Экология и безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:46, реферат

Описание работы

Человек по своей природе стремится к состоянию защищенности и хочет сделать свое существование максимально комфортным. С другой стороны, мы постоянно находимся в мире рисков. Угроза исходит и от криминогенных элементов, и от горячо любимого правительства, способного проводить непредсказуемую политику, существует риск заболеть инфекционным заболеванием, риск возникновения военного конфликта, риск несчастного случая. Сегодня все это воспринимается естественно и не кажется чем-то надуманным, потому что все эти события, угрожающие нашей безопасности, вполне вероятны и, более того, уже случались на нашей памяти.

Файлы: 1 файл

Экология и безопасность.docx

— 43.63 Кб (Скачать файл)

 

-создание системы гигиенической  диагностики, популяционной и  индивидуальной реабилитации здоровья  населения с экологически обусловленными  заболеваниями;

-адресная профилактика  экологически обусловленных заболеваний  и оздоровление населения из  групп риска, проживающего на  территориях (в зонах) с наиболее  неблагоприятной экологической  обстановкой;

 

-развитие индустрии качественных  продуктов питания и пищевых  добавок с заданными лечебно-профилактическими  свойствами;

 

-экологическое и санитарно-гигиеническое  образование, воспитание и просвещение  населения.

 

Общие принципы обеспечения  экологической безопасности основываются на политике экологической безопасности Российской Федерации, отраженной в  Положении о функциональной подсистеме экологической безопасности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 12 июля 1996 г. № 326 и Экологической  доктрине России (проект 2001 г.) и др.:

 

-единство экономического, социального и экологического  развития муниципального образования,  направленное на повышение качества  жизни нынешнего и будущих  поколений населения (принцип  устойчивого развития);

 

-установление и законодательное  закрепление режима взаимной  ответственности органов местного  самоуправления, государственных органов  субъекта Федерации и федеральных  природоохранных органов за состояние  окружающей среды и природных  ресурсов, разработку и реализацию совместных мероприятий по обеспечению экологической безопасности, их финансовое, ресурсное обеспечение;

 

-приоритетность экологической  безопасности при разработке  и реализации градостроительных,  инженерных, промышленных и других  проектов территориального и  регионального масштаба;

 

-приоритетность решения  проблем охраны окружающей среды  и экологической безопасности  как основного фактора риска  неблагоприятного влияния на  здоровье населения;

 

-сочетание административных, нормативных и экономических методов управления природоохранной деятельностью для обеспечения экологической безопасности населения;

 

-введение экологических  мотиваций в процесс принятия  управленческих решений, внедрение  экологических оценок затрат  и результатов, установление более  строгих экологических ограничений  и стандартов;

 

-первоочередность разработки  и реализации мероприятий по  обеспечению экологической безопасности  для территорий, предприятий и  объектов с критической или  явно неблагоприятной экологической  обстановкой, непосредственно влияющей  на здоровье населения (принцип  концентрации усилий на «локальных»  проблема);

 

-приоритетность выявления  и решения задач снижения экологического  риска на объектах потенциальной  экологической опасности (принцип  «горячих точек»);

 

-этапность решения проблем охраны окружающей природной среды и экологической безопасности, установление кратко-, средне- и долгосрочных целей и задач, соответствие кратко- и среднесрочных результатов долгосрочным целям экологической безопасности города;

 

-предупреждение ухудшения  экологической обстановки;

 

-постепенный переход  от действий, направленных на  локализацию отрицательных последствий  («борьба со следствием»), обусловленных  нарушением экологического равновесия, к их прогнозированию и предотвращению («борьба с причинами»);

 

-увеличение объема и  повышение точности информации  о состоянии окружающей природной  среды и об источниках экологической  опасности для принятия адекватных  решений по управлению городским  развитием;

 

-широкое распространение  экологической информации, затрагивающей  интересы населения, и обеспечение  участия общественности в принятии  решений;

 

-непрерывное экологическое  образование и воспитание населения  для формирования мировоззрения  граждан всех возрастов на  основе глубокого уважения к  природе.

 

       Основными  объектами экологической безопасности  выступают человек (личность) с  его правом на здоровую и  благоприятную для жизни окружающую  природную среду; общество с  его материальными и духовными  ценностями, зависящими от экологического  состояния территории города; благоприятная  экосистема города как основа  устойчивого развития общества  и благополучия будущих поколений.

