Архитектура ХХ века. Основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 21:27, реферат

Описание работы

Архитектура ХХ века называется современной архитектурой. Принято считать, что архитектура до ХХ века, так называемая архитектура исторических стилей, уже не была в состоянии отразить величайшие изменения в обществе и соответствовать его новым потребностям.
Существует несколько подходов к классификации современной архитектуры на стили или направления. Например, одни выделяют: архитектуру техно; рациональную архитектуру; экспрессионистскую архитектуру; конструктивизм; неопластичную архитектуру; органическую архитектуру; архитектуру пост-модерна; деконструктивизм.
А другие: блобитектуру; компьютерный дизайн; критический регионализм; деконструктивизм; зеленый дизайн; хай-тек; модернизм; архитектуру «новелти»; постмодернизм.

Файлы: 1 файл

Архитектура ХХ века.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Архитектура ХХ века. Основные направления 

 

Архитектура ХХ века называется современной архитектурой. Принято считать, что архитектура  до ХХ века, так называемая архитектура  исторических стилей, уже не была в  состоянии отразить величайшие изменения  в обществе и соответствовать его  новым потребностям.

Существует  несколько подходов к классификации  современной архитектуры на стили  или направления. Например, одни выделяют: архитектуру техно; рациональную архитектуру; экспрессионистскую архитектуру; конструктивизм; неопластичную архитектуру; органическую архитектуру; архитектуру пост-модерна; деконструктивизм.

А другие: блобитектуру; компьютерный дизайн; критический регионализм; деконструктивизм; зеленый дизайн; хай-тек; модернизм; архитектуру «новелти»; постмодернизм.

В конце XIX века техно архитектура базировалась на использовании новых материалов (например, высокопрочного железа, чугуна), благодаря которым структуру  здания можно было вытягивать на любую  высоту. В строительстве начали использовать армированный бетон. Первоначально к зданиям из металла, чугуна и стали не относились как к архитектурным сооружениям, так как считалось, что эти материалы не несут в себе творческого, художественного начала, и поэтому не являются эстетичными. А чтобы здания выглядели таковыми, их декорировали колоннами, пилястрами, разными классическими элементами. К архитекторам стиля техно относятся: Луис Генри Салливен9 (1856-1924) (рис. 1-4) и Эеро Сааринен8 (1910-1961) (рис. 5-7) в США; Кензо Тангэ11 (1913-2005) (рис. 8-9) в Японии. Генри Салливену, создателю так называемой чикагской школы, принадлежит известная фраза: «Форма следует за функцией».

Рисунок 1. Луис Генри Салливен. Особняк Брэдли, 1910

 

Рисунок 2. Луис Генри Салливен. Национальный фермерский банк, 1908

 

Рисунок 3. Луис Генри Салливен. Русская православная церковь в Чикаго, 1903

 

 

 

Рисунок 4. Луис Генри Салливен. Уэйнрайт-билдинг  в Сент-Луисе, 1890-1991

 

 

Рисунок 5. Эеро Сааринен. Музей Искусства Милуоки

 

 

 

Рисунок 6. Эеро Сааринен. Терминал TWA в аэропорту  Кеннеди в Нью-Йорке, 1962

 

Рисунок 7. Эеро Сааринен. Интерьер терминала TWA в аэропорту  Кеннеди в Нью-Йорке, 1962

 

Рисунок 8. Кензо  Тангэ. «Гимназиум» в Токио. Япония, 1963—1964

 

Рисунок 9. Кензо  Тангэ. Олимпийский центр в Токио, 1964

 

  Рациональная архитектура  родилась после первой мировой войны – когда появилась большая потребность в жилье. Главные её принципы сводятся к следующему: архитектонические формы должны быть рациональны; должны зависеть от функционального назначения сооружения; расходы минимизированы; в целях экономии и ускорения строительства используются строительные полуфабрикаты и стандарты; в целом архитектура рассматривается как фактор прогресса. Эстетика здания должна полностью соответствовать его функции. В задачу архитектора входило рациональное проектирование с использованием прогрессивных технологий, которые должны четко просматриваться в строении. В результате главным стала демонстрация чистоты формы и цвета, а также новых материалов – стекла, стали, армированного бетона. Предпочтение отдавалось кубическим и призматическим формам с плоскими крышами. Принцип симметрии был заменен на асимметрию. Представителями этого направления в архитектуре являются: Адольф Лоос6 (1870-1933) ( рис. 10-12) в Австрии, Мис Ван дер Ройя2 (1886-1965) ( рис. 13-15) в Америке, Ле Корбузье (1887-1965) во Франции, Джузеппе Терраньи13 (1904-1943) ( рис. 16) в Италии, Оскар Ниемейер4 (род. 1907) (рис. 17-20) в Бразилии. К этому же направлению относится школа Баухауса.

