Архитектура Месопотамии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 15:37, реферат

Описание работы

6500 лет назад на плодородной долине рек Тигр и Евфрат, в теперешнем Ираке со столицей Багдадом, сформировался очаг мировой культуры, названный греками Месопотамия.
Древняя Месопотамия была обширным регионом Ближнего Востока, простиравшимся от современного Персидского залива в Ираке до Турции и севера Сирии. Точные географические границы у него отсутствовали: на северо-западе равнины вторгались в Сирию, на юго-западе они тянулись до Аравийской пустыни, а на востоке этот регион соседствовал с обширными пространствами Персии.

Содержание работы

Введение 3стр.
Глава I: Исторические условия развития 4-9стр.
архитектуры в Месопотамии
Глава II: Памятники архитектуры 10-14стр.
Заключение 15стр.
Приложения 16-18стр.
Список литературы 19стр.

Файлы: 1 файл

Рефер.docx

— 256.74 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                             3стр.

Глава I: Исторические условия развития                               4-9стр.

архитектуры в Месопотамии

Глава II: Памятники архитектуры                                            10-14стр.

Заключение                                                                                         15стр.

Приложения                                                                                       16-18стр.

Список литературы                                                                          19стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Исторические условия развития архитектуры Месопотамии.

 

6500 лет назад на плодородной долине рек Тигр и Евфрат, в теперешнем Ираке со столицей Багдадом, сформировался очаг мировой культуры, названный греками Месопотамия.

Древняя Месопотамия была обширным регионом Ближнего Востока, простиравшимся от современного Персидского залива в Ираке до Турции и севера Сирии. Точные географические границы у него отсутствовали: на северо-западе равнины вторгались в Сирию, на юго-западе они тянулись до Аравийской пустыни, а на востоке этот регион соседствовал с обширными пространствами Персии.

Был он расположен в междуречье Тигра и Евфрата. Обе реки для Месопотамии — то же самое, что плодородный Нил для Египта. С марта по сентябрь разливаются они, неся мощные потоки воды с гор, и увлажняют землю, испещренную каналами искусственного орошения. Так происходит сегодня, так происходило и много веков назад. С давних времен реки изменили свое русло, но когда-то они были ближе друг к другу, чем теперь. И в том месте, где они сближались больше всего, на левом берегу Евфрата стоял город Вавилон.

В архитектуре Передней Азии мы различаем три периода:

  • Первый период — время небольших теократических монархий (до середины третьего тысячелетия до н. э.).
  • Второй — эпоха Вавилона, большой абсолютной монархии (с 2150 до приблизительно 1000 г. до н. э.).
  • Третий — период преобладания Ассирии, огромного военно-аристократического государства (1000 — 600 гг. до н. э.) и время нововавилонской империи, в которой, по-видимому, при наличии организованной военной аристократии, сильны были городские торговые слои (600— 538 гг. до н. э.).

Каждый из указанных периодов представляет собой лишь последующую  фазу предшествующего.

По-видимому, первые месопотамские  жилища была сделаны из тростника  и камыша, что мы до сих пор  находим у арабских племен юга  страны. Расположение строений внутри ограды в современных арабских домах  в Месопотамии близко к тому, которое  наблюдается в жилищах древнейших слоев. Надо иметь в виду, что прошлое  Месопотамии нам далеко не одинаково  хорошо известно: есть древние периоды, о которых сведения у нас более  обширны, нежели о сравнительно молодых  эпохах. Это объясняется, главным  образом, случайным характером археологических  работ в Месопотамии, а кроме  того, специфическими условиями местности, где легко происходит заболачивание  или где, в результате размывов, с  естественными пластами лёсса слеживаются  сырцовые массивы.

