Виды платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 14:57, реферат

Описание работы

После вступления в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту — НК РФ) возникает много вопросов, касающихся платежей за загрязнение природной среды. Это связано с тем, что в ст. 13 "Федеральные налоги и сборы" части первой НК РФ указан экологический налог (то есть приводится другое название платежа). Вторая же часть НК РФ (глава 42), которая устанавливает порядок расчета данного налога и определяет круг плательщиков, пока еще не принята. Поэтому основное внимание уделим следующим вопросам.

Содержание работы

1.Введение.
2. О правомерности взимания платежей
3. Виды платежей и порядок определения их размеров.
4. О применении коэффициентов индексации платежей.
5. Об особенностях уплаты платежей отдельными категориями налогоплательщиков
6. Льготы по платежам
7. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

экология.docx

— 30.40 Кб (Скачать файл)

 

Курс «Экология»

эссе Тема: «Виды платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление:

1.Введение.

2. О правомерности взимания платежей

3. Виды платежей и порядок определения их размеров.

4. О применении коэффициентов индексации платежей.

5. Об особенностях уплаты платежей отдельными категориями налогоплательщиков

6. Льготы по платежам

7. Список  использованной литературы

Введение

После вступления в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту — НК РФ) возникает много вопросов, касающихся платежей за загрязнение природной среды. Это связано с тем, что в ст. 13 "Федеральные налоги и сборы" части первой НК РФ указан экологический налог (то есть приводится другое название платежа). Вторая же часть НК РФ (глава 42), которая устанавливает порядок расчета данного налога и определяет круг плательщиков, пока еще не принята. Поэтому основное внимание уделим следующим вопросам.

Во-первых, рассмотрим правовые основания взимания платежей за загрязнение природной среды.

Во-вторых, учитывая достаточную специфичность определения налогооблагаемой базы по этим платежам, а также частую сменяемость в организациях специалистов экономического профиля, ответственных за своевременность расчета и уплаты налогов, рассмотрены виды платежей за загрязнение природной среды (далее по тексту — платежи) и сам порядок их расчета с учетом последних изменений законодательных и других нормативных актов.

1. О правомерности  взимания платежей

Часть первая НК РФ вступила в действие с 1 января 1999 года в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 № 147-ФЗ, в ст. 2 которого предусмотрено, что Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" признается утратившим силу, кроме п. 2 ст. 18 и ст. 19, 20 и 21. Ввиду того, что в данных статьях платежи за загрязнение природной среды не упомянуты, ошибочно считалось, что с 1 января 1999 года эти платежи уплачиваться не должны.

Однако, необходимо учитывать, что, во-первых, в ст. 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" указаны в целом платежи за пользование природными ресурсами. И, во-вторых, с 1995 года в законах о федеральном бюджете, принимаемых на соответствующий год, в перечне налогов, формирующих доходную часть бюджета, предусматривалась конкретная сумма поступления платежей за пользование природными ресурсами (в том числе платежей за загрязнение природной среды).

В ст. 11 Федерального закона от 22.02.99 № 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" конкретно указано, что доходы федерального бюджета формируются, в том числе, за счет платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду — в размере 10 % доходов.

Что касается поступления этих платежей в систему экологических фондов, то этим же Федеральным законом (ст. 71) предусмотрено функционирование Федерального экологического фонда, доходы которого формируются за счет 10-процентных отчислений от сумм, причитающихся к перечислению природопользователями в государственные экологические фонды.

Таким образом, в настоящее время вплоть до принятия второй части НК РФ система указанных выше платежей сохраняется.

2. Виды платежей  и порядок определения их размеров

Действующими нормативными актами предусмотрена уплата нескольких видов экологических платежей. К ним относятся:

— плата за выбросы загрязняющих веществ (в том числе от стационарных и передвижных источников);

— плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

— плата за размещение отходов;

— плата за другие виды вредного воздействия на окружающую среду.

Определение конкретных размеров указанных платежей зависит от объема выброса (сброса) загрязняющего вещества и объема размещенных отходов (далее по тексту — загрязнение). При этом следует иметь в виду, что базовые нормативы платы и конкретные ставки платы, устанавливаемые на их основании в регионах, определены не только по видам загрязняющих веществ, но и в зависимости от того, произошло загрязнение в пределах установленных норм или с их превышением. Соответственно в последнем случае размер ставок значительно выше.

Иными словами, установлены два вида базовых нормативов платы по каждому виду загрязняющего вещества (отхода) с учетом степени вредного воздействия и опасности для окружающей природной среды и здоровья населения:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Упрощенные примеры расчета платежей по данной схеме приведены ниже (вид загрязняющего вещества и другие данные условны):

 

Вид загрязняющего вещества

Норматив выброса, т

Ставка платы в пределах норматива, руб./т

Фактический объем выброса, т

Сумма платы, руб. (гр. 3 х гр. 4)

1

2

3

4

5

A

100

5

90

450

B

50

 
15

 
45

 
675

C

25

30

24

720

D

10

40

9

360

Итого

***

***

***

2205


 

 

1. В I квартале  загрязнение организацией природной  среды по четырем видам вредных  веществ находилось в пределах установленных нормативов.

