Архитектура Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 15:03, контрольная работа

Описание работы

Классическим образцом архитектурных сооружений являются пирамиды фараонов 4-й династии (27 в. до н.э.) Хеопса, Хефрена и Микерина . Их отточенная форма, основанная на пропорциях “золотого сечения”, была предельно лаконична и бесконечно выразительна. Два элемента определяли закономерности формы: основание, квадратное в плане, и схождение сторон в одной точке, подобно тому, как вся египетская жизнь сходилась, сфокусировалась в обожествленном фараоне. Гениальная в своей простоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути египетского общества, подчиненного безграничной власти фараона.

Содержание работы

Архитектура Древнего Египта. _______________________________________________2
Пирамиды.________________________________________________________________4
Сфинксы. _________________________________________________________________9
2.Развитие Искусства. __________________________________________________________10
2.1. Скульптура._______________________________________________________________10
2.2. Рельефы и росписи.________________________________________________________13
3.Тест._______________________________________________________________________15
4.Список используемой литературы.______________

Файлы: 1 файл

культурология КР.docx

— 43.94 Кб (Скачать файл)

Пирамида Микерина.

Она называется «Божествен Менкаура», так как была последним этапом в некой символической программе, которую завершил фараон Микерин, чье  египетское имя Мен-кау-ра означает «Крепки ка («двойники») Солнца». Пирамида Микерина (высота 65 м) намного меньше, чем две ее соседки на плато Гиза, но сложена она из самых крупных блоков. Надписи гласят, что фараон часто приезжал наблюдать за строительством, требуя, чтобы работы были закончены в срок. В совет мастеров входили пятьдесят специалистов по строительству и два лучших художника. Согласно легенде строительство этой пирамиды завершила царица Нитокрис, которая жила в конце Старого царства. Она завещала похоронить себя в саркофаге из голубого базальта. Вот история ее жизни и египетский вариант сказки о Золушке. Красивая, розовощекая девушка Родопис купалась в Ниле, когда сокол бросился с неба, похитил одну из ее сандалий и уронил ее к ногам фараона. Восхищенный фараон, представляя красоту ножки, которую должна была украшать эта сандалия, приказал разыскать ее владелицу, женился на ней, и она стала царицей Египта. Вечно молодая и прекрасная, эта пирамида завершает ансамбль. Мощная пирамида Микерина сохранила остатки своего известнякового покрытия, которое в XIV в. было еще не тронуто. Внутренние слои памятника частично выложены из гранитных блоков, обломки которых мы видим на северном склоне. К югу от пирамиды возвышаются три небольшие пирамиды-спутника, выстроенные в ряд с востока на запад и окруженные общей стеной. У восточной пирамиды частично сохранилась гранитная облицовка; две остальные имеют вид ступенчатых сооружений. Размер их оснований составляет 1/3 от основания пирамиды Микерина. В погребальных камерах центральной и восточной пирамид сохранились гранитные саркофаги. Можно предположить, что это были гробницы царских супруг. У южного фасада каждой из малых пирамид находился заупокойный храм, построенный из сырцового кирпича поверх каменной кладки и украшенный деревянными колоннами.

1.3.Сфинксы.

Какие тайны скрывает Большой Сфинкс в Гизе или Великий египетский сфинкс? Большой Сфинкс Гизы, Большой Сфинкс Египта всемирно известный памятник, вырубленный из монолитной скалы с телом льва и головой человека. Большой Сфинкс — уникальная статуя 73 м длиной и 20 м высотой, 11,5 метра в плечах, ширина лица 4,1 м, высота лица 5 м, вырубленная из известнякового монолита, образующего скальное основание плато Гизы. По периметру тело Сфинкса окружает ров шириной 5,5 и глубиной 2,5 метра. Рядом находятся 3 всемирно известные египетские пирамиды. Большой Сфинкс в Гизе расположен на западном берегу Нила вдоль тридцатой параллели и смотрит прямо на восток на ту точку горизонта, где в дни равноденствий встает Солнце. 

Большого Сфинкса часто  засыпало песком.  Отец истории Геродот после путешествия по Египту в 445 году до н.э. даже не упомянул о Сфинксе в своей "Истории" он просто его не видел. По-видимому, Сфинкс провел под песком не одну тысячу лет. Между лап Сфинкса стоит стела, воздвигнутая фараоном Тутмосом IV в XV веке до н.э. Древние письмена сообщают, что фараону во сне было знамение, если он очистит Сфинкса от песка, то царствование его будет долгим и благополучным. Скульптуру откопали, потратив на это почти год. Сфинкса неоднократно откапывали из песка: при воцарении династии Птолемеев в Египте, затем - при римских императорах и арабских правителях. Только сначала XIX века Сфинкса трижды очищали от песка, хотя песка сейчас значительно меньше, чем раньше. (В 1817 году итальянцам удалось очистить от песка всю грудь Сфинкса, а полностью он был освобождён от тысячелетних песчаных наносов в 1925 году.) Египтологи утверждают, что Большой сфинкс был создан в эпоху правления IV династии, около 2500 лет до н.э. Единственным их доводом в пользу такого датирования Сфинкса является, то, что именно эпоха IV династии ознаменовалось наибольшим развитием цивилизации Древнего Египта и ни до, ни после население на территории Древнего Египта было не в состоянии высечь такой монумент. По мнению Р. Баувела, интересным в попытке раскрыть загадку создания Большого египетского  сфинкса является также то, что Эдгара Кейси - в состоянии глубокий транс заявил: «Где-то за 10 500 лет до явления Христа… впервые попытались реставрировать и доработать начатое раньше, то, что теперь именуют Сфинксом».

