Экскурсия как форма образовательной деятельности по экологическому образованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 11:00, контрольная работа

Описание работы

1. Роль экскурсии в экологического образования дошкольников.
2. Содержание, структура разного вида экскурсий.
3. Своеобразие методики проведения экскурсии с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
4. Анализ собственного опыта работы по организации и проведения природоведческих экскурсий с детьми дошкольного возраста в разные времена года.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по биологии.docx

— 34.12 Кб (Скачать файл)

       Важное  место отводится на экскурсиях  вопросам-заданиям, заставляющим детей  рассматривать предмет, сравнивать  его с другими предметами, находить  отличие и сходство, устанавливать  связь между различными явлениями  природы. При рассматривании объектов  следует учитывать, что  знания  детей будут прочны только  в том случае, если они получены  в результате активной работы  всех органов чувств.

По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии педагога.

          Во время отдыха детей проводятся  игры и игровые упражнения. Дети  закрепляют знания о характерных  особенностях предмета, выражают  словами мнение о качестве  предмета, запоминают название растений («Угадай по запаху», «Узнай по  описанию», «Ветка, ветка, где твоя  детка?», «Раз, два, три, к березе беги!»)

Работа с детьми в группе после экскурсии.

После возвращения с экскурсии собранный материал помещают в уголке природы. Через 2-3 дня воспитатель проводит занятие с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что делали. В заключении проводится обобщающая беседа, в ходе которой, воспитатель задаёт вопросы детям так, чтобы восстановить весь ход событий.

Таким образом, экскурсии помогают расширить представления воспитанников об экологических системах (парков, водоемов), сформировать представления об их "жизни" в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду.

4. Анализ собственного опыта работы по организации и проведению природоведческих экскурсий с детьми дошкольного возраста в разные времена года.

Организованная мною работа по организации и проведения природоведческих экскурсий с детьми дошкольного возраста в разные времена года направлена на развитие умения у детей наблюдать за сезонными  изменениями   в   жизни  растений.

Определив цель экскурсии стараюсь конкретизировать ее следующими задачами:

  • подобрать     задания  для наблюдения на экскурсиях   в     соответствии     с     возрастными, психологическими      и      выявленными      индивидуальными особенностями детей;
  • включить задания в различные формы организации действий 
    детей на экскурсиях;
  • провести   работу   по   развитиюумения   наблюдать   за   сезонными   изменениями   в   жизнирастений у детей в ходе природоведческих экскурсий.

Для  проведения   такой работы, на  основе   научной литературы определяются методические приёмы по развитию умений наблюдать за 
сезонными   изменениями   в   жизни   растений   у   детей   в   ходе природоведческих экскурсий;

Работа по развитию умений наблюдать за сезонными изменениями вжизни   растений   у   детей   в   ходе   природоведческих   экскурсий проводилась на основе следующих принципов:

  • принцип    научности    —    в    соответствии    с    этим   принципом, обеспечивается отбор наиболее значимых   центральных фактов из той или иной области действительности, раскрываются их существенные особенности, связи с другими объектами;
  • принцип систематичности знаний, который тесно связан с принципом 
    научности, определяет структуру знаний, её характер. Система знаний носит иерархический характер, то есть в ней раскрываются сущность простых объектов,   лежащих  в  основе   более   сложного   знания.   На  этой   основе осуществляется    переход   к    познанию    более    сложных    объектов,    что обеспечивает расширение и углубление познания;
  • принцип последовательности  подразумевает  приобретение  знаний 
    постоянно,   небольшими   порциями,   логическое   построение   материала  и повторение на другом уровне сложности, концентричность.

Для реализации этих принципов была разработана и реализована серия экскурсий.

Тема: «Сад ранней весной». Цель: уточнить и расширить представления детей о признаках наступления весны в природе; подводить к установлению связей между сезонными изменениями и состоянием растений; учить различать деревья и кустарники по характерным признакам; познакомить с первыми весенними цветами; уточнить и расширить знания детей о строении растений, функциях частей, росте и развитии растений; развивать умение наблюдать и анализировать объекты и явления природы, устанавливать зависимость, делать выводы; развивать умение видеть и любоваться красотой природы во всех её проявлениях; воспитывать бережное отношение к природе.

