Экология человека, сущность , проблемы, содержание, методы, принцыпы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 18:15, реферат

Описание работы

Экология человека возникла и сформировалась как ответ на запросы общества, обеспокоенного состоянием среды своего обитания и качеством своего здоровья. При этом возникла необходимость исследовать как внешнюю среду, так и специфику процессов, протекающих в организме человека, в зависимости от действия факторов внешней среды.
Цель экологии человека – обеспечить общество соответствующей информацией, способствующей оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в самом человеке как биологическом и одновременно социальном существе, человеческом обществе и среде обита

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………
Экология человека......................................................................................1-12
Проблемы человека....................................................................................12-19
Методы человека......................................................................................20-25
Принципы человека...............................................................................26-29
Заключительная часть………………………………………………….…30
Приложение................................................................................................31
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

экология.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Медико-экологические исследования в городах Сибири и Дальнего Востока  показали, что загрязнение воздушного бассейна ведет к увеличению частоты  спонтанных абортов и рождению детей с врожденными пороками развития.

В городах неблагоприятно обстоит  дело с водными объектами: они  сильно загрязнены промышленными и  бытовыми стоками[1].

В России список городов по сбросу сточных вод возглавляют Москва и Санкт-Петербург. Так, через канализационные сети Москвы ежегодно сбрасывается около 2,4 млрд т загрязненных сточных вод, что составляет почти 10% этой категории стоков в России. Довольно сложная обстановка сложилась в Санкт-Петербурге, где под угрозой экологической катастрофы оказались знаменитые петербургские фонтаны. В 70-х годах на Ижорской возвышенности, где бьют родниковые воды, питающие фонтаны, был построен крупный животноводческий комплекс. Навоз, удаляемый гидросмывом, попадает в водоносные горизонты, питающие родники. В 1991г. в городах, снабжающихся этими родниковыми водами (Петродворец, Ломоносов, Кронштадт), была отмечена вода с сильным запахом. В 1993 г. провели бактериологические исследования воды из фонтанов, и везде были обнаружены кишечные палочки (признак фекального загрязнения вод). Содержание в воде азота аммонийного возросло в 4 - 7 раз, фосфатов - в 4 - 20 раз, обнаружены пестициды (до 3 мкг/л). Все это приводит к порче позолоты и разрушению мрамора знаменитого ансамбля фонтанов Петергофа. Возникает опасность заболеваний местного населения (тиф, сальмонеллез, холера), поэтому необходима в ближайшее время реорганизация данного животноводческого комплекса с целью оздоровления окружающей среды.

Экологические исследования на уровне городов и городских агломераций  еще находятся на начальной стадии своего развития. Так, недавно сотрудниками МГУ и Биологического центра РАН (г. Пущино) начата разработка комплексной программы по экологии городов "Экополис". Это позволит выработать конкретные мероприятия по оптимизации городской среды с точки зрения экологических и социально-психологических аспектов. Экология человека как единая комплексная наука о человеке решает современные проблемы исследования человека и его будущего в связи с развитием научно-технической революции. Эти проблемы связаны с необходимостью комплексного научного подхода к человеку с учетом его биосоциальной сущности.

Человек - биосоциальное существо. Он вышел из природы, но и остался  в ней. Он рождается, мужает, стареет  и умирает по ее законам, хотя и  несколько видоизмененным социальными условиями жизни. Из природы человек получает пищу, воду, воздух, все необходимое для его жизни. На него действуют космические излучения, солнечный свет, климат, погода. Но вместе с тем человек - субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле. Это значит, что будучи биологическим объектом, результатом эволюции жизни на Земле, в то же время человек - существо социальное. Своим появлением он изменил земную обстановку. Он стал не только приспосабливать жизнь к себе, но и стал производить необходимые средства для жизни. Труд создал человека, он же и определил дальнейший ход человеческой истории. Биологическое, природное можно, упрощая, назвать системой "что живет", а социальное - "как живет".

Но ведь и "что живет" и "как  живет" слились в единое целое, в социальное существо по имени Человек. Природное функционирование его  организма социально обусловлено, зависит от тех объективных исторических условий, в которых человек живет  и которые им же и созданы путем преобразования окружающей среды для удовлетворения своих развивающихся материальных и духовных потребностей.

Если рассматривать "по отдельности" биологические предпосылки и  социальную сущность человека, они  представляются нам как две неразрывные подсистемы, два уровня организации единой живой системы. Поэтому человека нельзя свести только к биологическому или только к социальному аспекту.

