Архитектура династии Каролингов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:56, реферат

Описание работы

После распада Франкской империи Каролинги правили: в Италии — до 905 года, в Восточно-Франкском королевстве (Германии) — до 911 года (с 919 года утвердилась Саксонская династия), в Западно-Франкском королевстве (Франции) — с перерывами до 987 года (сменены Капетингами).

Содержание работы

Введение
Архитектура династии Каролингов
Карл Мартелл (ок. 688 - 741 гг.)
Пипин Короткий (714/715 - 768 гг.)
Карломан (768 - 771гг.)
Карл Великий (742 - 814 гг.)
Людовик Благочестивый (778 - 840 гг.)
Карл II Лысый (823 - 877 гг.)
Людовик II Заика (877 - 879гг.)
Людовик III (879 - 882гг.)
Карл III Толстый (839 - 888 гг.)
Людовик IV Заморский (936 - 954гг.)
Лотарь (954 - 986гг)
Людовик V Ленивый (986 - 987гг.)
Развитие в эпоху каролингов
Список литературы

Файлы: 1 файл

династия каролингов.docx

— 74.15 Кб (Скачать файл)

8 июня 979 года, в Троицу, отец короновал  Людовика, когда тому едва исполнилось  тринадцать лет, а вслед за  тем, в 982 году женил его на  вдове Раймонда Тулузского, маркиза Готии Аделаиде. Брак этот сулил Людовику большие выгоды, поскольку он получал возможность собрать под своей властью всю Аквитанию и, как господин своей жены, занять все хорошо укреплённые города. Но вскоре после свадьбы выяснилось, что между супругами нет никакой любви.     

2 марта 986 года Лотарь умер и Людовик был выбран на компьенском сейме королём Франции. Владения короля были ничтожные: он владел только Ланом и его окрестностями. Про Людовика летописи замечают, что он «nihil fecit», был ленивым (впрочем, эту фразу можно понимать и как «ничего не успел сделать» за столь краткое правление).    

Людовик, несомненно, пытался возобновить  контроль над двумя первейшими городами Реймсом и Ланом, заставив подчиниться  епископов этих городов — обоих  Адальберонов, сторонников императора. Едва получив власть, он затеял войну против Реймского архиепископа Адельберона, потом помирился с ним, увёл войска и прибыл в Санлис, во владения Гуго Капета.    

По  всей видимости, герцог Гуго Капет не позволил заходить ему слишком далеко и попытался, в силу своих обязанностей, восстановить согласие, столь необходимое для благополучия Франции, между королём и архиепископом Реймским, который приехал в Компьень оправдываться на королевской ассамблее. Только все собрались на ассамблею, как Людовик V в разгар охоты в лесу Санлиса нечаянно споткнулся и упал. От сильного сотрясения у него началось обильное кровотечение, жар, и, проболев недолгое время, 22 мая 987 года он скончался. Внезапную смерть его приписывали отравлению. Людовик не имел детей и престол перешёл к новой династии — Капетингам.  
 

                               Развитие  в эпоху каролингов 

                      Переворот в поземельных  отношениях     

В эпоху КАРОЛИНГОВ в основных областях франкского государства развитие феодального  способа производства далеко подвинулось  вперед. Лишь на восток от Рейна, в областях собственно Германии, процесс феодализации завершился позднее.    

Крупное землевладение, основа феодального  общества, существовало и ранее во франкском государстве, еще при  МЕРОВИНГАХ, но все же оно не достигало в это время господствующей роли в обществе. Между римским колоном и средневековым крепостным стоит, по выражению Энгельса, "свободный франкский крестьянин". Свободная древняя марка является основной ячейкой франкского общества, особенно в эпоху САЛИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ.    

Однако  развитие частной поземельной собственности, так называемого аллода, неизбежно  вело к росту крупного землевладения  и поместного строя. Если в эпоху  МЕРОВИНГОВ процесс этот протекал еще  сравнительно медленно, то в VIII и особенно в IX в. можно говорить уже о настоящем перевороте в области поземельных отношений. Снова, как во времена поздней Римской империи, преобладающей формой аграрных отношений становится крупное землевладение, но уже не в форме рабовладельческого, а феодального поместья.    

Наши  источники особенно богаты указаниями на отдачу мелкими собственниками своей  земли, а подчас и своей личности крупным магнатам именно в эпоху  КАРОЛИНГОВ, особенно в IX в.; исключительно  богаты такими грамотами церковные  архивы. 