В ходе экскурсии дети подойдя к парку,  останавливались у входа, чтобы рассмотреть  общий вид парка, полюбовались его красотой. Полюбовались первыми признаками весны. Задавались детям вопросы: как узнать, что деревья пробудились? Как различать деревья, когда на них нет листьев? Рассматривали деревья, исследовали кору, силуэт. Отмечали характерные особенности и различия деревьев. Рассматривали цветы мать-и-мачехи. Спрашивалось у детей:  Где раньше пробуждаются растения? (на месте, где хорошо прогревает солнце).

Проводилась индивидуальная работа с детьми, отвечая на детские вопросы. Проводилась подвижная игра «К названному дереву беги». Цель: упражнять детей в умении определять дерево по особенностям силуэта и коры.

В заключение экскурсии подводился краткий итог, повторяли приметы ранней весны.

Тема: «Луг летом». Цель:  продолжать формировать представление, что луг - это сообщество травянистых растений; развивать умение замечать и правильно называть знакомое растение луга; учить устанавливать зависимость между внешним видом растений и условиями произрастания; расширять знания о стадиях роста и развития растений, функциях их частей, о строении растений; подводить к установлению связи между изменениями в неживой природе и в жизни растений; развивать наблюдательность.  

В ходе этой экскурсии предлагалось детям найти знакомое растение луга и назвать его. Отмечались характерные особенности строения: обращалось внимание на светло-зелёный цвет листьев. Спрашивалось у детей почему такого цвета листья. Познакомила детей с новым растением луга. Выделяли характерные признаки, в сравнении с хорошо известным. Спрашивала детей, почему на тропинке не растёт трава, предлагала попытаться вскопать палочкой почву на тропинке. Показала подорожник и спросила, почему он так называется. Дети искали самостоятельный ответ.

Проводилась подвижная игра «Найди растение по описанию». Цель: упражнять детей в умении определять растение по описанию, умение самому описывать характерные признаки растений.

В конце экскурсии подводился её итог.

Тема: «В парк  осенью». Цель: уточнить и расширить знания детей о характерных признаках ранней осени, об отдельных растениях, их характерных особенностях; существенных сторонах познавательных объектов; формировать умения устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и состоянием растений; развивать умение сравнивать, выделять характерные признаки растении; находить общее. Программное содержание каждой экскурсии предполагало решение в комплексе образовательных, воспитательных и развивающих задач. Образовательные задачи включали: уточнение и расширение знаний детей о многообразии растительного мира, о среде произрастания растений; расширение и уточнение знаний о строении растений и функциях их частей, о потребностях растений; подведение к установлению связей и зависимостей состояний растений от характера удовлетворения его потребностей, между сезонными условиями; формирование умений устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающие задачи включали: развитие умения наблюдать и анализировать объекты и явления природы; устанавливать зависимости, делать выводы.

Воспитательные задачи включали: воспитывать умение замечать и любоваться красотой природы во всех её проявлениях; бережно относиться к природе. 

В ходе экскурсии         предложила детям остановиться у входа в парк, чтобы показать детям общий вид парка, полюбоваться его красотой. Отметить первые признаки осени в жизни растений. Рассматривали деревья, исследовали кору. Отмечали характерные особенности различных деревьев, рассматривали и сравнивали цветущие травянистые растения по характерным признакам. Предлагалось детям пройтись по дорожке парка, обратить внимание детей на состояние погоды. Рассматривали растения цветника. Выделяли  их характерные особенности. Предлагалось детям собрать немного опавших листьев берёзы и липы. Проводилась подвижную игру: «Найди пару». Цель: упражнять детей в сравнении листьев деревьев по внешнему виду.

В конце экскурсии подводился её итог, и повторялись приметы осени.

При составлении содержания экскурсий длительность содержания каждого момента, сложность и объём изучаемого материала согласовывались с психологическими возможностями детей и способностью усвоить преподносимый материал. Были продуманы приёмы, которые помогут активизировать каждого ребёнка в процессе экскурсий, вызвать и поддержать познавательный интерес к изучаемым объектам и явлениям растительногомира. Это: вопросы-задания, проблемные ситуации, использование художественного слова.

Составляющей частью экскурсий была самостоятельная деятельность детей. Детям задавались проблемные вопросы, а дети самостоятельно пытались найти ответ. В конце выслушивались предположения детей и делались умозаключения.