 

3.Какие перспективы у экологической безопасности?

 

Российская политическая элита начала всерьез обсуждать  проект закона об экологической безопасности.

 

Почитав текст этого закона, приходишь к выводу: если он все-таки будет принят, мы, экологи, без работы точно не останемся :)

 

Дорогие коллеги, по-моему, дело пахнет хорошими деньгами :) Впрочем, судите сами, вот лишь некоторые выдержки из текста проекта закона:

 

Государственный бюджет включает отдельную статью: "Обеспечение  экологической безопасности государства".

 

Любая продукция, произведенная  на территории РФ, реализуемые товары и предлагаемые услуги должны иметь  сертификат о гарантии экологической  безопасности.

 

обязательное страхование  экологических рисков;

 

запрещение любых видов  деятельности, создающих прямую угрозу национальной и международной экологической  безопасности.

 

запрещение рекламы экологически опасных товаров и услуг;

 

запрет или приостановка введения в практику новых видов  хозяйственной и иной деятельности, по которым в настоящее время  нет научно-обоснованных прогнозов и рекомендаций по обеспечению экологической безопасности при их практической реализации;

 

приоритетное развитие фундаментальных  и прикладных исследований в области  экологической безопасности;

 

обязательность разделов по обеспечению экологической безопасности в заключениях государственной  и общественной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и  иную деятельность, при реализации которой существует риск возникновения  угроз экологической безопасности;

 

обязательность возмещения убытков физических и юридических  лиц, понесенных в результате причиненного вреда окружающей среде, здоровью человека и гражданина, имуществу физических и юридических лиц;

 

обязательность компенсации  экологического ущерба природной среде;

 

установление порядка  проведения процедуры сертификации продукции, товаров и услуг на соответствие требованиям экологической безопасности;

 

предъявление исков о  компенсации ущерба природной среде  и здоровью населения по доказанным фактам причиненного вреда, возникшим  в результате нарушения Законодательства в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения  экологической безопасности;

 

4.Характеристика ОЯТ.

 

   Ядерное топливо  –  это  надежно  изолированный  радиоактивный  материал, включенный  в  тепловыделяющие  элементы  (ТВЭЛ).   Их   защитные   оболочки рассчитаны на  работу  в  экстремальных  условиях  активной  зоны  реактора. Температура в центре ТВЭЛов превышает 1000 (C. Сборки ТВЭЛов (ТВС) в водной или паро-водяной среде подвергаются высокому давлению  (70-140  атмосфер)  и вибрации.  ОЯТ,  заключенное  в ТВС и выгружаемое   из   активной   зоны,

охлаждается  в  бассейне  выдержки,  поскольку  в  топливе  имеется  сильное

остаточное энерговыделение, обусловленное радиоактивным  распадом  продуктов деления. В первые месяцы,  по  мере  распада короткоживущих  радионуклидов, радиоактивность  и  энерговыделение  ОЯТ быстро  снижаются.   Затем   темпы снижения активности замедляются и после 3-5 летней  выдержки  топливо  можно перевозить, перерабатывать или  переводить  на  длительное  сухое  хранение. Важно отметить, что ОЯТ хранится на всех действующих АЭС, не  давая  какого-либо вклада в облучение населения и значимого вклада в облучение персонала АЭС (менее 1%).

   Условия, в которые  помещается ОЯТ после выгрузки  из  бассейна  выдержки, можно назвать  комфортными,  по  сравнению  с  активной  зоной  реактора,  - герметичность, инертная среда, защищенность  от  внешнего  воздействия.  Эту защиту обеспечивает упаковочный контейнер (ТУК).  Требования,  предъявляемые к  прочности  контейнера,  исключительно  высоки.   На   стадии   разработки контейнера для обоснования его  безопасности  могут  с  успехом  применяться расчетные  методы.  Однако,  в  соответствии с   правилами   МАГАТЭ,   этим обоснование не  заканчивается.  Стендовые  испытания  контейнеров  включают:

падение на абсолютно твердую  поверхность с  высоты  9  метров  под  наиболее критичными   углами,   падение   на   штырь,   выдержку   в   зоне   пожара. Соответствующие испытательные стенды есть и в России и за  рубежом.  В США производились и более масштабные  испытания.  Контейнер  был  установлен  на пути  железнодорожного  эшелона,  двигавшегося  со   скоростью   160   км/ч. Контейнер после столкновения не только уцелел, но и сохранил герметичность.