Рисунок 10. Адольф Лоос. Дом  Мюллера в Праге, 1928-1930

 

 

 

Рисунок 11. Адольф Лоос. Дом Goldman и Salatsch в Вене,1912

 

Рисунок 12. Адольф Лоос. Вилла Карма в Швейцарии 1904-1906

 

Рисунок 13. Мис  Ван дер Ройя. Павильон Германии в Барселоне, 1929

 

Рисунок 14. Мис  Ван дер Ройя. Сигрэм Билдинг в  Нью-Йорке, 1958

 

 

 

Рисунок 15. Мис Ван дер Ройя. «Стеклянный дом» в  Плейно, 1946—1951

 

Рисунок 16. Джузеппе Терраньи. Каса дель Фасио, Комо, Италия, 1936

 

Рисунок 17. Оскар  Ниемейер. Кафедральный собор в Бразилии, 1960–1970

 

 

 

Рисунок 18. Оскар  Ниемейер. Дворец Национального конгресса в Бразилии, 1960

 

Рисунок 19. Оскар  Ниемейер. Музей современного искусства  в Нитерое, 1996

 

 

 

Рисунок 20. Оскар  Ниемейер. Жилой дом «Копан» в  Сан-Паулу, 1951–1965

 

 Ба́ухаус (нем. Bauhaus, Hochschule für Bau und Gestaltung — Высшая  школа строительства и художественного конструирования, или Staatliches Bauhaus) — учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933, а также художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре.

Школа Баухаус была образована в Веймаре 25 апреля 1919 в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной Анри Ван де Вельде1 (1863—1957)  Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства. Будучи инициатором создания нового заведения, на должность руководителя А. Ван де Вельде предложил кандидатуру молодого берлинского архитектора Вальтера Гропиуса3 (1883-1969).

Преподавателей  и учащихся в эпоху Веймарской республики объединяли левые взгляды  и новаторские подходы к искусству. Гропиус считал, что в новую эпоху архитектура должна быть строго функциональной, экономичной и ориентированной на технологии массового производства. Девиз "Баухауса": "Новое единство искусства и технологии" ( рис. 21-22).

Рисунок 21. Вальтер  Гропиус. Здание школы в Дессау баухаус, 1925-1926

 

Рисунок 22. Марсель  Бройер, Гамильтон Смит, Баухаус. Музей  Уитни, Нью-Йорк, 1963-1966

 

 На практику  архитектуры огромное влияние  оказали взгляды Ле Корбюзье (рис. 23-24), который одним из первых  в своих зданиях использовал железобетонный каркас, крыши-террасы, большие плоскости остекления на фасаде, открытые опоры в нижних этажах здания, свободную планировку этажей.

Рисунок 23. Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси, Франция, 1929—1931

 

 

Рисунок 24. Ле Корбюзье. Павильон, 1958

 

 Ле Корбюзье  — французский архитектор швейцарского  происхождения, создатель архитектуры  интернационального стиля, художник  и дизайнер.

Достиг известности  благодаря своим островыразительным постройкам функционального стиля, а также талантливому перу писателя-публициста. Его постройки можно обнаружить в разных странах — в Швейцарии, Франции, США, Аргентине, Японии, России. Характерные признаки архитектуры Ле Корбюзье - объёмы-блоки, поднятые над землей; свободно стоящие колонны под ними; плоские используемые крыши-террасы ("сады на крыше"); «прозрачные», просматриваемые насквозь фасады ("свободный фасад"); шероховатые неотделанные поверхности бетона; свободные пространства этажей ("свободный план"). Бывшие некогда принадлежностью его личной архитектурной программы, сейчас все эти приемы стали привычными чертами современного строительства.

Необыкновенную  популярность творчества Ле Корбюзье можно объяснить универсальностью его подхода, социальной наполненностью его предложений. Нельзя не отметить его заслуги и в том, что он открыл глаза архитекторам на свободные формы. В большой степени именно под впечатлением его проектов и построек произошёл сдвиг в сознании архитекторов, в результате чего свободные формы в архитектуре стали применять гораздо шире и с гораздо большей непринужденностью, чем раньше.

Пять отправных  точек современной архитектуры  Ле Корбюзье:

1. Жилое помещение  поднято над уровнем почвы  на ряд бетонных опор. Благодаря  этому нижний ярус здания кажется  естественным продолжением сада.

2. Абсолютно плоская крыша, которая может использоваться как солярий, спортплощадка, бассейн либо сад.

3. «Свободный  план» подразумевает открытое  внутреннее пространство, не загромождённое  перегородками и несущими конструкциями.

4. Не вертикальные, а горизонтальные окна, которые способствуют лучшему освещению и вентиляции.

5. В отличие  от традиционных построек, у здания  «свободный фасад», членение которого  не предопределено задачей переноса  веса здания на несущие конструкции. 

В вилле Саввой (рис. 23) чётко воплотились такие приёмы модернистской архитектуры, как лишённые декора геометрические формы, белые гладкие фасады (с которыми контрастирует полихромный интерьер), использование внутреннего каркаса. Все эти причины способствовали тому, что это здание стало своеобразным манифестом архитектуры «интернационального стиля».

Экспрессионистская  архитектура зародилась в Германии после Первой мировой войны. Эта  архитектура ориентирована на форму, фантазию, нерациональность. К этому  направлению относятся представители  так  называемой Novembergruppe, такие как Эрих Мендельсон7 (рис. 25-28), Бруно Таут12 (рис. 29-32).

