Архитектура Владимиро-Суздальского княжества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 14:46, контрольная работа

Описание работы

В середине XII века политическим центром нового объединения Руси становится Владимир, основанный Владимиром Мономахом. Формирование Владимиро-Суздальского зодчества началось во времена Юрия Долгорукова. Во Владимиро-Суздальское княжество вошли города: Владимир, Суздаль ,Ростов, Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров и др.
Для укрепления княжества Юрий Долгорукий строил крепости и храмы, которые также носили крепостной характер и могли при нападении выполнять на рубежах роль крепости-форпоста. Стремясь возвеличить свою столицу , делал все, чтобы затмить Киев. По примеру Киева, главные ворота крепости он именует Золотыми (1164 г.).

Файлы: 1 файл

архитектура.doc

— 931.00 Кб (Скачать файл)

                   Министерство образования и науки  РФ

            Министерство образования московской  области

       Государственное образовательное  учреждение высшего

         профессионального образования  московской области

«Московский  государственный областной социальный гуманитарный институт».

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по курсу: «История архитектуры»

 

 

На тему: «Архитектура Владимиро-Суздальского княжества»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Выполнил студент : Егорова Е.Г.

                                                                                                            3-го курса, з/о

                                                                  Исторического факультета, СКС и  Т

 

 

 

 

 

                                                         Проверил преподаватель: Чертихина Г.А.

                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коломна 2009 г.

 

  1. Архитектурная школа Владимиро-Суздальского княжества.

 

   В середине XII века политическим центром нового объединения Руси становится Владимир, основанный Владимиром Мономахом. Формирование Владимиро-Суздальского зодчества началось во времена Юрия Долгорукова. Во Владимиро-Суздальское княжество вошли города: Владимир, Суздаль ,Ростов, Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров и др.

   Для укрепления  княжества Юрий Долгорукий строил  крепости и храмы, которые также носили крепостной характер и могли при нападении выполнять на рубежах роль крепости-форпоста. Стремясь возвеличить свою столицу , делал все, чтобы затмить  Киев. По примеру Киева, главные ворота крепости он именует Золотыми (1164 г.).

   В строительстве  Владимиро-Суздальского княжества  применялся мягкий известняк  . Лицевая кладка стен выполнялась только из тщательно обтесанных блоков. Внутренняя полость заполнялась бутовым камнем на известковом растворе. Фасады ранних храмов решались очень скромно: плоские пилястры, переходящие в закругления закомар, узкие прорези окон, несложные перспективные порталы входов. Аркатурные пояса отмечали уровень, выше которого стены делались тоньше. Фигурной кладкой украшались барабаны.

   Главным храмом  Владимира , в котором происходила   инаугурация русских князей и царей, стал Успенский собор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         1

  1. Успенский собор (1156-1160 гг.)

 

Первоначально храм, сооруженный  на берегу реки Клязьмы, был одноглавым, в виде трехнефной постройки с 6-ю  крестчатыми столбами, поддерживавшими  своды и барабан купола.

   Спустя 25 лет , после пожара 1185 года, при Всеволоде III собор был обстроен с трех сторон двумя дополнительными нефами и притвором. Между первоначальными стенами и новыми возникла галерея, которая в дальнейшем стала использоваться как усыпальница (место захоронения).

   После обстройки  главный собор Руси приобрел  внушительные размеры, стал более  монументальным.

Успенский собор.

 

   Огромная протяженность фасадов  сообщала ему торжественность и величавость. Устремленные ввысь белокаменные стены были перехвачены арочным поясом. Над высокими узкими в кладку стен были вставлены скульптурные украшения. Один из резких камней с фасада храма (маска  льва - маскарон) находится в экспозиции музея-заповедника.

   Из летописей известно  широкое применение золота в отделке храма – в главках, в ажурном узоре закомар, над которыми стояли кубки и флюгера, золоченой медью были окованы портал и колонки арочного пояса.

   Не менее роскошен и  интерьер храма. В соборе находилась  икона  

                                                   2

Богоматери византийского  письма, получившая название Владимирской, имеющая исключительные художественные достоинства (по преданию икона написана еще при жизни Пресвятой Богородицы и ее создателем был сам евангелист Лука). По всей Руси икона почиталась как чудотворная.

В соборе сохранились  остатки росписей различных эпох. Особенную ценность представляют росписи  артели мастеров во главе с А.Рублевым начала XV века. В это же время белокаменный неоштукатуренный фасад был еще больше декорирован каменной резьбой. Это классическое произведение древнерусского зодчества послужило впоследствии образом Успенского собора в Москве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              3

  1. Церковь Покрова на Нерли (1165).

   Неподалеку от Боголюбова, среди заливных лугов стоит храм Покрова, вошедший в историю мирового искусства как памятник необычайного совершенства архитектурных форм… ..

   Церковь восхищает  безукоризненной соразмерностью  всех соотношений, чистотой и  ясностью очертаний.

   Церковь сооружена  в 1165 году по воле князяА.Боголюбского  на месте слияния  рек Нерли  и Клязьмы – важных торговых  и военных путей.

   Предположительно  храм посвящен:

- Победоносному походу владимирских  полков в 1164 г. на булгар, которые  в качестве дани возили сюда камень.

- Празднику Покрова   Богородицы, введенному князем без  согласия Киева, что означало  особое покровительство Царицы  небесной.

- Сыну князя Андрея – Изяславу , погибшему в походе.

   Место, выбранное для  возведения храма, было мало пригодно  для строительства , т.к. вода, поднимаясь до 3,5 м, доходила до подножья храма.