Характер и система  построения здания во все периоды  переднеазиатской архитектуры остаются одни и те же, и все зависит  лишь от тех изменений, которые происходят в социальной жизни. Для древнейшего  периода уже характерно применение платформ, играющих роль фундамента здания. Уже налицо основные формы культовых  строений — храм в таком виде, как мы его встречали впоследствии, и примыкающий к нему зиккурат—  башнеобразное сооружение, предназначенное, как некоторые предполагают, для культовых астрологических наблюдений. Вернее, однако, что зиккурат являлся тем местом, куда божество «нисходило» на землю в данном городе. Дворец сперва имеет скромные размеры, но постепенно начинает разрастаться. В древности царь является одновременно и первосвященником, что проявляется и впоследствии в отдельных культовых актах и религиозных церемониях. Земля страны считается землей бога, наместником которого является царь. Поэтому урожай и доходы с земли, идущие в пользу бога, тем самым принадлежат царю, складываются в амбары при храме и дворце и лишь оттуда распределяются дальше. Для правильного учета дохода казны содержался большой штат писцов и счетоводов, жилища которых размещались около храмов и дворцов. Не удивительно, что самое древнее из найденных до сих пор сооружений Месопотамии — почти наверное хозяйственного назначения: амбар, обнаруженный в Телло, древнем Лагаше-Ширпурле, центре небольшой теократической монархии. Дворец представляет собой комбинацию многочисленных покоев вокруг внутренних дворцов, тогда как снаружи здания почти не имели оконных отверстий. Как убранство, так и размеры храмов и дворцов в первый период скромны. Храмы в плане были прямоугольны и разделялись внутри на несколько помещений. В главном помещении, где находился алтарь божеству, на низких стойках размещались вотивные статуи, изображавшие принесших их жертвователей в молитвенных позах. Судя по памятникам, найденным недавно в Уре (современный Мохейер), убранство и утварь во дворцах и храмах были драгоценными и художественными. Уже в первый период обнаруживаются все особенности стиля архитектурных памятников Передней Азии: склонность к геометризации форм и господство плоскости стены и вытекающая отсюда иключительная монументальность.

Этот обширный регион охватывал  две весьма дифференцированные области: Нижнюю Месопотамию, или Колдеа, населенную шумерийцами и аккадцами, и Верхнюю Месопотамию, или Ассирию, гористую страну, населенную воинственными народами — ассирийцами.

Шумеры представляют во многих отношениях один из самых значительных и одновременно таинственных народов  в истории человечества. Они заложили фундамент цивилизации Месопотамии. Шумеры оставили важнейший след в  культуре Междуречья - в религии  и литературе, законодательстве и  управлении, науке и технике. Именно шумерам мир обязан изобретением письменности. К концу III тыс. до н.э. шумеры потеряли свое этническое и политическое значение.

Шумеры в Месопотамии поселились около 3600 г. до Р.Х. Они создали могущественное государство, процветающее в 2800 – 2369 г. до Р.Х., построили хорошо укрепленные города, построили сложную систему орошения. Особенно высокий уровень в шумерской цивилизации достигла инженерная мысль, астрономия, математика, медицина, литература, музыка, изобразительное и прикладное искусство.

Около 3000 г. до Р.Х. шумеры создали клинопись (протопись), которую позже переняли аккады, сирийцы и другие народы.

Правители шумерского государства  долгое время воевали с государством акадов в Северной Месопотамии (2287 – 2167 г. до Р.Х.), правитель которого, Саргон Великий, завоевал шумеров. Когда пали династии шумеров и аккадов, на территории Месопотамии возникло древнее Вавилонское царство (1894 – 1595 г. до Р.Х.), в котором развивались традиции шумерской культуры.

Так уже к первой четверти третьего тысячелетия их начинают вытеснять  семиты, жители области Аккад, лежавшей немного к северу от Шумера, располагавшегося по берегу залива. Фактическое уничтожение  шумерийцев не ведет за собой вымирания  шумерийского языка, который остается культовым и официальным языком Месопотамии и впоследствии.

