Этический аспект взаимоотношений в системе «Человек-Природа-Общество»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 19:40, реферат

Описание работы

Целью этого реферата является изучение понятия экологической этики, а также рассмотрением роли экологической этики в современном обществе. Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее время внимание многих ученых приковано к взаимоотношениям современного человека и природы. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
- раскрывается понятие «экологическая этика»;
- поясняются специфики основных этико-экологических доктрин;

Содержание работы

Введение ………………………………………………….……….………………3
1. Понятие экологической этики………………………….………..…………….5
1.2. История возникновения экологической этики……………………….7
2. Основные этико-экологические доктрины…………………………..……….9
2.1. Антропоцентризм……………………………………………...………9
2.2. Экоцентризм………………………………………………………….1
3. Этика «благоговения перед жизнью» Альберта Швейцера….…………….13
4. «Иметь или быть?» Эрих Фромм…………………………………………….15
5. Ненасилие как форма отношения к природе………………………………..17
Заключение…………………………………………………………....….………19
Использованная литература…………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

готовый экология.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Российский государственный  гидрометеорологический

университет

Факультет заочного обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по экологической педагогике и психологии

 

 

 

 

Этический аспект взаимоотношений в системе «Человек-Природа-Общество»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:  студентка ФЗО, гр. МО-67             

     Сивая О.Е.

Проверила: доцент кафедры  соц.гум. наук

Товбина В.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

 

2012 г.

Содержание

 

Введение ………………………………………………….……….………………3

1. Понятие экологической этики………………………….………..…………….5

         1.2. История возникновения экологической этики……………………….7

2. Основные этико-экологические  доктрины…………………………..……….9

          2.1. Антропоцентризм……………………………………………...………9

2.2. Экоцентризм………………………………………………………….11

3. Этика «благоговения перед жизнью» Альберта Швейцера….…………….13

4. «Иметь или быть?» Эрих Фромм…………………………………………….15

5. Ненасилие как форма  отношения к природе………………………………..17

Заключение…………………………………………………………....….………19

Использованная литература…………………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

      Целью этого реферата является изучение понятия экологической этики, а также рассмотрением роли экологической этики в современном обществе. Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее время внимание многих ученых приковано к взаимоотношениям современного человека и природы.      В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи: 
- раскрывается понятие «экологическая этика»; 
- поясняются специфики основных  этико-экологических доктрин; 
-  определяются особенности этики «благоговения перед жизнью» Альберта Швейцера и концепции «Иметь или быть?» Эриха Фромма;

- рассматривается ненасилие  как форма отношения к природе

        Экологическая этика - учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера, равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека. Экологическая этика - междисциплинарная комплексная область исследования, сформировавшееся на стыке естественно-научных и общественных наук, образовалась на границе классической этики и экологии. Экологическая этика мотивирует необходимость природоохранных действий по двум направлениям: 1) люди действуют или избегают действий ради блага самой природы, охраняя природу ради её самой; 2) природоохранные действия совершаются из морального принципа, без учета экономических интересов человека. Задачи экологической этики: 1) разрушение старого, потребительски-негуманного отношения к природе, основанного на антропоцентрическом мифе, что человек - центр и царь природы; 2) выработка нового экологического мировоззрения, основанное на предположении, что не всё делается во имя и на благо человека. Если говорить о достижениях в этике ХХ века, то человек наконец-то понял, что все люди имеют одинаковое право на жизнь и свободу, независимо от их расы, национальности, вероисповедания. Теперь человеку осталось понять последнее – что все виды живой природы также имеют равную с ним внутреннюю ценность, те же моральные права.  
Экологическая этика – направление междисциплинарных исследований, предметом которых является нравственные аспекты отношения человека (общества) к природе. Она ориентирована на пересмотр ценностных основ западной цивилизации в направлении целостного развития человека и органичности его жизнедеятельности. В отличие от экономического подхода к природе (на основе «выгодно» - «невыгодно», «разумно» - «неразумно»), экологическая этика ориентирует наши отношения с природой с точки зрения дилеммы «хорошо» - «плохо».  
      Экологическая этика (или Этика благоговения перед жизнью) основана на равноправии человека и природы. Основатель экологической этики Швейцеp писал:  
      "Я не должен делать ничего, кроме неизбежного...  
Крестьянин, скосивший на лугу тысячу цветков для корма своей корове, не должен ради забавы сминать цветок, растущий на обочине дороги, так как в этом случае он совершает преступление против жизни, не оправданное никакой необходимостью.