Рисунок 25. Эрих Мендельсон. Башня Эйнштейна. Обсерватория на горе Телеграфенберг в Потсдаме, 1917 либо 1920—1921

 

Рисунок 26. Эрих Мендельсон. Дом Моссе в Берлине, 1921-1923

 

Рисунок 27. Эрих Мендельсон. Шляпная фабрика в  Луккенвальде, 1921-1923

 

Рисунок 28. Эрих Мендельсон. Силовая станция текстильной  фабрики «Красное Знамя», Санкт-Петербург, 1925-1926

 

Рисунок 29. Бруно  Таут. Жилой комплекс «Хижина дяди Тома» в берлинском районе Целендорф, 1926

 

 

Рисунок 30. Бруно  Таут. Дом художника в Ворпсведе, 1926

 

Рисунок 31. Бруно  Таут. Посёлок Хуфайзен в берлинском районе, Бриц, 1925

 

Рисунок 32. Бруно  Таут. Стеклянный павильон на выставке Немецкого Веркбунда в Кёльне, 1914

 

   Конструктивизм  в архитектуре как направление  зарождается в России на базе  манифеста футуриста Сант’Элин10 под влиянием кубизма и супрематизма  Каземира Малевича. Конструктивисты  считали, что форма конструкции  должна зависеть от структурных  элементов, которые должны быть обнажены. Предпочтение отдавалось развитию здания по вертикали; считалось, что здание должно быть агрессивно противопоставлено окружающей среде. Представителями этого направления были: Владимир Татлин (1883-1953 гг.), Лазарь Лисицкий5 (1890-1941 гг.), который считал, что архитектура должна выражать революционный динамизм и привести к стиранию различий между городским и сельским рабочим классом (рис. 33).

Рисунок 33. Эль  Лисицкий. Небоскреб у Никитских  ворот из проекта «горизонтальных небоскребов», 1925

 

 Архитектура  неопластичная и органическая  появилась в Голландии в рамках  движения «De Stijl», по названию  журнала, созданного Тео Ван  Доесбургом (1883-1931) и Питом Мондрианом (1912-1872). Лейтмотив этого направления  – «превзойти естественную форму и убрать всё, что противостоит чистоте художественного выражения» - по сути означал: убрать исторические формы. Так, трехмерность заменяется на двухмерность. Фасады зданий начинают оформлять панелями, уложенными друг на друга, как в живописи Мондриана. Причем панели красились так, чтобы не было ощущения глубины.

Органическая  архитектура была введена Фрэнком  Ллойд Райтом (1869-1959 гг.), который  проповедовал принцип свободной  архитектуры в свободном пространстве. Райт считал, что планировка должна свободно строиться вокруг центрального ядра (очага); стен должно быть минимальное количество, с тем чтобы свет, воздух и вид создавали ощущение единого пространства; здание должно гармонировать с окружающей средой. Райт отказался от понятия комнат, так как дома – не коробки; от использования разных материалов, отдавая преимущество одному; от криволинейного декорирования с предпочтением прямых линий и т.д.

Известность Райту  принесли «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой. Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы. Многие из домов в плане крестообразные, и расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство. Интерьерам домов Райт уделял особое внимание, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Наиболее известными среди «Домов Прерий» являются дом Уиллитса, дом Мартина и дом Роби (рис. 34)

Рисунок 34. Фрэнк  Ллойд Райт. Дом Роби, Чикаго, шт. Иллинойс, 1909

 

 

Рисунок 35. Фрэнк  Ллойд Райт. Дом над водопадом, Беар Ран, шт. Пенсильвания, 1935

 

 Свой собственный  дом, «Талиесин» (Taliesin), Райт построил  также в стиле «Домов Прерий»  в 1911 году.

Второй пик в творчестве Райта приходится на 30-е годы. Райт начинает использовать элементы заводского изготовления и железобетонные конструкции, продолжая противопоставлять техницистским (увлечение технической стороной дела в ущерб его сущности) устремлениям функционализма романтические идеи единения с природой. В 1935—1939 Райт строит для И.Дж. Кауфмана знаменитый «Дом над водопадом» («Fallingwater») (рис. 35), шт. Пенсильвания. Дом представляет собой композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей из известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера. Строительство дома обошлось в 155000 долларов, из которых оплата работы архитектора составила 8000 долларов. Не всё в конструкции дома оказалось совершенным, и он дважды реконструировался в 1994 и 2002 годах с добавлением дополнительных стальных опор.

Для клиентов среднего класса Райт в этот период разрабатывает  дома умеренной стоимости. Сам Райт называет их «юсоновскими» или «североамериканскими», от аббревиатуры U.S.O.N.A (Unites States of Nothern America). Компактные, экономичные и технологичные, «юсоновские» дома развивали принципы, заложенные ещё в «Домах Прерий». Широкая крыша домов парила над стенами за счет применения узких ленточных окон под самым потолком. Дома проектировались в основном одноэтажными и L-образными в плане, что позволяло им вписываться в участки сложной формы. Каркасная конструкция позволяла удешевить строительство.

Информация о работе Архитектура ХХ века. Основные направления