Во второй период — эпоху Вавилона — вавилонскому государству удается объединить под своей властью значительные территории. Вавилон становится центром страны. В том месте, где Тигр и Евфрат сближались больше всего, на левом берегу Евфрата стоял город Вавилон.  
250 башен защищали город, имевший сто медных ворот и около 60 миль в окружности. В результате раскопок было выяснено что Вавилон был окружен 3-мя поясами стен. Если бы все кирпичи этих стен расположить цепочкой, то получился бы пояс длиной от 500 до 600 тысяч километров. Им можно было бы опоясать земной шар по экватору 12—15 раз. Вторая стена была из обожженного кирпича: для производства его в необходимом количестве должны были работать 250 заводов с годовой производительностью десять миллионов штук кирпича. Стены Вавилона с внутренней стороны были облицованы глазурованными плитками, покрытыми орнаментом, а также изображениями львов, газелей, драконов и воинов с оружием в руках. Евфрат разделял его на две части, и на каждом берегу возвышался величественный дворец. Превосходный мост соединял оба берега, а в царствование Семирамиды был даже вырыт тоннель под Евфратом. Один из двух дворцов был цитаделью, а другой — местом пребывания царей.  
У древних авторов есть прекрасные описания Вавилона, одного из величайших городов древности. В исторической науке бытовали различные мнения об основании города. Одни ученые считали, что он был основан ассирийским царем Нином, другие называли основателем города Бэла, а некоторые считали основательницей города легендарную Семирамиду. Рассказывают, что для сооружения этого города (возникшего за 2000 лет до Р.Х.) было собрано два миллиона рабочих и все зодчие обширной Ассирии.

На огромной равнине возвышаются  могучие стены с сотнями башен, покрытые зелеными и голубыми плитками, которые отражают солнечные лучи далеко к горизонту. А за этими  стенами и башнями — еще  более великолепные и высокие. В центре столицы возвышается самое высокое сооружение между Евфратом и Тигром — легендарная Вавилонская башня.  
И весь этот волшебный пейзаж отражается в огромном озере, которое защищало от нападения и без того неприступные стены. Хитроумная водная система давала возможность в случае опасности затопить равнину вокруг Вавилона. Все авторы сходятся в том, что стены были возведены из кирпичей, скрепленных асфальтом. Но еще больше, чем крепостные стены, Кольдевея (а вместе с ним и весь мир) поразило другое открытие — «Дорога смерти», или, точнее, «Дорога для процессий бога Мардука».

Дорога шла от берегов  Евфрата и Больших ворот к  главному храму Вавилона — Эсагиле (святилищу с высокой башней), посвященному богу Мардуку. Эта дорога 24-метровой ширины была ровной, как  шнур, и вела сначала к воротам  богини Иштар (мощному укрепленному сооружению с четырьмя башнями), а  оттуда вдоль царского дворца и зиккурата  — к святилищу бога Мардука. Посередине дорога была вымощена большими каменными  плитами, и во всю длину ее обрамляли  красные кирпичные полосы. Пространство между блестящими каменными плитами  и матовым мощением было залито черным асфальтом.  
Это была великолепная дорога, но все же чудом света ее делало совсем другое. В сущности, она была огромным оврагом, похожим на прекрасно облицованный канал-шлюз. Ничего не было видно ни справа ни слева, потому что с обеих сторон ее обрамляли гладкие стены семиметровой высоты, заканчивавшиеся зубцами, между которыми на одинаковом расстоянии друг от друга стояли башни. Внутренняя сторона стен была облицована блестящей глазурованной синей плиткой, и на холодном синем фоне ее грозно вышагивали львы с ярко-желтой гривой и оскаленной пастью с клыками. Сто двадцать двухметровых хищников глядели на паломников, за ними со стен ворот богини Иштар скалили пасти драконы, рогатые полу-крокодилы, полу-псы с чешуйчатым туловищем и огромными птичьими когтями вместо лап. Этих вавилонских драконов было свыше пятисот.  
Почему набожные вавилонские паломники должны были идти по этой ужасной дороге? Ведь вавилонская религия, хотя и была полна магии, чудес и фантастических существ, отнюдь не была религией ужаса. Но дорога Мардука вызывала чувство страха и превосходила все, даже храм ацтеков в Чичен-Ице, который называют окаменевшим ужасом. На этот вопрос исследователи вавилонской религии так и не смогли ответить. Военные историки предполагают, что дорога великого бога Мардука служила не просто для процессий паломников, а была и частью оборонительной системы самой крупной крепости, которая когда-либо существовала в мире.  
 К этому времени оформляется тот вид древневосточной деспотии, который с некоторыми видоизменениями мы будем наблюдать в дальнейшем в Передней Азии. Идея всемирной монархии, осуществление которой не удавалось многим смельчакам в предшествующий период, получает полное воплощение. Личность монарха является недосягаемой, царь становится выше культа, ему воздаются божеские почести. Отсюда в области зодчества — крепость и дворец, доминирующие над храмом,— полная противоположность тому, что мы наблюдали в Египте. Город растет, а вместе с его ростом и ростом всего государства увеличиваются размеры храмов и дворцов, увеличивается роскошь их отделки. Недавно в Уре раскопан целый квартал этого периода. Рядовые дома в большинстве случаев двухэтажные, более чем близки современным ближневосточным домам с внутренним двором, во внутрь которого на охватывающие его балконы выходят двери. Стены на улицу в первом этаже глухие, а во втором имеют малое количество окон. Во всех домах — хорошо устроенные стоки. В том же Уре найден храм этого периода, посвященный лунному божеству, храм, носящий название Э-дуб-лаль-мах. Архитектурные формы здания так же геометричны, как и в прошлый период. Двери имеют арочные входы. Очевидно, полусферический купол покрывает центральную часть. Стены здания профилированы многогранными углублениями, имеющими вид призм, обращенных одним из острых углов внутрь массива стены. Для этого периода многое остается неясным,—слишком мал и отрывочен имеющийся материал. Неоднократные нашествия и многочисленные войны приводят к регрессивным формам во всем, в частности и в области истории искусства. Так, это особенно ощущается в отношении периода касситов, в результате нашествия которых страна много веков находилась под властью касситских династий.