      Сегодня актуальность экологической этики не вызывает сомнения, так как она играет ключевую роль в развитии человека и общества в целом.

 

 

 

 

 

 

1. Понятие экологической  этики

    Экологическая  этика - учение о моральных  отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы  как морального партнера, равноправии  и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека. Экологическая этика образовалась на границе классической этики и экологии. Экологическая этика – наиболее распространенное название направления в современной западной философии морали, начавшего формироваться с середины 70-х гг. в связи с осмыслением причин и последствий экологического кризиса, а также поиском социально-приемлемых способов его разрешения. Экологическая этика представлена теоретиками различной мировоззренческой ориетации (Д. Козловский, Т. Киефер, Д. Пирс, Я. Тинбергер, М. Зибнер и др.), обеспокоенными негативными последствиями воздействия человека на среду обитания, ставящими под сомнение возможность дальнейшего поступательного движения человеческой цивилизации, сохранения окружающей среды, выживания людей как биологических существ. Возникновение экологической этики свидетельствует об определенных сдвигах, происходящих в сознании значительной части ученых, первоначально рассматривавших современные глобальные проблемы через призму физических, «внешних пределов роста» (исчерпаемость природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, рост народонаселения на планете), но постепенно пришедших к пониманию того, что кризисные процессы тесно связаны с этическими, социальными и политическими проблемами, стоящими перед человечеством. В отличие от теоретиков, акцентирующих внимание на социально-экономических и политических аспектах глобальных проблем и экологического кризиса, представители экологической этики сосредоточиваются на морально-этической проблематике, отмечая глубокий разрыв между экологическим и этическим развитием, в то время как, по их мнению, имеется тесная связь между «образами будущего» и этикой. Обсуждение глобальных проблем в отрыве от моральных императивов, этических ценностей и нравственных ориентаций представляется им бесперспективным. Многие из них полагают, что экологический кризис – следствие неправильной ценностной ориентации, которой руководствуется человек в своей практической деятельности по преобразованию природного мира. Представителей экологической этики объединяет убеждение, что современные экологические проблемы требуют нового подхода к окружающей среде, в основе которого должна лежать этика, ориентированная на будущее и утверждающая органическую связь между человеком и природой. Эту этику называют по-разному: «новая этика» (Г. и М. Мише), «глобальная этика» (Я. Тинберген), «новый международный моральный порядок» (Э. Ласло); многие же предпочитают называть ее «экологической этикой» (Г. Киефер, Д. Козловский и др.), аппелируя к таким «экологическим ценностям», как выживание, обеспечение безопасности, удовлетворение потребностей людей, связанных с поддержанием их жизнедеятельности (продукты питания, одежда, жилье), повышение «качества жизни» и т. д. Идеи экологической этики развиваются в работах Д. Козловского «Экологическая и эволюционная этика» (1974), Г. Киефера «Биоэтика» (1979), представителей Римского клуба и других западных ученых. В последние годы эта проблема широко обсуждается учеными и писателями всего мира. Экологическая этика должна устанавливать те нормы и правила отношения человека к природе, которые должны будут обеспечить конволюцию человека и биосферы. Но экологическая этика не должна ограничиваться нормами, регламентирующими отношение человека к природе. Экологическая этика должна стать этикой взаимоотношений между людьми.

