Экообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 11:45, лекция

Описание работы

Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности.

Файлы: 1 файл

Экообразование.docx

— 32.13 Кб (Скачать файл)

Экологическое образование  – непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта  и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получение специальных  знаний по охране окружающей природной  среды и природопользованию, реализуемых  в экологически грамотной деятельности.

Решение экологических проблем  невозможно обеспечить усилиями одних  только специалистов – экологов, управленцев, юристов, инженеров, законодателей  – или же властными институтами  общества. Для эффективного достижения цели – повышения экологической  безопасности – необходимо активное участие всех людей вне зависимости  от их социального или культурного  статуса.

Необходимо:

  • научиться экономить любые природные ресурсы вне зависимости от того, дефицитны они или нет;
  • заблаговременно рассчитывать все возможные последствия своей деятельности, принимая во внимание не только очевидные, но и самые невероятные;
  • сменить гигантоманию на парадигму тотальной миниатюризации – поиска технологий, сводящих к минимуму энергетические и вещественные затраты;
  • привыкнуть платить за то, что тебе лично уже совсем не нужно. Например, за утилизацию отходов;
  • в полной мере ощущать личную ответственность за любые нарушения правил рационального природопользования.

Экологическое образование  позволяет людям понять, что мир, в котором они живут, значительно  сложнее их поверхностного восприятия, что очевидные для них суждения совсем не безусловны. Экологические  знания позволяют сделать намного  безопаснее и здоровее жизнь, не только собственную, но и своих близких. Можно с уверенностью считать, что средняя продолжительность жизни россиян была бы в тех же условиях на 10-15 лет больше, а главное, здоровее, если бы население обладало более высокой социальной культурой, в которой экологические и медицинские базовые знания занимают важное место.

Междисциплинарность экологического образования

Экология в течение ХХ в. испытала ни с чем не сравнимое развитие, по мере которого из частной биологической дисциплины она превратилась в меганауку, включающую вопросы как всех естественных наук, так и большинства гуманитарных. Чрезвычайно высокий уровень междисциплинарности затрудняет понимание экологии без владения знаниями разнообразных наук. Кроме того, междисциплинарность означает, что существует множество вопросов, которые находятся на стыке наук и недостаточно рассмотрены каждой из них. Поэтому экологическое образование требует согласования в преподавании различных учебных дисциплин, введения в них соответствующих разделов, необходимых для понимания экологических проблем, и в то же время разработки ряда специальных курсов для изучения и практического освоения междисциплинарных вопросов.

В русском языке наряду с понятием "экологическое образование" используют и другие названия, такие, как "природоохранное образование", или "энвайронментальное образование". В общем виде прикладное экологическое образование включает:

1) изучение возможных  неблагоприятных последствий хозяйственной  деятельности для природы и  самих людей;

2) обучение населения  способам уменьшения негативных  последствий антропогенных воздействий;

3) изучение самой экологии как одной из фундаментальных основ рационального природопользования.

В современном понимании  содержание полного экологического образования должно включать следующие  разделы:

• основные сведения по общей  экологии (реакции организмов,популяций и сообществ на факторы внешней среды, а также внутрипопуляционные процессы и закономерности развития сообществ);

• учение о биосфере, круговороте  веществ, эволюции биосферы;

• демографические закономерности роста численности человечества;

• основные этапы эволюции хозяйственной деятельности человечества;

• знакомство с основными  научными прогнозами дальнейшего развития человечества в связи с ограниченностью  природных ресурсов и опасностью снижения устойчивости биосферы в результате значительного антропогенного нарушения  природных механизмов саморегуляции, уменьшения биологического разнообразия;

• анализ проблемы исчерпаемости невозобновимых ресурсов, возможностей ресурсосберегающих технологий;

• энергетические ресурсы  и проблема глобального изменения  Климата Земли в результате дальнейшего  увеличения энергопотребления; стратегия  экономии энергии;

• проблема загрязнения  окружающей среды, неблагоприятной  воздействия на экосистемы и здоровье людей; способы снижения загрязнения окружающей среды; малоотходные технологии;

• законодательные, экономические и организационные методы предотвращения экологического кризиса и обеспечения экологической безопасности;

• значение международного сотрудничества, образования и просвещения, участия общественности и роль каждого  человека в решении экологических  проблем;

• концепция устойчивого  развития человечества, гармоничного сочетания экономического роста, экологической  устойчивости и социального благополучия.