  1. Развитие искусства.

2.1. Скульптура.

Отличительная черта египетского  изобразительного искусства его  каноничность. Оформившиеся характерные  особенности изобразительной форм, композиционного решения становятся обязательными для всех последующих  произведений определенного жанра, будто портретная скульптура, рельеф, роспись. При всем этом египетское искусство претерпевает и некоторую эволюцию, ибо художественное истинное творчество не может не реагировать на те изменения, которые происходят в духовной культуре общества. Поэтому мы будем рассматривать весьма ограниченный круг произведений, связанных со скульптурными статуями, рельефами и росписями, отобрав те образцы, в которых наиболее ярко отразились основные моменты развития египетского искусства.

В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая  с выдвинутой левой ногой и  опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера ); сидящая, с руками ,положенными  на колени (статуя Рахотепа и его  жены Нофрет, статуя царского писца  Каи).

Для всех характерны следующие  художественные приемы: фигуры построены  со строгим соблюдением фронтальности  и симметричности; голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед; фигуры неразрывно связаны с блоком, из которого высечены , что подчеркивается сохранением части этого блока  в виде фона ; статуи раскрашивались: тело мужских фигур - красновато-коричневого  цвета, женских - желтого , волосы - черного , одежды - белого цвета.

Основной характер - торжественная  монументальность и строгое спокойствие. К этим общим для всех скульптурных статуй закономерностям следует добавить небольшой, но очень существенный штрих - портретные черты в передаче лица. Невозможно перепутать лицо писца Каи с его чуть плоским носом и выдающимися скулами и лицо царевича Рахотепа с напряженными морщинками у переносицы, аккуратными усиками и пухлыми губами ;надменное лицо зодчего Хемиуна, чуть полноватое , с маленьким , но энергичным и жестким ртом и лицо верховного жреца Ранофера с правильно строгими и бесстрастными чертами. Довершает индивидуализацию канонических черт тщательная пластическая обработка тела: молодого, физически развитого или полного, слегка оплывшего жиром, с дряблой кожей и морщинками. В период Среднего царства, дабы усилить значимость верховной власти в создании народа, скульптурные изображения живых владык Египта, посвященные богам, стали устанавливать перед храмами и внутри их. Личность фараона возвеличивается с еще большей наглядностью (последнее достигнет небывалых масштабов в период Нового царства). Это повлекло за собой усиление индивидуально-реалистического начала при сохранении основополагающих канонов художественной практики. В мелкой пластике Среднего царства появляются произведения, отличающиеся таким новым качеством , как изящество и стройность. Гармоничность линий рук и ног, более тонкая раскраска одежды, воспроизводящая различные узоры, миниатюрность фигур - характерные стилистические приемы одного из произведений эпохи Среднего царства - статуэтки слуг, несущих жертвенные дары (19 в. до н.э.). Но наиболее значительные изменения произошли в изобразительном искусстве. Разрыв с древней религиозной традицией ознаменовал отход от героизации царского образа. Акцент теперь был сделан на требовании простоты и естественности, которые должны были проявиться не только в чертах лица, но и передаче душевного состояния. Сохранилось несколько скульптурных портретов и статуй Эхнатона, поражающих реалистичностью трактовки. Но по сравнению с Древним царством вся эта скульптура обрела оттенок гигантомании, когда внешнее слишком превосходит внутреннее. Нефертити - древнеегипетская царица, жившая в конце 15 - начале 14 вв. до н.э., супруга Аменхотепа IV (Эхнатона), некоторые предполагают, что она его сводная сестра.

Принимала участие  в проведении религиозных реформ мужа, после которых ее имя было изменено на Нефер-Неферу-Атон ("Прекрасны  красоты Атона"). В Эль-Амарне в 1912 была раскопана мастерская ваятеля  Тутмеса со скульптурными портретами Нефертити, которые сейчас хранятся в Каирском музее и в государственных  музеях Берлина.Два скульптурных портрета царицы Нефертити относятся к  самым замечательным произведениям  древнеегипетского искусства (XIV в.

