Экосистема города Сургута

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения работы является проведение полного анализа экологического состояния Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, обусловленное хозяйственной (экономической) деятельностью предприятий, населения, географическим положением автономного округа и оценка воздействия этой деятельности на население, производство и природную среду.
Перечень решаемых задач включает:
географическое и экономическое описание исследуемого объекта;
выявление воздействия тех или иных загрязнителей на окружающую среду;
определить способы преодоления негативного воздействия на окружающую среду;
выполнить расчет выбросов вредных веществ от котельной.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЯ ГОРОДА
ОПИСАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ГОРОДА СУРГУТА
2.1 Географическое описание
2.2 Гидрология
2.3 Климат
2.4 Природные ресурсы
2.5 Население
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРОДА СУРГУТА
3.1 Промышленность
3.1.1 Добыча нефти и газа
3.1.2 Переработка нефти, попутного нефтяного газа и газового конденсата
3.1.3 Электроэнергетика
3.1.4 Лесопромышленный комплекс
3.2 Транспорт
3.2.1 Судоходство
3.2.2 Трубопроводный транспорт
3.2.3 Автомобильный транспорт
4. ФАКТОРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ НА ГОРОД СУРГУТ. БЛОК-СХЕМА ВОЗДЕЙСТВИЯ НЕГАТИВНЫХ ФАКТОРОВ НА КОМПОНЕНТЫ ЭКОСИСТЕМЫ.
4.1 Факторы, влияющие на состояние атмосферного воздуха
4.2 Факторы, влияющие на водные объекты на территории города Сургута
4.3 Факторы, влияющие на почву на территории города Сургута
4.4 Шумовое загрязнение
4.5 Электромагнитное излучение радиочастотного диапозона
5. СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОСИСТЕМУ ГОРОДА СУРГУТА
5.1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (выдержки из документа)
5.2 Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (выдержки из документа)
5.3 Мероприятия по ликвидации аварийных нефтяных загрязненений окружающей среды
5.4 Природоохранная деятельность нефтегазодобывающих предприятий
5.5 Мероприятия в ХМАО-Югра направленные на улучшение экологической обстановки

6. РАСЧЕТ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ ОТ КОТЕЛЬНОЙ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 664.00 Кб (Скачать файл)

 

5.4 Природоохранная деятельность нефтегазодобывающих предприятий.

 

Основными направлениями  природоохранной деятельности предприятий  являются: строительство природоохранных  объектов, контроль за состоянием природной  среды и производственных объектов, профилактика аварий на трубопроводах, мероприятия по охране, рациональному использованием и восстановлению земель, водных ресурсов, атмосферного воздуха, экологического обучение.

Организация и проведение всех природоохранных работ входят в обязанности отделов по охране окружающей среды предприятий-недропользователей. Сейчас положение меняется в лучшую сторону: становится правилом разработка годовых и перспективных планов и мероприятий, их согласование с комитетами.

В нефтегазодобывающих  предприятиях продолжают создаваться  лаборатории для ведомственного контроля за состоянием окружающей среды на месторождениях, лаборатории оснащаются современным экоаналитическим оборудованием и приборами. Ведутся работы по оценке современного состояния окружающей природной среды территорий месторождений.

В последние годы осознана необходимость создания подразделений по предупреждению, локализации и ликвидации аварий с экологическими последствиями. Цеха и бригады нефтегазодобывающих предприятий, а также специализированные организации, занимаются санацией почв, рекультивацией земель, ликвидацией последствий загрязнении водоемов. Так, например, акционерное общество “Катарсис” ежегодно собирает сотни тонн нефти на месторождениях, обрабатывает бак препаратами сотни гектаров нефтезагрязненных земель.

Крайне медленно в  практику деятельности нефтедобывающих предприятий внедряется передовой опыт предупреждения, локализации и ликвидации залповых сбросов нефти. Применяемые на большинстве месторождений методы рекультивации земель пока малоэффективны, предлагаемые отечественными производителями технологии, сорбенты и препараты для очистки земель, загрязненными жидкими нефтяными углеводородами, не находят широкого применения.

Нижневартовская ГРЭС, Сургутская ГРЭС-1 и ГРЭС-2 образуют единый энергетический комплекс, являющийся основным источником электроснабжения объектов нефтяной и газовой промышленности севера Тюменской области, теплоснабжения жилой зоны и промышленных предприятий.

Основные виды отрицательного воздействия ГРЭС на окружающую среду - загрязнение атмосферного воздуха, тепловое загрязнение водных объектов, шумовое загрязнение от работающих агрегатов, гибель попадающей в водозаборные сооружения рыбы. Линии электропередачи являются источниками электромагнитного загрязнения окружающей среды.

