Жизни. Жизнь – это создание значений. Жизнь индивидуума и разнообразие, которым обладает каждый вид, связаны с разнообразием всех человеческих культур, языков, традиций и искусств, которые существуют на земле. В XXI в. идеал машинного века – универсальность – будет заменён на симбиоз различных культур, а дуалистическая философия постепенно заменится философией симбиоза. Курокава уверен, что логоцентризм с концепцией универсальной истины уничтожает культуры и их самобытный облик. Архитектор также называет Век Машин веком гуманизма. Гуманизм, как и логоцентризм, высоко оценивает существование разума и рассматривает человеческие существа в качестве единственных обладателей этой высшей способности. Он приближает значение человеческого бытия к божественному и уничижает ценность жизни других существ: животных, растений и других живых организмов. Фраза «человеческая жизнь более ценна, чем весь мир» хорошо описывает это положение вещей. Основанное на антропоцентризме и логоцентризме пользовательское отношение к природе порождает загрязнение воздуха, рек, морей, вырубку лесов, вымирание животных и исчезновение различных видов растений. Всё это считалось неизбежным, т.к. порождалось развитием техники и усилением экономической активности, которые были столь необходимы для поддержки существования человеческого общества, городов и зданий в этих городах.

Курокава пишет, что на Западе город  и вместе с ним архитектура противостоят природе, человек стремится властвовать над природным миром. Из-за такого отношения сейчас перед человечеством стоят глобальные проблемы окружающей среды и необходимо задумываться над тем, как предотвратить отрицательные последствия бурного экономического развития общества. «Экономика и культура – две важнейшие, нередко тесно сплетённые области. Умом я понимаю, что экономические соображения зачастую диктуют те или иные решения, но моё сердце велит мне заступаться за культуру, за архитектуру. Они не должны страдать, нам всем необходимо защищать их. Наша общая задача – способствовать преобразованию экономики так, чтобы она учитывала интересы культуры» [8. C. 32].

Узость механистического подхода  Века Машин породила кризис в современном зодчестве. В качестве основных причин краха современной архитектуры выделяются: «…дуализм, коренящийся в слове “функция”; акцент универсальности, приданный индустриализации; монополия иерархической упорядоченности; наконец, механический материализм» [9. C. 109]. Однако в своих размышлениях Кисё Курокава не отменяет ценность рационализма и функционализма, не призывает отбросить и забыть архитектуру модернизма. Он убеждён в необходимости введения, возвращения промежуточности и неопределенности, а в японской традиции существует множество приёмов, способных восстановить промежуточное пространство. Также архитектор предлагает двигаться от главенства Разума к главенству Интуиции. Это касается и архитектурного творчества, и общего отношения к жизни.

Творчество К. Курокавы

Сам зодчий в своей работе следовал принципу жизни и традициям японской культуры. Традиционный японский стиль жилой архитектуры, называемый Сукия, использует метод, в котором сочетаются исторические формы и новые технологии и материалы. Благодаря этому методу создаётся постепенное введение изменений в привычные способы строительства. Курокава также вырабатывает собственный стиль «Сукия», который является примером симбиоза прошлого и настоящего. Вдохновение и знаковые символы мастер черпает из эпохи Эдо, культуры Японии XVII–XIX вв.

Архитектор тщательно исследовал этот период в истории Японии и полагал, что общество Эдо было высоко развитым обществом, обладало богатой разнообразной культурой. Эдо было источником тех специфических черт, которые во многом определяют культуру сегодняшней Японии и составляют её базис. Культура периода Эдо породила традиции, сохранившиеся до сих пор – это чайная церемония или «путь чая» (садо), искусство аранжировки цветов (икэбана), театры Но и Кабуки, стиль Сукия в архитектуре. В этот период японцы активно занимались различными науками. В гуманитарных дисциплинах Ямагата Банто предложил теорию солнечной системы в книге «Вместо мечтаний» (1820), а Сидзуки Тадао перевёл комментарии Джона Кейла к ньютоновским «Началам» быстрее, чем они достигли Франции. К началу XIX столетия картограф Ино Тадатака (1785–1818) нарисовал точную карту японских островов. Более того, в 1770-х гг. философ Миура Байэн выдвинул свою диалектическую систему, предвосхитившую гегелевскую диалектику на 50 лет. Однако наиболее важным было то, что общество Эдо достигло собственной уникальной современности, совершенно отличной от европейской.

Информация о работе Философия симбиоза Кисё Курокавы