Рост  церковного землевладения  при Каролингах     

Последнее обстоятельство, помимо большой сохранности  церковных архивов, объясняется  в первую очередь притоком дарений  именно в пользу церкви. Кроме общих  причин, вызывавших разорение мелких собственников в эпоху КАРОЛИНГОВ, - частых войн, тяжести налогов и  штрафов, прямых насилий со стороны  могущественных магнатов, неурожаев  и голодовок, - здесь играли роль и особые условия эпохи. Было распространено убеждение, что дарения в пользу церкви содействуют отпущению грехов и снискивают особое покровительство  со стороны какого-нибудь "святого": Для того чтобы придать особый авторитет тому или иному монастырю  или церкви, духовенство стремилось приобрести какую-либо выдающуюся святыню, например в виде мощей, и тем самым  усилить приток пожертвований. Так, например, посланцы суассонского монастыря св. Медарда выпросили с большим трудом в Риме тело св. Себастиана да к тому же еще украли частицу тела св. Григория; когда останки обоих были привезены в монастырь, к новым "святым" сбежалось столько народа, что все окрестности были усеяны людьми, "как саранчой"; начались чудесные исцеления, а монахи загребали деньги без счета. Для мошеннического выкачивания богатства в пользу церкви пользовались обманом, жульническими трюками, явлениями усопших. Особенно широко распространена была подделка документов. Каких огромных размеров она достигла, видно хотя бы из того, что из 560 меровингских грамот, приведенных в сборнике Pardessus, около 130 несомненно подложные, изготовленные большей частью в эпоху КАРОЛИНГОВ. Мы знаем, например, что подложное завещание Ремигия было использовано реймским архиепископом Гинк-маром для того, чтобы получить для церкви целый ряд владений, о которых в подлинном завещании ничего не говорится, хотя оно никогда и не было утеряно, о чем сам Гинкмар прекрасно знал. Сами папы не брезгали подлогами; так, например, папа Иоанн VIII старался приобрести владения монастыря Сен-Дени под Парижем при помощи явно подложного документа. Другой пример представляет собой составление так называемого "Константинова дара", о котором упоминалось ранее. Все эти вымогательства, обманы, плутни, лжесвидетельства, подлоги и даже прямые насилия иногда носили столь явный характер, что сам император Карл Великий в одном из своих капитуляриев (811 г.) с иронией спрашивает духовенство, считает ли оно это стяжательство "отречением от мира сего"?    

Другим  моментом, содействовавшим особенному притоку земельных дарений в  пользу церкви, являлась широкая практика прекариев. Бедняк, отдававший в пользу церкви свою землю, не только получал  се обратно на основе прекария (precaria oblata) в условное пользование для себя, а иногда и для своих ближайших потомков, но часто получал еще в придачу в такое же условное пользование и участок церковной земли (precaria remuneratoria). Если при этом даритель уступал землю с тем, чтобы она поступала в распоряжение церкви не после его смерти (post obitum), а немедленно (a die praesente), то он получал такую церковную землю в большем размере. 

                Закрепощение  крестьянства в эпоху  Каролингов      

Рост  крупного землевладения в эпоху  КАРОЛИНГОВ и обезземеливания крестьянства шел параллельно с закрепощением  свободных мелких землевладельцев. Разоряющийся мелкий собственник принужден  был сплошь да рядом отдавать МАГНАТУ  не только свою землю, но и свою свободу. Грамоты и сборники юридических  формул полны подобными примерами. Вот бедняк, которого постигли "крайняя  бедность и заботы" и которому не на что жить и одеваться; не имея возможности расплатиться с долгом, он закабаляет себя, с тем чтобы с ним имели право поступить, как это принято с прирожденными рабами, т. е. продавать, выменивать, подвергать наказанию (Санская формула № 4). Другой бедняк, которого "попутал грех" украсть чужие вещи, "вполне добровольно" закабаляет себя в рабство да еще получает при этом определенную сумму денег (Анжерская формула № 2). Другой подобный же случай: бедняк совершил кражу, был подвергнут пытке, сознался и подлежал смертной казни, но был выкуплен и сделался рабом, о чем свидетельствует запродажная запись (Анжерская формула № 3).    

Но  бедняки могли вступать в зависимость  от крупного МАГНАТА и на более  свободных условиях. Перед нами бедняк, который не имеет достаточно средств, чтобы питаться и одеваться; он "передает себя и коммендируется" под покровительство сильного человека, который со своей стороны за службу и полное послушание обязуется оказывать помощь зависимому человеку в пище и одежде (Турская формула № 43). Обычно превращение свободного крестьянина в прекариста вело и к превращению его и его потомства в зависимых людей. 

                        Классовые основы империи Каролингов     

Обширная  империя КАРОЛИНГОВ являлась сложным  объединением самых различных племенных  образований, отличавшихся друг от друга  также и уровнем своего общественного  развития. Все они представляли собой  различные ступени процесса феодализации. В то время как Нейстрия была старой феодализированной областью с преобладающим развитием крупного землевладения и с поместьем как основой всего общественного строя, Австразия выступает перед нами как более молодая с точки зрения феодализации территория, со значительным еще сохранением мелкого и среднего землевладения и свободной деревни-марки; наконец, такие области, как Саксония, представляли собой начальные стадии этого процесса феодализации, процесса разложения старых родоплеменных отношений, образования классов и закрепощения свободного до того крестьянства новым слагающимся классом феодалов-помещиков.    