   Фундаменты храма  выполнены из булыжного камня  на глубине 1,6 м и опираются  на слой тугоплавкой  глины.  Над фундаментом – основание  из тесаного камня в виде  стен высотой 3,7 м. снаружи эти  стены засыпаны искусственным  холмом и утрамбованы, т.е. основание находится на глубине 5,3 м. для отвода воды внутри проложены каменные желоба.

   Церковь построена из белого, тщательно обработанного камня. План очень строг и гармоничен. Основные опорные столбы,

                                                         4

поддерживающие барабан  купола, не квадратного, а крестчатого  сечения и поэтому выглядят очень  стройными. Входы обработаны  романскими порталами , окна обрамлены уступчатым профилем и как бы раскрываются наружу, показывая одновременно толщину  и надежность стен.

   Посередине высоты  стен проходит архатурный поясок  из изящных тонких колонок,  опирающихся на выпущенные из  стен консоли в виде масок.  Наружные поверхности стен расчленены  вертикально на 3 части по каждому  фасаду при помощи тонких полуколонок,  завершающихся изящными капителями.

   Завершение стен  закомарами отвечает очертанию  полуцилиндрических  сводов.

   Во всей композиции  преобладает вертикальность, устремленность  вверх, к золоченному куполу, имевшему  первоначально шеломообразную форму.  Декоративная обработка барабана под куполом создана орнаментальными поясами из зубчатых треугольников – мережки, похожих на висячие кружева, и поясом из полукруглых кокошников. Окна и барабаны окаймлены аркатурами на тонких полуколонках.

    В  системе  декора сочетаются традиционно русские и некоторые декоративные элементы романского стиля – аркатурный пояс посередине здания, перспективный портал. Заметны и восточные мотивы – рельефы на камне сходны с рельефами Армении, с которыми у Руси имелись торговые и культурные  связи. Повторяющиеся элементы арок создают ощущение живой пульсации здания.

   Скульптурные украшения здания немногочисленные, но удивительно тактично расположенные  в полукружиях закомар, лишь в центре опускаются чуть ниже. Здесь повторяется композиция с царем Давидом, связанная с прославлением девы Марии.

   В 1954 году при  археологических раскопках были  обнаружены фундаменты не сохранившейся  арочной ограды – галереи,  огибающей церковь с трех сторон  на расстоянии 2,5 м. в 1803 году  шлемовидную главу заменили луковичной, а еще полвека спустя к северу от храма выстроили кирпичные ворота с колокольней.

   Характерные черты  церкви:

- один купол

-сочетание византийских, армянских, романских и русских традиций

- элементы русской  вышивки и деревянной резьбы  в камне

- расширение храма  книзу

- простота форм

- устремленность вверх

- щелевидные окна

- связывание воедино  огромного оружейного пространства.

                                                        5

 

  1. Дмитриевский собор во Владимире (1194 – 1197 гг.)

  Сказочным богатством резьбы выделяется бывший дворцовый храм князя Всеволода Большое Гнездо – Дмитриевский собор во Владимире.

   К моменту его  сооружения Владимиро-Суздальское  зодчество вступило в пятое  десятилетие своего развития. Оно  прошло путь от суровых, всякого декора построек, возведенных в пору Ю.Долгорукого, к стройным храмам времени А.Боголюбского с их изысканными фасадами, и к царственной пышности архитектуры эпохи Всеволода.

   Дмитриевский  собор служил цели прославления  государя и его державы и входил в состав ансамбля великокняжеского дворца.

   В его основе  все тот же тип однокупольного 4-столпного храма, как и у  собора Покрова на Нерли. Но  все его пропорции совершенно  иные: он более просторен и  широк в своих частях и поэтому  у него нет такого  порыва ввысь. Хотя декор по своему характеру аналогичен более ранним храмам, но гораздо богаче их.

   Все верхние части стен снаружи , закомары и даже межоконные поверхности барабана покрыты скульптурным рельефом, в  котором немногочисленные библейские сюжеты переплетаются с обильными изображениями сказочного характера.

    Подолгу можно  рассматривать покрывающие стены  рельефы львов, барсов, фантастических  птиц, затейливый орнамент, образующий  сложные композиции. В центральной  части всех трех фасадов среди птиц и зверей помещен библейский царь Давид с гуслями – композиция, связанная в древнерусском искусстве с прославлением красоты и совершенства мироздания.

                                                       6

   Группа рельефов  над правым окном южного фасада образует композицию «Вознесение Александра Македонского на небо», которая воспринималась как символ могущества верховной власти. Не  случайно симметрично ей на северном фасаде помещен скульптурный портрет Всеволода третьего в окружении сыновей. Очень интересны изображения подвигов Геракла.

   Внутри собора  сохранились остатки фресок XII в. – «Страшный суд».

   Храм отличается  монументальностью, спокойными пропорциями.  Все романские декоративные детали  получают самое полное развитие: широкие пилястры с полуколонками фасадов подчеркивают вертикальный ритм сооружения, что находит свое продолжение в тонких конках барабана  купола, обрамляющих узкие щелевидные окна. Но этот вертикальный ритм гасится плавными дугами закомар, тяжелым шлемом купола и аркатурным поясом.

   По своему характеру  это уже не «интимный»(как Покрова),а  «дворцовый» храм.

   Недолгое (80 лет), но блистательное развитие архитектуры  Владимиро-Суздальского княжества,  создавшее великолепные памятники  мирового зодчества было прервано  татарским нашествием.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   7


Информация о работе Архитектура Владимиро-Суздальского княжества