Все перечисленные выше разделы  экологического образования выстроены  в строгой логической последовательности так, что каждый следующий опирается  на предыдущие и отвечает на возникающие  в ходе обучения главные вопросы. Например, для выяснения характера  и силы воздействия человечества на биосферу необходимо прежде всего иметь ясные представления о закономерностях изменения численности народонаселения. Затем о скорости исчерпания природных ресурсов по мере развития человечества. Потом отдельно о возможных запасах энергетических ресурсов, благодаря которым можно в значительной мере компенсировать недостаток того или иного материального ресурса. После этого возникает вопрос о трансформации потребляемых ресурсов в отходы и их воздействии на живое. Пытаясь получить затем ответы на вопросы: что делать? как сохранить ресурсы, избавиться от опасных загрязнений, обеспечить экологическую безопасность, устойчивость биосферы? — перейдем к организационным, экономическим и правовым аспектам совершенствования природопользования.

Порядок и основное содержание экологического образования структурировались  постепенно и параллельно в разных странах на протяжении последних  сорока лет. В России экологическое образование осуществляется комплексно — через различные дисциплины, имеющие прямое отношение к изучению природы и всевозможных воздействий на нее. Соответствующие разделы после долгих дискуссий были включены в программы курсов природоведения, биологии, географии, химии, экологии, безопасности жизнедеятельности и др. Положительный эффект экологическое образование имеет при условии дополнения теоретического обучения практическими занятиями с целью навыков повседневного самоконтроля и умеренного использования природных ресурсов, электроэнергии, сельскохозяйственных и промышленных продуктов.

В процессе экологического образования приходится преодолевать барьер традиционного расточительного (потребительского) стиля жизни и активного ухода от коллективной ответственности за опасные последствия антропогенного воздействия на окружающую среду. Экологическое образование не ограничивается естественно-научными и техническими аспектами, а включает разнообразные гуманитарные вопросы: права человека, ответственность перед будущими поколениями, выбор приоритетов в жизни, отношение к другим живым существам и др.

В ряде стран, например в  США, существуют специальные законы, регламентирующие и поддерживающие экологическое образование. В России теоретическим аспектам развития экологического образования уделяется много  внимания: существуют специальные программы, публикуется учебная литература, проводятся экологические олимпиады  для школьников, специальные конференции, общественные акции; издаются журналы "Вестник экологического образования  в России" и "АсЭко". Разработаны образовательные стандарты подготовки специалистов в области охраны окружающей среды. Во многих вузах созданы кафедры соответствующей направленности. Тем не менее экологическое образование все еще находится в начальной стадии развития. Ни общество в целом, ни новая генерация молодежи в России еще не имеют ясного представления о необходимых правилах обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, хотя в передовых странах эта цель уже достигнута. В России надо активнее готовить квалифицированные кадры преподавателей и подробнее разрабатывать учебные программы, особенно в части практического применения полученных знаний. Каждый человек должен отчетливо понимать:

• как своими действиями он может способствовать целенаправленному  сохранению (или же неосознанному  разрушению) природного равновесия, начиная  со своего жилища и заканчивая всей биосферой;

• как надо действовать  при возникновении экологической  опасности и какие нормы должны соблюдать те организации, которые имеют дело с потенциально опасными веществами;

• кто ответственен за обеспечение  экологической безопасности в стране, регионе, округе.

Одного экологического образования для этого недостаточно, так как надо единовременно научить правильно действовать все население страны. Для этого используют все формы передачи важной информации, стремясь просветить население и способствовать росту его экологической сознательности.

Необходимость экологических  знаний для обеспечения личной безопасности

Редакция  2009-04-08 19:15

В случаях, когда негативный результат наступает очень быстро, опасность очевидна. Чем больше времени  проходит между действием и ответной реакцией, тем сложнее распознать причину беды. Запаздывание реакции  называется «латентным эффектом». Так, у человека между заражением инфекцией  и ее проявлением может пройти несколько дней и даже недель. В  таком случае трудно вовремя распознать болезнь и начать ее лечить. Ученые, открывшие радиоактивные элементы, еще не знали об опасности, которую  они представляют для здоровья. Большинство  экологических опасностей также  проявляется лишь с течением времени, и поэтому узнать о них на основании  собственного опыта практически  невозможно. Надо овладеть многообразными и не всегда простыми знаниями, чтобы  научиться осознанно избегать потенциальной опасности.