Таким образом, человек является биосоциальным  существом, так как генетически  связан с другими формами жизни, но выделился из них благодаря способности производить орудия труда, членораздельной речи и сознанию.

Рассматривая биосоциальную сущность человека, антропоэкология включает в круг своих интересов такую  важную философско-социологическую  категорию, как потребности человека, вытекающие из его биосоциальной сущности.

Потребности человека - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальных групп и общества в целом или состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Потребности выступают как такие состояния личности, благодаря которым осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека.

Исследования проблемы потребностей человека достаточно обширны. Наиболее фундаментальным является разделение потребностей на элементарные, или базовые, и вторичные. К элементарным относятся потребности в вещах и условиях освоения, без которых личность погибнет (любая пища, одежда, жилище). Ко вторичным относятся потребности в конкретных вещах и условиях, возникающих при возможности выбора различных вещей для удовлетворения потребностей в материальных средствах жизни. Л. Я. Баранова (1984) выделила следующие группы и виды личных потребностей:

  • - по характеру и природе возникновения: физические или естественные, социальные и интеллектуальные;
  • - по сфере жизнедеятельности, в которой потребности проявляются и удовлетворяются: материальные и духовные;
  • - по экономической количественной определенности: абсолютные, действительные и платежеспособные;
  • - по степени конкретизации: общие и конкретные;
  • - по степени удовлетворения: удовлетворенные, неудовлетворенные и не полностью удовлетворенные;
  • - по степени настоятельности: насущные, менее настоятельные, отдаленные;
  • - по объектам: в материальных благах, услугах и духовных ценностях;
  • - по степени активности: активные и пассивные;
  • - по степени рациональности: рациональные и иррациональные;
  • - по степени реальности: реально осуществимые и нереальные;
  • - по степени перспективности: социально перспективные и социально бесперспективные[4].

Исходя из того что человеческие потребности есть система, они должны составлять единое целое в рамках общества на данном историческом этапе развития. А в связи с тем, что общество не состоит из двух уровней иерархии - личности и самого общества, а представляет собой значительно более сложное системно-иерархическое образование, его потребности количественно, а отчасти и качественно неоднородны, но вместе с тем для каждого уровня системно определены.

Верхний уровень  большинства индивидуальных потребностей ограничен понятием здоровья. Нижний предел обеспечения потребностей также  определяется критерием ухудшения здоровья и гибели индивида. Такое ухудшение здоровья может произойти от изменения любого из секторов индивидуальных потребностей. Н. Ф. Реймерс (1994) считает, что в существующих классификациях потребностей человека не все их критерии годятся для научной систематики явления, и предлагает следующую общую схему разделения потребностей человека.

