Архитектура Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 19:43, реферат

Описание работы

В многочисленных и разнообразных культурных памятников Китая древняя китайская архитектура занимает очень важное место. Выдающиеся образцы древней китайской архитектуры, такие как дворец "Гугун", храм "Неба", парк "Ихэюань" в Пекине, древний город "Лицзян" в провинции Юньнань, древние жилые помещения в южной части провинции Аньхуэй и другие уже вошли в "Каталог мирового культурного наследи.

Файлы: 1 файл

Архитектура Китая!.docx

— 126.51 Кб (Скачать файл)

Архитектура Китая 

В многочисленных и разнообразных культурных памятников Китая древняя китайская архитектура занимает очень важное место. Выдающиеся образцы древней китайской архитектуры, такие как дворец "Гугун", храм "Неба", парк "Ихэюань" в Пекине, древний город "Лицзян" в провинции Юньнань, древние жилые помещения в южной части провинции Аньхуэй и другие уже вошли в "Каталог мирового культурного наследи.  
 
 
 
Кроме того, древнее китайское зодчество характеризуется применением красок. Обычно крыши дворца порывались желтой глазурованной черепицей, карнизы красились сине-зеленой окраской, стены, столбы и дворы - красным цветом, комнаты устланы белыми и темными мраморными платформами, которые сверкали под голубым небом. Сочетание желтой, красной и зеленой окрасок с бело-черной в украшении домов не только подчеркивает величественность зданий, но и радуют глаз.  
 

Глава 10  
Теория цветового оформления

Как влияют на нас различные  цвета? Каков механизм и результат  этого воздействия? Какова философская  и практическая роль цвета в нашей  жизни?

Несмотря на то, что западная научная мысль располагает многовековым опытом исследований в этой области, принятые определения цвета не являются достаточно строгими и до сих пор  на Западе не существует научной теории цвета, отвечающей на поставленные вопросы. Однако роль цвета как одного из важнейших аспектов нашей жизни  сомнению не подвергается, и этой проблемой  занимались такие выдающиеся умы  прошлого, как Платон, Гегель и Ньютон. Ньютону, к примеру, принадлежит  следующее определение цвета: “Цвет  — это определенный вид психических  переживаний, возникающих благодаря  как поступающим в глаза внешнему излучению, так и механическому воздействию на глаза, или внутреннему представлению этого вида переживания в полной темноте (с закрытыми глазами, в воображении, во сне)”.

Цвет исследовался и как  эстетическое, и как психологическое  явление. Никто не станет спорить  с тем, что цвет - одна из важнейших  характеристик произведений живописи и что каждый оттенок передает определенный эмоциональный тон.

При взгляде на любой предмет  из нашего окружения мы прежде всего обращаем внимание на его форму и цвет. Но если форму почти все воспринимаются однозначно, то с цветом дело обстоит сложнее. Круглую вазу никто не назовет квадратной, но зеленую вазу дальтоник, например, может назвать коричневой. Поэтому есть мнение, что ощущение цвета очень субъективно и его влияние не может быть однозначным. Однако многие устойчивые словосочетания с цветообозначениями, описывающие душевное состояние, в разных традициях западного мира схожи между собой. Например, такие выражения, как “побелеть от страха”, “зеленеть от тоски”, “пожелтеть от зависти”, “покраснеть от стыда”, “почернеть от горя” и т.п., можно считать интернациональными.

Современные ученые утверждают, что цвет — это характерная  функция восприятия, передающая выразительность  и позволяющая приобрести определенные знания об объекте. Конечно же, такое  определение неоспоримо, однако оно  носит описательный характер, не раскрывая  самого механизма воздействия цвета.

Впрочем, эмпирические данные о воздействии цвета находят  широкое применение - и не только в области искусства. Посредством  правильного цветового оформления цеха или офиса удается увеличить  производительность рабочих и служащих. Цветолечение успешно применяется в медицине. Чрезвычайно эффективно правильное использование цвета в рекламном бизнесе.