К первым из них относятся  правила личной гигиены, которым  стали активно обучать население  в конце XIX - начале XX в Трудно было убедить простых людей не пить воду из ручья или колодца, а предварительно ее кипятить, потому что издревле считалось, что опасна только дурно пахнущая вода. Однако вибрионы холеры могут  находиться в совершенно прозрачной воде без какого-либо запаха. Следовательно, надо иметь представление о возбудителях инфекционных болезней и способах их передами способах их передачи от организма  к организму.

После чернобыльской катастрофы не все соглашались покидать эти  места, так как не могли поверить в реальную опасность радиоактивного загрязнения. Даже в самом Чернобыле  во время аварии на АЭС люди вышли посмотреть, что происходит, а дети продолжали играть на улицах вместо того, чтобы моментально укрыться в домах и закрыть окна. Это пример не столько недостаточной грамотности — ведь образованному населению Чернобыля была хорошо известна опасность радиоактивного загрязнения, - сколько беспечного оптимизма, безграничной веры в удачу. Если событие происходит редко, то в его наступление перестают верить. Обычно считаются с такими законами природы, которые имеют однозначный и обязательный эффект. Другое дело, если негативный эффект наступает не всегда, тогда риск превращается в игру, а везение лишь укрепляет беспечный оптимизм до тех пор, пока не случится беда. Еще сложнее правильно отреагировать на ситуацию, которая никогда ранее не имела места, так как это случилось в Чернобыле.

Еще один пример экологической  безграмотности – это курение  табака. Впервые табак был завезен  из Нового Света в конце XV в. Его  употребление постепенно вошло в  моду, и считалось, что он обладает тонизирующим и обеззараживающим эффектами, а значит полезен для здоровья. В то время даже врачи нередко становились пропагандистами новой панацеи. Привычка к курению стала распространяться в народе. Лишь в XX в. сначала заподозрили, а затем доказали связь между курением и многими заболеваниями организма, такими, как эмфизема легких, облитерируюший эндартериит, а самое страшное — рак легких. Однако большинство курильщиков не испугалось столь страшной угрозы, потому что рак легких возникает не у всех злоупотребляющих курением.

Недостаточно жесткая  связь между причиной и следствием оказалась питательной почвой для  оправдания собственной слабости характера. Относительно закоренелых курильщиков  можно считать, что им трудно бросить  курить, что они уже находятся  в зависимости от табака. Однако каждый день в армию старых курильщиков  вливаются молодые, которые слышали  о потенциальной опасности курения (на каждой пачке сигарет имеется  официальное предостережение), но пренебрегают этой информацией.

Каждый курильщик делает выбор между возможными негативными  последствиями курения для здоровья и его позитивными сторонами (возможность  регулярных перерывов в работе; коммуникация во время курения, когда устанавливаются  и поддерживаются неформальные отношения  между людьми; тонизирующий эффект курения, позволяющий сосредоточиться  во время трудной интеллектуальной работы). Выбор человека в пользу вредной привычки означает, что позитивный результат курения для него важнее, чем негативный, так как последний  им недооценивается.

Большинство экологических  проблем возникло в результате такого же выбора между позитивными и  негативными последствиями антропогенной  деятельности. Долгое время быстрый  материальный выигрыш населения  от индустриализации и урбанизации  был оправданием загрязнения  воды и воздуха, от которого население  страдало не сразу и не так сильно.

Экологическое образование позволяет людям понять, что мир, котором они живут, значительно сложнее их поверхностного восприятия, что очевидные для них суждения совсем не безусловны. Экологические знания позволяют сделать намного безопаснее и здоровее жизнь, не только собственную, но и своих близких. Можно с уверенностью считать, что средняя продолжительность жизни россиян была бы в тех же условиях на 10-15 лет больше, а главное, здоровее, если бы население обладало более высокой социальной культурой, в которой экологические и медицинские базовые знания занимают важное место.

Информация о работе Экообразование