   Практика показывает, что требования к безопасности  перевозок  ОЯТ  более высоки, чем требования к надежности  космической  техники.  За  всю  историю перевозок  ОЯТ  не  произошло  ни   одной   аварии,   приведшей   к   выходу радиоактивных материалов из контейнера.

 

   Безопасность   обеспечивается   и   физико-химическими   характеристиками ядерного топлива. Оно включено в так называемую топливную  матрицу,  которая заключена  в  герметичную  оболочку  тепловыделяющего  элемента  (ТВЭЛа),  а сборка ТВЭЛов окружена стенками несущей конструкции. Даже  при механическом

разрушении сборки  не  создаются условия для  распространения  подавляющей части содержащейся радиоактивности в окружающей среде. Для того, что бы  это распространение  стало  возможным,  надо  превратить   ядерное   топливо   в мелкодисперсную аэрозоль. Это можно сделать только  при соблюдении  двух условий – высокой температуры и наличия  избыточного  содержания  кислорода. Реальные  испытания  контейнеров  для  перевозки  ОЯТ  показывают,  что   их конструкция не допускает возникновения таких условий.

 

   При длительном  хранении  активность  продуктов   деления  снижается,  хотя темпы снижения основных продуктов деления – цезия и стронция малы (30  лет). Тем не  менее,  длительная  технологическая  выдержка  способствует  распаду некоторых радионуклидов, не дающих значимого вклада  в  радиоактивность,  но усложняющих переработку ОЯТ. Поэтому, чем более  длителен  период  хранения, тем более проста переработка ОЯТ.

 

   При переработке  ОЯТ тепловыделяющая сборка  разрезается   и  поступает  на радиохимическую  переработку,  в  результате  которой  происходит  выделение ценных  компонент  –  урана,   плутония,   части   продуктов   деления   для производства  изотопной  продукции,  ценные  материалы.  Подавляющая   часть материалов тепловыделяющих  сборок  в  результате  процессов  регенерации  и рефабрикации  возвращается  в ядерный топливный   цикл   и   хозяйственное использование, и лишь малая часть в виде реальных радиоактивных отходов  уже не подлежит дальнейшему использованию.

 

   Конечная  стадия  обращения  с  отходами  предполагает  их  отвержение  и

включение в высокопрочные (остекловывание, битумирование или иные  способы) матрицы и захоронение их в таком виде в надежные геологические формации.

 

5.Заключение.

 

   Под безопасностью Российской Федерации понимается качественное состояние общества и государства, при котором обеспечивается защита каждого человека, проживающего на территории РФ, его прав и гражданских свобод, а также надежность существования и устойчивость развития России, защита ее основных ценностей, материальных и духовных источников жизнедеятельности, конституционного строя и государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности от внутренних и внешних врагов.

   Это типичное для нашей страны определение безопасности точнее - государственной безопасности. Оно может быть сведено к краткой формуле: "состояние защищенности от опасности".

   Безопасность сложной системы определяется не только субъектами защиты или факторами внешней защищенности, сколько внутренними свойствами - устойчивостью, надежностью, способностью к авторегуляции. В наибольшей степени это относится именно к экологической безопасности. Человек, общество, государство не могут быть гарантами собственной экологической безопасности до тех пор, пока продолжают нарушать устойчивость и биотическую регуляцию окружающей природной среды.

   Загрязнение природной среды газообразными, жидкими и твердыми веществами и отходами производства, вызывающее деградацию среды обитания и наносящее ущерб здоровью населения, остается наиболее острой экологической проблемой, имеющей приоритетное социальное и экономическое значение.

   Для объективной количественной оценки, сравнения, анализа, управления воздействием загрязнителей различной и разнообразной природы в последние десятилетия за рубежом и в России активно развивается методология рисков. Риск воздействия загрязнителя того или иного вида определяется как вероятность возникновения у человека или его потомства какого-либо вредного эффекта в результате этого воздействия. Методология анализа рисков позволяет построить "шкалу", при помощи которой, можно проводить оценки и сравнения воздействия на окружающую среду и здоровье человека неблагоприятных факторов. Методология оценки и сравнения рисков в настоящее время не просто инструмент научных изысканий, но и официально признанный Министерством здравоохранения метод анализа. В области практического анализа рисков связанных с воздействием химических вредных веществ работы только начинаются.

 


Информация о работе Экология и безопасность