Так же в ходе самостоятельной деятельности планировалось провести ненавязчивую, индивидуальную работу с детьми по развитию наблюдательности за растениями. Эта работа включала расширение знаний о строении растений, умению сравнивать, анализировать, подводить к установлению зависимостей.

Каждая экскурсия включала вводную, основную и заключительную части.

В начале экскурсии напоминалась её цель, давалась возможность детям осмотреться, полюбоваться красотой природы. Использовалось художественное слово для того, чтобы создать яркое целостное восприятие объекта, подготовить детей к наблюдению, собрать внимание.

Основная часть экскурсии - это коллективное наблюдение. Происходит уточнение и расширение знаний детей. Они знакомятся с растениями, средой их обитания, выделяли и сравнивали растения по характерным признакам. Происходило познавание простейших связей и закономерностей в природе.

Большое внимание уделялось вопросам-заданиям, которые обеспечивали познание через различные формы восприятия. В процессе наблюдения использовались загадки, небольшие стихотворения, позволяющие детям правильно воспринимать и понимать наблюдаемые явления, связать с имеющимся опытом.

Неоднократно требовалось от детей вспомнить состояние объекта природы на предшествующей экскурсии.

Для повышения активности детей в познавательной деятельности использовались вопросы-задания. Дети пытались самостоятельно найти ответы на вопросы. Совершали исследовательские действия - внимательно рассматривали землю.

Использовалось индивидуальное обращение, поскольку собрать внимание всех детей одним обращением сложно, поскольку в природе много отвлекающих моментов.

Данные приёмы позволили активно привлекать детей к работе на экскурсии, поддерживать интерес к изучаемым объектам природы.

Во время самостоятельной деятельности детей, осуществлялось наблюдение за соблюдением правил поведения детей в природе, руководство сбором природного материала, проведение индивидуальной работы с детьми.

Во время дидактических игр происходило закрепление знаний о характерных особенностях растений, запоминание их названий; дети учились словами выражать их качество.

В заключительной части вместе с детьми подводился итог экскурсии, акцентировалось внимание детей на основных моментах. Использование этой части художественного слова создавало положительное эмоциональное отношение к природе, желание прийти на это место ещё раз.

После каждой экскурсии проводилась беседа по итогам наблюдений, заполнение вместе с детьми альбома наблюдений. Решались задачи углубления и систематизации знаний детей, полученных в процессе природоведческих экскурсий. Во время беседы задавались вопросы, помогающие детям воспроизвести в памяти ход экскурсий. Происходил анализ явлений, объектов, рассмотренных ранее, выделение их особенных признаков.

Такой анализ обеспечивал переход к обобщениям, приводил в систему разрозненные факты. Далее ставились вопросы, требующие обобщения вывода, установления зависимостей и связей.

Для того, чтобы вызвать у детей эмоциональное отношение к обсуждаемому вопросу, использовались разнообразные методы и приёмы. В одном случае - это загадки, в другом — наглядные пособия и дидактические игры, изготовление из природного материала собранного детьми.

Такие методы и приёмы создавали познавательный настрой детей, повышали их активность, желание принимать участие в обсуждении темы.

Беседы с детьми после экскурсий в процессе заполнения альбома наблюдений позволили получить общее представление об эффективности усвоения детьми знаний, даваемые в процессе экскурсий.

На экскурсии «Парк ранней весной» в процессе беседы дети были активны. Логично отвечали на вопросы, дополняли ответы друг друга. Называли изменения в жизни растений. Наблюдаемые объекты и явления природы на экскурсии хорошо запомнились детям и отложились яркими образами в памяти. Активно заполняли альбом наблюдений.

На экскурсии «Луг летом» в процессе беседы дети были эмоциональны. Старались рассказать о своих впечатлениях. Называли уверенно знакомые растения луга. Активно помогали в составлении гербария. Знания, даваемые на экскурсии, дети хорошо усвоили.

На экскурсии «В осенний парк» дети более самостоятельно смогли проследить причинно-следственные связи между изменениями в неживой природе и проявлением первых признаков осени и перечислили их.

 

 

 

 

 


Информация о работе Экскурсия как форма образовательной деятельности по экологическому образованию