 

5.5 Мероприятия в ХМАО-Югра направленные на улучшение экологической обстановки

 

Так, для рационального  использования природных ресурсов Обь-Иртышского речного бассейна и  обеспечения экологической безопасности необходимо разработать комплексную  межрегиональную программу. Такое  решение было принято в Салехарде на совместном заседании, в котором приняли участие депутаты Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа, Думы Ямала и представители исполнительной власти трех субъектов Федерации.

Это предложение в  свое время было выдвинуто депутатами Ямальской Думы. Экологическая ситуация в регионе вследствие интенсивного освоения углеводородного сырья уже давно вызывает тревогу и негативно влияет на здоровье местного населения. В связи с этим особое внимание, считают ямальские парламентарии, следует уделять вопросам социальной ответственности крупного бизнеса. Но решить экологические проблемы Оби силами отдельно взятого субъекта Федерации невозможно. Необходима целенаправленная и систематическая работа всех органов государственной власти, предприятий, общественности и науки.

Совет трех Дум поддержал  предложение ямальцев. Принято решение  рекомендовать Совету губернаторов трех территорий разработать комплексную  региональную программу «Обеспечение охраны окружающей среды, экологической  безопасности и рационального использования природных ресурсов Обь-Иртышского бассейна». Депутаты обратились также к органам государственной власти субъектов, на территории которых расположен Обь-Иртышский бассейн, с предложением о разработке аналогичной межрегиональной программы. Протокол согласия Совета Дум по этому вопросу направлен в Правительство Российской Федерации, в субъекты РФ, входящие в ассоциации «Сибирское соглашение» и «Большой Урал».

Особое внимание хотелось бы обратить на то, что в Ханты-Мансийске  на базе Югорского научно-исследовательского института информационных технологий создана уникальная научно-производственная площадка. Здесь пристальный взгляд из космоса помогает решать ежедневные проблемы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. С помощью космического мониторинга можно заниматься поиском новых нефтегазовых месторождений, сверху их видно по структуре специфических разломов земной коры. Также можно отслеживать, как осваивается нефтяное месторождение. Можно указать, где надо строить дороги, чтобы они не попали в затапливаемую зону. По словам руководителя центра дистанционного зондирования Земли ЮНИИИТ в Ханты-Мансийске Василия Копылова, Ханты-Мансийский автономный округ очень большой, плотность населения низкая, многие территории доступны только зимой. Поэтому взгляд из космоса единственный метод оповещения при чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях в недоступных местах. Спутник способен обнаружить очаг пожара в тайге еще до того, как появился большой дымовой шлейф. Это позволяет быстро потушить очаг возгорания. Сейчас в России создается единая система обнаружения пожаров. В Западной Сибири эту систему будет поддерживать именно наш центр дистанционного зондирования земли.

Сокращение энергозатрат в промышленной, социальной и бытовой сферах в настоящее время является одной из самых актуальных народнохозяйственных проблем. Рациональное использование природных ресурсов, сокращение вредных выбросов в атмосферу и эффективное использование электрической и тепловой энергии приобретают исключительную роль в современном обществе. Поэтому основной задачей сегодня является систематизированный перевод экономики на энергосберегающий путь развития. Реализация этой задачи невозможна без широкого внедрения энергосберегающего оборудования, технологий и материалов, без информационного обеспечения процесса энергосбережения.

5.6 Концепция экологической  безопасности Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры  на период до 2020 года

 

Основными целями Концепции являются:

  • развитие хозяйственной деятельности, в основе которой находятся энергоресурсосберегающие и экологически более чистые технологии;
  • создание мониторинга как оперативной информационно-аналитической системы наблюдений за динамикой показателей, характеризующих состояние и развитие природной среды;
  • обеспечение рационального и безопасного природопользования, предусматривающее рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов и их глубокую переработку, а также неистощительное использование возобновляемых природных ресурсов и меры по их воспроизводству;
  • охрана и восстановление естественных экологических систем на территории автономного округа в целях поддержания их жизнеобеспечивающих функций для населения, обеспечение их целостности, способности к саморегуляции и сохранение биологического разнообразия.