В третий период архитектура Передней Азии достигает своего полного развития и блеска. Фактически это единственная хорошо нам известная эпоха, но все-таки и этот материал порой слишком случаен. Ассирия — это огромная военно-аристократическая империя, где искусство обслуживает небольшую классовую верхушку. Как в период Ассирии, так и во время недолго просуществовавшего Нововавилонского государства для архитектуры типичен культ количественного, грандиозность форм, стремящихся, с одной стороны, подавить личность приходящего — подданного, с другой стороны — возвеличить личность живущего — монарха. Плоскость огромных стен украшается рельефами и росписями, сюжетами которым служат эпизоды из жизни деспотов или культовые сцены аллегорического содержания. Декорация делается из глазурных изразцов, из металлических аппликаций, из стекловидной массы. Сильно развиваются орнаментальные мотивы. Широкого применения достигает так называемый геральдический стиль — симметричное расположение двух или четырех фигур по сторонам центральной оси. Всеми способами стремятся достигнуть максимальной пышности. Дворцы Вавилона, Ниневии и Ассура — целые небольшие селения.

То же можно сказать, примерно, и о храмах, занимающих порою целые  кварталы. В Ассирии храмы имели, по-видимому, свои поместья, а тем  самым и большое хозяйство. Слава  Вавилона как города необычайной  роскоши связывается именно с  этим периодом, когда жизнь высших слоев общества была проникнута большой  утонченностью.

В короткий нововавилонский  период роскошь дворцовых построек достигает, пожалуй, еще большего размаха. Тематически в убранстве помещений  в это время намечается некоторый  возврат к более сдержанным формам, некоторая большая строгость, в  противовес живописности поздней Ассирии. Стилистически архитектура Месопотамии  и Ассирии принадлежит к тому же кругу искусств, что и архитектура  Древнего Египта. Их объединяет одинаковая монументальность, простота и геометричность форм. В нововавилонскую эпоху  наблюдается то же стремление к грандиозному, колоссальному. Если в Египте культовый момент доминирует над всеми другими проявлениями государства, как такового, и в архитектуре храм занимает первое место, то в Передней Азии дворцу и крепости отведена главная роль, а культовый момент отходит на второй план. Интересно отметить, что принципу ярко выраженной в египетских строениях симметрии и всей тектонической тенденции отвечает в Месопотамии почти полная ассиметрия. Египетский храм построен весь по горизонтали, и пространство его должно восприниматься как последовательно и постепенно развертывающееся перед зрителем. Месопотамский храм не предполагает, что посетитель должен ожидать в нем конечной цели в вытянутых одно за другим помещениях, в анфиладе. Помещения кажутся словно прилепленными, в зависимости от надобности, одно к другому.

Информация о работе Архитектура Месопотамии