 

 

1.1. История  экологической этики

        Как научное направление Экологическая этика сформировалась в 80-х гг. 20 в. Этические мысли по отношению к живой природе высказывались основоположниками всех мировых религий. Основателями Экологической этики как науки являются О. Леопольд и А. Швейцер. В своих классических трудах они сформулировали идею о том, что к живым существам и экосистемам нужно относиться не как к вещам, а как к себе подобным. С 1970-х гг. Экологическая этика стала преподаваться в США с 1970-х гг. Затем аналогичные курсы были введены в вузах Англии, Австралии, Канаде, Норвегии, Финляндии, а в середине 80-х гг. - в других развитых странах.      Философы Сингер, Риган и Линзи в 1970-х - 80-х гг. было сформулировано понятие прав животных, на основе которого организовано Движение за освобождение диких животных. Тэйлор разработал универсальные этические правила и принципы, Калликот и Ролстон - понятия о ценностях дикой природы. В 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную хартию природы - первый международный документ, утвердивший этический принцип, что всем формам жизни должна быть обеспечена возможность существования. В России впервые о гуманном отношении к животным сказано в Уставе благочиния, изданном в 1782. Одним из первых экоэтические взгляды стал выражать в сер. 19 в. Н. Щербина. Об этическом отношении к природе писали Тургенев, Достоевский, Хлебников и особенно Л. Толстой. Друг последнего В. Чертков впервые в России выступил против любительской охоты ("Злая забава"). В 1899 вышла книга Фишера, впервые заявившая о правах животных. Позднее его идеи были развиты Семеновым-Тянь-Шаньским и Кожевниковым. В советские времена этические отношения к природе практически не разрабатывались. Исключение составляет книга Д. Андреева "Роза мира". В 60-х гг. 20 в. появились статьи Леонова, Рябинина о морали любительской охоты, благодаря которым в России на длительный срок была запрещена весенняя охота, а при некоторых городских обществах охраны природы созданы секции по защите животных от жестокого обращения. Однако существенного влияния на государственную политику это не оказало. В СССР лишь в 1988 (одновременно с Китаем и Турцией) было создано Всесоюзное общество покровительства животным. До сих пор Россия остается единственной европейской страной, не подписавшей Страсбургской конвенции 1959 о безболезненном забое сельскохозяйственных животных. Экологическая этика стала развиваться в России и странах СНГ уже в конце 1990-х гг. В Москве была издана книга Павловой "Биоэтика в васшей школе". С 1999 в Киеве выходит "Гуманитарный экологический журнал", а с 2001 регулярно проходят ежегодные семинары по Экологической этике. С того же времени вышло несколько учебных пособий Борейко. Преподавание экологической этики в вузах ведется пока на уровне элективных курсов.

 

2. Основные этико-экологические  доктрины

2.1. Антропоцентризм

      Глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потеряно; все, что может быть извлечено из глобальной экосистемы человеческим трудом, должно быть возмещено. Объектом экологических исследований является, в том числе, человек. При этом человека обычно изучают прежде всего в его производственных условиях (море, угольные шахты, космические полеты и т.д.). Особое направление экологии человека - это охрана среды его обитания. Во многих странах существуют специальные экологические службы, а также общественное Движение "зеленых". "Зеленые" направляют свои усилия прежде всего на борьбу с загрязнением водоемов, воздушной среды, почвы, за сохранение лесов и животного мира. "Зеленые" борются против ядерных испытаний, за уничтожение ядерного, химического и биологического оружия, за запрет противопехотных мин, калечащих и мирных жителей, и животных, за запрет капканного промысла пушных зверей, при котором животные подвергаются чрезвычайным страданиям. Также очень важны "прикладные" экологические исследования жизнедеятельности человека в различных производственных условиях.   Антропоцентризм и экоцентризм являются терминами, характеризующими мировоззрение человека, т. е. его взгляды на окружающий мир и на его место в этом мире. Антропоцентризм - мировоззрение, в котором человек рассматривается как центр и высшая цель мироздания. Если в центре внимания находится человек и его потребности, признается, что только человек имеет ценность и, следовательно, человек имеет нравственный долг только перед людьми, то такая философская концепция называется антропоцентризмом. Антропоцентризм был доминирующим мировоззрением человечества на протяжении многих веков. Человек противопоставлялся всем остальным существам на земле и считалось само собой разумеющимся, что только интересы и потребности человека имеют важность, все остальные существа не имеют самостоятельной ценности. С позиций антропоцентризма экология воспринимается в большей степени как наука, "обслуживающая" человека в зависимости от изменения его экономического или социального статуса, чем естественнонаучная дисциплина. Это мировоззрение передает крылатое выражение: "Все для человека". Философия, религия Запада поддерживали убеждение в уникальности человека и его места в центре вселенной, в его правах на жизнь всех остальных живых существ и саму планету. В настоящее время антропоцентризм начинает рассматриваться как негативная форма мировоззрения. По словам М. В. Гусева (Московский университет, биофак), антропоцентризм продолжает представлять одну из разновидностей дискриминационных воззрений людей, не отвечающих требованиям истинной этики. Если наиболее низкому нравственному и духовному уровню человечества отвечала такая позиция, как эгоцентризм, близко к которой стоят расизм, национализм, то антропоцентризм недалеко отстоит от этих воззрений - считая правомерным удовлетворять только интересы человека и делать это за счет других биологических видов. Антропоцентризм показал себя несостоятельным и как философия, и как научный подход к определению статуса человека в природной среде, и как практическое руководство к действию, оправдывавшее любые поступки человека по отношению к другим живым формам. Антропоцентризм ориентировал общество на максимальное потребительство; человек рассматривал природную среду, животных как свою кладовую, как неисчерпаемый источник материальных благ. Развитие технологии, расхищение природных богатств, уничтожение животных и растительности, загрязнение окружающей среды привело к истощению природных ресурсов и поставило человечество перед глобальным экологическим кризисом. Для человечества стало очевидно, что необходимы новые мировоззренческие ориентиры, которые бы не противопоставляли человека природе.