Для достижения этих целей  необходимо комплексное, системное  и целенаправленное решение следующих  основных задач:

  • прогнозирование, предотвращение, локализация и минимизация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для населения и территории автономного округа и соседних территорий;
  • уменьшение опасного воздействия (выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, размещения отходов) на окружающую среду и ее компоненты до безопасного уровня, обеспечение безопасности при обращении с вторичными ресурсами, отходами производства и потребления;
  • сохранение естественных экологических систем на территории автономного округа, составляющих естественный резерв для саморегуляции и восстановления природных комплексов;
  • обеспечение органов государственной власти и населения информацией о состоянии окружающей среды на территории автономного округа, в области обращения с отходами, о состоянии атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, их загрязнении, состоянии растительного и животного мира,

Основные программы:

а) программы Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры в области  обеспечения экологической безопасности;

б) целевой программы  охраны атмосферного воздуха, в том числе в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха, и стимулирования производства и применения экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей;

в) программы Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры в области  обращения с отходами, участие  в разработке и выполнении федеральных  программ в области обращения  с отходами;

г) программы Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания.

 

5.6 Ликвидация свалок

 

За 2011 год проведено 721 обследование, в результате которых  выявлено 444 места несанкционированного размещения отходов на площади 152,5 га. В отношении нарушителей вынесено 290 постановлений об административном наказании (штрафы) на сумму 7 931 тыс. рублей, а также предъявлено 17 ущербов на сумму 79,565 млн. рублей.

С целью устранения выявленных нарушений выдано 171 обязательное предписание  о ликвидации несанкционированных мест размещения отходов. По состоянию на 01.01.2012 г. ликвидировано 282 свалки (64%) на площади 37,86 га, по остальным срок исполнения предписаний не истек.

С целью понуждения администраций  муниципальных образований и  коммерческих предприятий ликвидировать, либо привести в соответствие с требованиями законодательства объекты размещения бытовых и промышленных отходов, передано в органы прокуратуры и суды 154 материалов.

Сведения о состоянии  аварийности в 2011 году Природнадзором Югры проведено 184 обследования территорий, загрязненных нефтепродуктами в результате аварий на трубопроводах автономного округа (271 участок). По результатам обследования в отношении нефтяных компаний, вынесено 58 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа на общую сумму 1 487 тыс. рублей. Предъявлено 50 претензий о добровольном возмещении ущерба, причиненного окружающей среде на общую сумму 369, 46 млн. рублей.

В целях обеспечения  экологической безопасности на территории автономного округа в рамках взаимодействия с муниципальными органами власти и органами исполнительной власти автономного округа, государственные инспекторы Природнадзора Югры в течение 2011 года принимали участие в работе комиссий по приемке рекультивированных земель.

В 2011 году из предъявленных  предприятиями 737 участков рекультивированных нефтезагрязненных земель и шламовых амбаров общей площадью 447 га принято 514 участков (69%) площадью 288 га (64%). 

 

5.7 Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011-2013 годах и на период до 2015 года»

 

Цель программы – улучшение экологической обстановки для обеспечения экологической безопасности автономного округа.

Задачи Программы:

– снижение уровня негативного воздействия факторов техногенного и природного характера на окружающую среду и ее компоненты;

– охрана и восстановление уникальных экологических систем на территории автономного округа;

– формирование экологической  культуры.

В соответствии с законом о бюджете автономного округа от 29.11.2011 № 208-оз и постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2010 года № 248-п на реализацию мероприятий Программы в 2011 году утвержден лимит финансирования 18 863 820 тыс. руб.

За 2011 год фактически профинансировано 18 813 930,2 тыс. руб. (99,7%), в том числе:

– бюджет автономного  округа – 595 275,5 тыс. руб. (98,5%);

– местные бюджеты  – 86 324,7 тыс. руб. (99%);

– внебюджетные источники  – 18 132 330 тыс. руб. (100%).

Реализация Программы позволила достигнуть следующих результатов. В области охраны атмосферного воздуха и земельных ресурсов:

- нефтегазодобывающими  предприятиями автономного округа за счет собственных средств осуществлялось строительство объектов по утилизации попутного нефтяного газа и рекультивация нефтезагрязненных земель. В области строительства объектов для размещения и переработки отходов производства и потребления.

В области внедрения  новых технологий по обезвреживанию опасных отходов:

– приобретены 3-х инсенераторные установки (ИУ-80) по утилизации и обезвреживанию биологических отходов для г. Урай, г. Югорска, пгт. Октябрьское;

– приобретены и установлены 34 утилизатора для термического обезвреживания и утилизации медицинских отходов для учреждений здравоохранения автономного округа;

– приобретена установка  для утилизации и термического обезвреживания медицинских отходов «Newster 10». Ввод в эксплуатацию – 2012 год.

В области проектирования и строительства (реконструкции) водозащитных сооружений (противопаводковые дамбы и берегоукрепительные сооружения):

Информация о работе Экосистема города Сургута