В Китае тоже не существует научной теории цвета, однако цвет издревле рассматривался там как одна из важнейших  связующих нитей между человеком  и вселенной. Благодаря этому  китайцам удалось накопить богатейший опыт в области изучения воздействия  цвета на человеческое мироощущение.

В результате длительных исследований и наблюдений сформировалась теория, частично объясняющая механизм влияния  цвета с метафизических позиций. Китайская теория цвета базируется на представлении о том, что наша жизнь и судьба тесно связаны  с окружающей нас природой и вселенной  в целом и что сила, посредством  которой цвет воздействует на нас, - это все та же вездесущая энергия  ци.

Цвета в китайской системе  подразделяются на иньские и янские. Янские цвета— красный, желтый, пурпурный и красно-желтые оттенки. Иньские цвета — зеленый, голубой, серый, зелено-голубые и фиолетово-голубые оттенки. Баланс цветовой гаммы достигается сочетанием иньских и янских цветов одинаковой яркости. Однако если используются очень яркие цвета, контраст не должен быть слишком резким, иначе это будет вызывать дискомфорт.

В Фен Шуй важную роль играют символические значения цветов. Красный цвет считается очень благоприятным, зеленый ассоциируется с долголетием, желтый символизирует власть, голубой — небесный блеск, белый — бедность. Здесь следует отметить, что некоторые цвета имеют разное символическое значение в различных культурах. Например, в китайской традиции белый цвет считается траурным, тогда как в европейской культуре цвет траура - черный. Китайцы верят, что красный цвет приносит счастье и удачен для тех, кто собирается вступить в брак. Зеленый — цвет надежды, розовый — цвет наслаждения.

Цвет может и стимулировать, и угнетать нашу ци. При удачном подборе тонов цветовая гамма может гармонизировать и уравновешивать личную ци человека, благотворно влияя тем самым на его мироощущение и судьбу.

Искусство работы с цветом — один из инструментов Фен Шуй, который наряду с другими методами и в сочетании с ними позволяет достичь счастья и материального благополучия, семейной гармонии и успехов в бизнесе. С помощью цвета можно визуально изменить форму и размеры участка, дома или комнаты, а следовательно, изменить к лучшему любую область жизни.

Каким же образом цвет влияет на нас?

Во-первых, цвет связан с  состоянием здоровья человека. Китайские  медики владеют методами диагностики  заболеваний по цвету лица или  радужной оболочки глаза, а некоторые  из них умеют ставить диагноз  по окраске личной ци человека.

Во-вторых, цвет формирует  наше эмоциональное состояние. Когда  цвета, которые мы видим (например цвет обоев в комнате или цвет нашей одежды), совпадают с цветами нашей личной ци в данное время, то мы чувствуем себя комфортно. А если эти цвета не гармонируют между собой, мы ощущаем дискомфорт.

В-третьих, цвет, влияя на наше здоровье и эмоции, во многом определяет наше поведение.

Следует упомянуть, что цвет нашей личной ци, как и цвета наших семи основных энергетических центров — чакр, не постоянен, а меняется со временем и зависит от множества факторов. Следовательно, “универсального” цвета, благотворного всегда и для всех, не существует.

Цвет воздействует на нас  с утра до вечера — все время, пока открыты наши глаза и мы видим  окружающие предметы. Проснувшись утром  и открыв глаза, мы видим цвет потолка  в спальне. Умываясь, мы видим цвета, в которые окрашена ванная комната. По дороге на работу мы видим цвета  других машин. В офисе мы видим  цвет интерьера и цвета одежды других сотрудников.

И все эти цвета влияют на наше эмоциональное и физическое состояние, формируя наше поведение, а в конечном счете и всю нашу жизнь.

На Востоке существует несколько концепций взаимосвязи  цветов. Первая и самая распространенная из них основана на уже известной  нам теории пяти элементов. С каждым из пяти элементов связан определенный цвет (см. таблицу в разделе 4.6.), что  отражено, в частности, на диаграмме  Багуа.

С помощью Багуа можно выяснить, какой цвет способен укрепить здоровье, какой принесет удачу, а какой улучшит отношения в семье. Например, почки ассоциируются со стихией Воды, а Вода — с черным цветом. Поэтому людям, страдающим почечными заболеваниями, полезно есть пищу темного цвета и носить черную одежду.