Процесс образования КАРОЛИНГСКОЙ империи  шел в интересах слагающегося класса феодалов-помещиков и прежде всего того слоя этого класса, который  являлся опорой власти КАРОЛИНГСКОЙ династии, - слоя мелких и средних  землевладельцев, королевских вассалов - бенефициариев, нуждавшихся в сильной  центральной власти. Широкая завоевательная политика должна была удовлетворить  потребность этого социального  слоя в земле и в рабочих  руках. Поэтому франкское завоевание, например в Саксонии, сопровождалось обширными конфискациями земель и помещением на них франкских  вассалов. Это связано было и с  массовым уводом местного населения  и размещением его внутри франкского государства. С другой стороны, франкское  завоевание связывалось обычно и  с введением в покоренных областях франкской административной организации  и настоящим экспортом франкских  администраторов. Так было, например, при организации в 782 г. правительства  королевского сына Пипина в Италии, когда весьма значительное число франкских вельмож было отправлено туда для замещения административных постов, так что при королевском дворе ощущался некоторое время недостаток в подготовленных людях.    

Франкское завоевание способствовало ускорению  процесса феодализации в завоеванных  областях. Этому, помимо введения единой франкской администрации и институтов БЕНЕФИЦИЯ, ВАССАЛИТЕТА и ИММУНИТЕТА, способствовали также и христианизация населения и введение единообразной  церковной организации. Местные  языческие культы, символизировавшие  местную племенную независимость, вытесняются господствующим в единой Франкской империи христианским культом и церковной организацией, возглавляемой, подобно общей административной организации, двором императора. Этому  процессу унификации не противоречило  сохранение в отдельных областях племенного права, даже кодификация  его в эпоху Каролингов, имевшая  место в Саксонии, Тюрингии, Фризии, отчасти в Баварии (Саксонская, Тюрингская, Фризская правды, новая редакция Баварской правды); это племенное право уже отражало на себе общий процесс развития феодальных отношений в этих областях.    

Такой характер франкского завоевания обусловливал различное отношение к франкскому господству отдельных классов покоряемых областей. В Лангобардском королевстве и в Баварии местная знать нередко сочувствовала франкскому завоеванию, что ускорило поражение и короля Дезидерия и герцога Тассилона. В Саксонии местная знать изменяет народным массам и переходит на сторону франкского короля, принимая участие в организации новой администрации, усиливающей власть феодализирующейся знати. Лишь изредка боязнь утратить свои старые привилегии заставляет и местную племенную знать участвовать в восстаниях, например в 786 г. в Тюрингии, где составился настоящий заговор против Карла. В то же время франкское завоевание для саксонского свободного крестьянства означало закрепощение, чем и обусловливалось его ожесточенное сопротивление франкскому завоеванию.

 

 

 

                   Феодальный  характер империи  Каролингов      

Создавшееся таким путем государственное  объединение носит имя империи. Империя КАРОЛИНГОВ эта по существу своему уже чисто феодальное учреждение. Характерна в этом отношении присяга, принесенная в 802 г. КАРЛУ ВЕЛИКОМУ как императору; в ней обещается  хранение верности, "какой человек (homo) повинен своему господину", иными словами, верность подданного империи уподобляется верности вассала своему сеньеру. Отношения вассала и сеньера становятся теперь настолько распространенными и типичными, что сами государственные отношения мыслятся по типу вассальных отношений. Вместе с тем с развитием принудительности ВАССАЛИТЕТА устанавливается двойственность подданства каждого человека и от своего непосредственного сеньера и от императора, причем обоим приносится присяга в верности.     

В полном контрасте с этой феодальной реальностью находится идеология  КАРОЛИНГСКОЙ эпохи, стремящаяся в  лице восстановленной империи видеть полностью старое государство позднеримской эпохи с ее теократическим характером. Император мыслится не только главой церкви, назначающим и смещающим епископов и аббатов как своих "верных" и "вассалов", но и высшим посредником между богом на небе и подданными его империи на земле.    

Вот как изображает капитулярий КАРЛА  ВЕЛИКОГО 802 г. значение приносимой императору присяги: "И пусть всем будет внушено, каждому сообразно его разумению, какое великое значение имеет эта присяга и какие обязанности она налагает, - не только, как многие до сих пор думают, обязанности соблюдать верность государю императору, не допуская в царство его никакого врага, не помогая никому, нарушившему верность, и не покрывая его, но и вот какое значение, да будет это ведомо всем, имеет эта присяга; во-первых, каждый за себя лично обязан служить богу сообразно его велениям и согласно своему обещанию по мере разумения и своих сил, так как государь император не может заботиться о каждом в отдельности и поучать его... Никто да не дерзнет обижать церкви божий, вдов, сирот или чужестранцев и отнимать у них их достояние силой или обманом, ибо сам государь император после господа бога и святых его поставлен их защитником и покровителем".    

Если  в первой части этого императорского поучения присяга мыслится в понятиях чисто феодальных ("верность"), то во второй части ставятся уже  задачи, в значительной мере противоречащие интересам растущего феодализма, строящего свои успехи как раз  на закрепощении слабых элементов общества, на широком применении насилия и  обмана. Не могли поэтому оказать какое-либо реальное действие и частые запрещения в капитуляриях всякого рода притеснений бедняков (pauperes), широко практикуемых сильными людьми франкского государства Каролингов. И это внутреннее противоречие присуще всей политике Каролингов. 

Информация о работе Архитектура династии Каролингов