2. Во II квартале загрязнение организацией природной среды по этим четырем видам вредных веществ уже превысило установленные нормативы, но осталось в пределах установленных лимитов – временно согласованных нормативов (в "Базовых нормативах платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов", утвержденных МПР России 27.11.92 по согласованию с Минэкономики России и Минфином России (в ред. письма МПР России от 18.08.93 № 03-15/65-4400), ставки платы за загрязнение в пределах установленных лимитов в пять раз выше, чем ставки за загрязнение в пределах установленных нормативов).

3. В III квартале  загрязнение организацией природной  среды этими видами вредных  веществ превысило не только установленные нормативы, но и установленные лимиты.

В этом случае плата сначала определяется по схеме, указанной во втором примере, а затем находится размер платы за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выброса над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Окончательная сумма платежа определяется путем суммирования платы за выброс в пределах норматива, сверх норматива, но в пределах лимита, и сверх лимита.

Указанные выше упрощенные формы расчетов по выбросам вредных веществ являются основой для составления конкретных расчетов по всем видам вредного воздействия на природную среду.

3. О применении  коэффициентов индексации платежей

Полный расчет, составляемый непосредственно природопользователем, должен также учитывать размер федерального повышающего коэффициента к базовым нормативам платы, устанавливаемого ежегодно Госкомэкологией России по согласованию с Минфином России и Минэкономики России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632.

На основании данного постановления проводилось несколько индексаций, связанных с инфляционными процессами. Поскольку налоговыми органами при проверке уплаты платежей охватывается период в несколько лет, ниже приведены все коэффициенты индексаций:

 

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Федеральный коэффициент индексации

2

17

10

35

42

48

62


 

 

В 1999 году федеральный коэффициент индексации составил 62. Иными словами, базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, утвержденные в 1992 году, увеличились в 62 раза. Если в настоящее время расчетный коэффициент не превышает 62, органы исполнительной власти утверждают его самостоятельно, если выше 62 — материалы представляются на утверждение в Госкомэкологию России и согласование с Минэкономики России и Минфином России. При подготовке предложений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации территориальные природоохранные органы дифференцированно подходят к установлению коэффициента индексации платы на уровне района, города и природопользователя.

Применение коэффициента индексации платы осуществляется в соответствии с Порядком регулирования нормативов платы за загрязнение окружающей природной среды с учетом изменения уровня цен от 03.08.93 № 01-16/65-4244, утвержденным МПР России и согласованным с Минфином России и Минэкономики России.

Кроме изложенных выше коэффициентов, введение которых связано с инфляцией, в расчетах применяются также коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха и почвы. Эти коэффициенты имеют разное значение по атмосферному воздуху и почве в зависимости от экономического района. Например, по Северо-Западному экономическому району этот коэффициент составляет по атмосферному воздуху 1,5, а по почве — 1,3.

В расчетах платы применяются также коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов, установленные уже по 101 бассейну морей и основных рек.

При этом следует иметь в виду, что коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы могут увеличиваться для природопользователей, расположенных в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территории национальных парков, особо охраняемых и заповедных территориях, в эколо-гокурортных регионах, а также на территориях, включенных в международные конвенции, — до 2 раз, а для природопользователей, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и крупных промышленных центров, — на 20 %.

Порядок применения в расчетах всех указанных выше коэффициентов один и тот же и заключается в корректировке общей суммы платы или ставки платежа с учетом значений данных коэффициентов.

При этом коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы обычно применяются в расчетах при первоначальном определении ставки платы, которая затем умножается на общий коэффициент индексации платы, принятый в конкретном регионе. Формула расчета в данном случае выглядит следующим образом:

П = kинд х C х Wi, где C = Nбаз х kэк;П — сумма платы за загрязнение природной среды;

kинд — коэффициент индексации платы за загрязнение;

С — ставка платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества (руб./т);

Wi — объем фактического (планового) выброса i-ro загрязняющего вещества;

Nбаз — базовый норматив платы за выброс 1 тонны i-ro загрязняющего вещества (руб./т);

kэк — коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, почвы или водных объектов в данном регионе.

Ниже указаны несколько действующих нормативных актов, в которых даются другие примеры исчисления платежей за загрязнение природной среды.

1. Инструктивно-методические указания  по взиманию платы за загрязнение  окружающей природной среды, утвержденные 26.01.93 МПР России по согласованию  с Минэкономики России и Минфином  России и зарегистрированные  в Минюсте России 24.03.93 № 190.

2. Временный порядок расчета платы  за загрязнение акваторий водных  объектов, являющихся федеральной  собственностью Российской Федерации (исключая подземные водные объекты), при производстве работ, связанных  с перемещением и изъятием  донных грунтов, добычей нерудных  материалов из подводных карьеров  и захоронением грунтов в подводных отвалах.

Информация о работе Виды платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