Вторая концепция описывает  взаимосвязи между шестью цветами. Она основана на буддийской мантре “Ом Мане Падме Хум”. Эта мантра, служащая для активизации духовной энергии, состоит из шести слогов. Каждому слогу соответствует определенный цвет в следующей последовательности:

белый

I

красный

I

желтый

I

зеленый

I

голубой

I

черный

Первым в этой последовательности стоит белый цвет, представляющий Начало и энергию ян. Белый цвет символизирует пустой лист бумаги. Замыкает цепочку черный цвет, символизирующий Конец и энергию инь. Четыре цвета, расположенные между Началом и Концом, символизируют все сущее во вселенной - все, что рождается и умирает в бесконечном цикле развития.

Когда белый лист заполняется  черными буквами, белизна его  становится более явной в контрасте  с черным. Без черного белое — ничто. В бесконечном цикле существования белое порождает черное, из которого, в свою очередь, рождается белое. И эта последовательность шести цветов, как и сама мантра, символизирует процесс перерождения и стимулирует духовную энергию.

Но для представителя  западной культуры более привычна другая цветовая последовательность - гамма  семи цветов радуги. Свет, преломленный через призму, формирует последовательность красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов.

В Фен Шуй радужная гамма используется для разрешения самых разнообразных проблем. Например, тем, кто переживает “черную полосу” в жизни, Линь Юнь рекомендует носить одежду всех семи цветов - от красного головного убора до фиолетовой обуви. Но едва ли кто-то решится последовать этому совету на практике: такая одежда будет слишком пестрой и вызовет улыбки.

Лучше оформить комнату в  соответствии с цветами радуги, расположив спектр в направлении от пола к  потолку. Но еще проще - и не менее  эффективно - просто нарисовать красками или яркими фломастерами небольшую  картинку, состоящую из разноцветных полос в последовательности цветов радуги, и, помещая ее в разные места  квартиры в соответствии с Багуа, стимулировать тем самым энергию в тех или иных областях жизни.

Цвет - важный компонент многих традиционных китайских искусств. Он издавна играл существенную роль не только в Фен Шуй, но и в медицине, изобразительном искусстве, поэзии и кулинарии. Соотношения между цветами и пятью элементами применялись в китайской архитектуре, в декоре китайских пагод, башен и дворцов. Цвет использовался для насыщения столицы и императора сакральной энергией. Желтый цвет крыш императорского дворца символизировал Землю и Центр и укреплял энергию императора, восседавшего в символическом центре вселенной — спиной к северным варварам, лицом на юг.

Принципы использования  цветов в китайской архитектуре, особенности влияния цветов пяти планет на погоду и урожай и тому подобные знания, игравшие столь важную роль в Древнем Китае, для нас  практической ценности не имеют. Поэтому  рассмотрим лишь один пример использования цвета в терапевтических целях, почерпнутый из практики мастера Линь Юня.

Линь Юнь полагает, что для лечения сердечных заболеваний эффективен белый цвет. Сердце связано со стихией Огня. Считается, что существует два вида сердечных проблем — физические и психологические, и возникают они, соответственно, из-за недостатка или избытка энергии Огня в нашем организме. Причиной повышенного кровяного давления может быть недостаток Огня. С другой стороны, к сердечным заболеваниям могут вести повышенные обидчивость и гнев, возникающие из-за избытка Огня. Даже если человек в целом уравновешен, случайная вспышка гнева может повлечь за собой энергетический дисбаланс и резко усилить стихию Огня.

Избыток Огня можно нейтрализовать белым цветом — цветом Металла, потому что в цикле взаиморазрушения стихий Огонь разрушает Металл, теряя при этом свою силу. Черный цвет - цвет Воды - также компенсирует избыток Огня, потому что Вода разрушает Огонь, но белый цвет все же предпочтительней, так как действует мягче.

Сердечные заболевания, вызванные  недостатком Огня, лечатся красным  цветом Огня и зеленым цветом Дерева (Дерево рождает Огонь).


Информация о работе Архитектура Китая