до н.э.). Бюст из раскрашенного известняка, сделанный  в натуральную величину, особенно известен. На царице надет высокий  синий головной убор, большое разноцветное ожерелье. Лицо окрашено в розовый  цвет, губы красные, брови черные. В  правой орбите сохранился глаз из горного  хрусталя со зрачком из черного дерева. Тонкая длинная шея словно гнется под тяжестью убора. Голова выдвинута  немного вперед, и это движение придает равновесие всей скульптуре. При первом взгляде на лицо царицы, понятно - перед нами работа несомненно гениального скульптора. Поразительна тонкость и в то же время уверенность, с какой скульптор передал  форму щек, губ, подбородка, шеи. Широкие  тяжелые веки слегка закрывают глаза, придавая лицу выражение сосредоточенной  созерцательности и легкой усталости. Скульптор сумел передать следы  прожитых лет, разочарования, каких-то тяжелых переживаний. Может быть, портрет был создан после смерти одной из дочерей Нефертити, царевны  Макетатон. Не менее прекрасна и  головка, предназначавшаяся для  небольшой статуи царицы. Ее высота 19 см, она сделана из песчаника  теплого желтого оттенка, хорошо передающего цвет загорелой кожи. Скульптор по каким-то причинам не закончил работу он не доделал уши, не отполировал  поверхность камня, не прорезал орбиты для глаз. Но, несмотря на незавершенность, головка производит огромное впечатление  увидев ее хотя бы один раз, забыть ее, как и описанный выше цветной  бюст, уже невозможно. Царица изображена здесь еще юной. Чуть улыбаются  губы с милыми ямочками в углах. Лицо полно задумчивой мечтательности - это мечты молодости о будущем  счастье, о предстоящих радостях, успехах, мечты, которых уже нет  на первом портрете. И здесь та же изумительная легкость в передаче форм, объема, тот же скупой отбор черт. Чтобы оценить гений скульптора, головку надо медленно поворачивать, и тогда при меняющемся освещении  выступают все новые, едва отмеченные детали, придающие памятнику ту силу жизненности, которая отличает работу мастера. По счастливой случайности  мы знаем его имя: оба портрета Нефертити были найдены при раскопках  мастерской скульптора Тутмеса в  Эль-Амарне. На одном из предметов  этой мастерской написано, что Тутмеса  хвалил фараон и что он был начальником  работ. Таким образом, мы можем заключить, что Тутмес был ведущим скульптором  своего времени. И это бесспорно  подтверждают его произведения. 

    1. Рельефы и росписи.

Завершают характеристику египетского  искусства рельефы и росписи, которые в великом множестве  украшали стены гробниц, заупокойных  храмов, колонны, саркофаги и вообще все то, что могло быть ими оформлено.

Характерные особенности  изобразительного канона в рельефе  сложились еще в додинастический  период, что нашло свое отражение  и в росписях, развивающихся уже  в искусстве Среднего царства. Известная 
“Плита Нармера”, созданная в честь царя Нармера, объединившего Верхний и 
Нижний Египет,содержит в себе основные канонические черты. К ним относятся:

1.Построчное размещение  сюжетных сцен (разделение плоскости  горизонтальные пояса).

2.Композиционная организация  сцен (внутри поясов)на основе  упорядоченности. С наибольшей  ясностью этот принцип проступает  в т.н. мотивах шествия, где  фигуры движутся одна за другой, через одинаковые интервалы, с  повторяющимися жестами.

3.Разномасштабность фигур.  Так как фараон был главным  действующим лицом в каждой  композиции, то его, как впрочем  и богов, изображали в больших  размерах, чем все остальные фигуры.

4.Изображение человека - принцип распластывания фигуры  на плоскости, когда голова  и ноги изображались в профиль,  а торс и глаз - в фас. 
Избирались самые четкие, ясно читаемые аспекты, органично соединенные силуэтом обобщающего типа и соотнесенные с двухмерной плоскостью.

5.Изображение предметов  с различных точек зрения с  помощью их вертикального расположения: то, что находится дальше, изображается  на плоскости выше.

6.Единство изображений  и иероглифических надписей.

Наиболее распространенной темой рельефов и росписей была тема пира, обычно связанного с заупокойным  культом . Роспись из гробницы в фиванском  акрополе относится к периоду  Нового царства Именно здесь с  наибольшей отчетливостью проступают характерные черты египетского  искусства, поскольку любая сюжетная композиция использует много различных“элементов” таких как человеческие фигуры, предметы обихода(столы, кресла, посуда), деревья, птицы, животные и т.п. И все это  множество изображений размещается  на плоскости, разделенной на горизонтальные пояса так, чтобы каждая из фигур  и предметов ясно “читалась” глазами, не заслоняя друг друга. Расположенные  через одинаковые интервалы, с повторяющимися жестами, они как будто застывают: вся “картинка” какой бы ни была ее тема воспринимается как торжественное  ритуальное действо, воспарившее над  обыкновенным миром реального бытия. Все конкретные и заимствованные из жизни сюжеты, воссозданные в  египетских рельефах и росписях, благодаря  композиционному решению, приобретали  характер священнодействия, ибо они  воспроизводили жизнь после смерти.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Тест

Укажите памятники искусства  Древнего Египта среди перечисленных  ниже:

  1. Пирамида Хеопса
  2. Вавилонская башня
  3. Большой Сфинкс в Гизе
  4. Пирамида Джосера
  5. Висячие сады Семирамиды
  6. Карнакский храм
  7. Александрийский маяк

 

Ответ: 1.Пирамида Хеопса, 3. Большой  Сфинкс в Гизе, 4.Пирамида Джосера, 6.Карнакский храм.

 

   

Информация о работе Архитектура Древнего Египта