2.2. Экоцентризм

       В отличие от сторонников антропоцентризма, поборники новой природоохранной идеологии XXI века - экоцентризма, полагают, что участки дикой природы обладают ценностью сами по себе, вне зависимости от человеческих суждений о ценности, что дикая природа имеет цели, не зависимые от человеческих измерений. Экоцентристы настаивают, что человеческие ценности не исчерпывают всех возможных ценностей. Ценность включает в себя гораздо больше, чем упрощенное удовлетворение человеческих интересов, например, ценность жизни. Для сторонников экоцентризма идея дикой природы заключается в защите дикой природы ради нее самой. Они видят дикую природу священной, имеющей внутреннюю ценность, обладающую моральными правами. Поэтому поддерживают создание охраняемых природных территорий, где дикой природе должна предоставляться полная свобода, без какого-либо научного, рекреационного или религиозного освоения. Установить правильные взаимоотношения с природными процессами, обеспечивающими устойчивое поддержание жизни на нашей планете, можно лишь на основе знания законов формирования и поддержания активного функционирования биологических систем, обеспечивающих глобальный круговорот веществ.

- экологическое образование человека - важнейшая составная часть мировой  культуры, непрерывного процесса  познания и преобразования окружающей  действительности;

- экологизация содержания образования  и, следовательно, формирования  мировоззрения человека, сохранения и созидания культурных ценностей - стратегическая линия развития всей современной системы образования и воспитания молодого поколения; признание и утверждение экологической направленности образования как государственной и региональной политики и стратегии в развитии образования на всех его этапах, начиная с семейного и дошкольного и заканчивая экологической сертификацией работающих специалистов;

- программа устойчивого развития общества - это прежде всего программа устойчивого, опережающего образования, в том числе и его экологического аспекта.

        Исходным моментом экологического образования является индивидуальность, проявляемая в особом отношении к природе и духовности. Духовное содержание не функционирует самостоятельно, а накладывается на природное и преломляется через него. Однако ценность индивидуального, субъективного зависит от того, насколько оно наполнено объективным содержанием. Экоцентризм подразумевает постановку интересов природы в центр относительно интересов человека. Развитие технологии, расхищение природных богатств, уничтожение животных, загрязнение окружающей среды привело к истощению природных ресурсов и поставило человечество перед глобальным экологическим кризисом. Cтало очевидно, что необходимы новые мировоззренческие ориентиры, которые бы не противопоставляли человека природе. Поэтому появился экоцентризм.   Для сторонников экоцентризма идея дикой природы заключается в защите дикой природы ради нее самой. Они видят дикую природу священной, имеющей внутреннюю ценность, обладающую моральными правами. Поэтому поддерживают создание охраняемых природных территорий, где дикой природе должна предоставляться полная свобода, без какого-либо научного, рекреационного или религиозного освоения.

Информация о работе Этический аспект взаимоотношений в системе «Человек-Природа-Общество»