В данной классификации сохранено четыре качественно-количественных критерия внутреннего, а не внешнего для человека характера. При этом можно говорить, например, о прямых, первоочередных, рациональных, вещественно-энергетических потребностях и других аналогичных им группах как целом. Таким образом, предлагаемая классификация не разрывает, а объединяет группы потребностей человека.Н. Ф. Реймерс выделяет шесть основных групп потребностей человека: анатомо-физиологические (биологические) и этолого-поведенческие (психологические) ("биологический" человек); экономические и социальные ("социальный" человек); трудовые и этнические ("природно-трудовой" человек).Биологические потребности человека - это группа потребностей, которые обусловливают его выживание и сохранение физического здоровья. Они включают в себя большое количество различных факторов природной среды: тепловой, радиационный и магнитно-волновой комфорт, состав воздуха и качество воды, не приводящие к физиологическим аномалиям. К физиологическим нуждам относятся: сбалансированная по калорийности и химико-элементному составу пища, продолжение рода как биологическое стремление к размножению и др.Этолого-поведенческие (психологические) потребности человека обусловливают его душевный покой, включая потребность психолого-эмоционального контакта, создание своей группы (в том числе и семейной) с учетом факторов внешней среды (звуки, состояние погоды, комфортность жилища).Этнические потребности человека природная составляющая этих потребностей заключается в том, что этнос (как образование, формирующееся ни грани между "биологическим" и "социальным" человеком под влиянием среды жизни) нуждается в "цветущем крае", то есть среде жизни, запечатленной "этнической наследственностью": это архитектура, культурные ландшафты, организация населенных мест, в целом экология культуры.Социальные (и социально-психологические) потребности человека включают в себя: гарантированные законом или обычаями гражданские свободы; моральные нормы общения между людьми; возможность пользоваться культурными ценностями (библиотеками, музеями, театрами); степень обеспеченности основным жильем и его качество; чувство нужности обществу, а через него - нужности самому себе.Трудовые потребности человека обеспечивают эколого-социально-экономическую адаптацию человека к условиям природной и социально-экономической среды с учетом его индивидуальных наклонностей и семейно-традиционных предпосылок. Природные условия и естественные ресурсы служат одним из объектов и предпосылок приложения труда.Экономические потребности человека - это потребности по обеспечению материальной возможности удовлетворения всего остального комплекса пищей, одеждой, жильем, предметами обихода, средствами труда, рекреацией, источниками информации и т.д. Они также включают обеспеченность всем необходимым для жизни комплексом природных условий.Перечисленные группы потребностей человека неодинаково остры в преломлении к личным нуждам всех людей и находятся в теснейшей взаимосвязи между собой. Например, потребность в пище - одновременно биологическая, этническая и экономическая, семья - биологическая, этологическая, социальная и экономическая потребность. Труд необходим биологически, этологически, этнически, социально, экономически и сам по себе, но везде как особое проявление.Важно отметить, что потребности человека не заменяют друг друга. Они составляют интегрально-системную совокупность, не сводимую ни по элементно внутри своей группы (например, в биологической группе сон не может заменить пищи, а вода - воздуха и т. д.), ни подсистемно (биологические потребности нельзя заменить социальными, этологические - трудовыми и т. д.).В антропоэкологических исследованиях учитывается то обстоятельство, что потребности человека очень интенсивно влияют на жизнедеятельность людей. При этом нельзя забывать, что сами эти потребности существенно зависят от влияния на них природных и техногенных факторов среды. Экологизация человеческой деятельности поможет более разумно удовлетворить различные потребности человека. Экологический подход ныне стал в один ряд с социально-экономическим, без него не может быть понято ни одно явление в жизни общества и принято оптимальное решение.В последние годы за рубежом и в нашей стране в научных исследованиях особое внимание уделено разработке теоретических основ экологии человека. Этой проблемой начали интенсивно заниматься в ряде институтов страны (Институт физиологии им. И.П. Павлова, Институт общей генетики РАН), где с помощью новейших методов изучаются типы воздействия .

Проблемы человека.

Из важнейших проблем современности, проблем человека, особую остроту  приобрела экология человека. Человек  оказался уязвимым под мощным натиском последствий своей собственной  преобразовательной деятельности. Эти последствия обнаружились не только в процессах функционирования природно-биологической основы его естества, но и его социальных и духовных качеств. Экология человека оказалась в кризисном состоянии. В настоящее время существует многообразие мнений об общем состоянии экологии общества, в том числе и относительно предмета экологии человека, ее главных аспектах и методологических принципах. Так, В.П. Казначеев считает, что экология человека — это «комплексная наука, призванная изучать закономерности взаимодействия людей с окружающей средой, вопросы развития народонаселения, сохранения и развития здоровья людей, совершенствования физических и психических возможностей человека». По его мнению, данная наука имеет вполне самостоятельное значение, хотя она основана на медико-биологических исследованиях. Особый акцент им делается на целевом принципе направленным на оптимизацию отношений человека к окружающей среде. Другой автор, В.П. Алексеев, считает, что экологию человека следует рассматривать в контексте общей экологии, которая им понимается как наука о взаимодействии живого вещества с окружающей его космической и планетарной средой и обуславливает взаимодействие разных форм живого вещества между собой. Общую экологию можно представить в виде пирамиды, основание которой составляют экологии отдельных видов (специальных экологий). Экология человека — одна из специальных экологии, но ее роль из-за масштабов человеческой деятельности в сравнении с другими специальными экологиями значительно выше, значимее. По его мнению, экология человека по внутреннему содержанию также во многом отличается от других специальных экологических наук. Она комплексная биосоциальная дисциплина. Социальные и биологические аспекты экологии человека, хотя исторически и развивались независимо, но они внутренне были связанны «единством решаемых задач, а именно попыткой понять внешние формы и внутренний механизм приспособленных реакций в социальной и биологической сферах различиях человеческих групп на разных этапах развития человечества». Экологию человека соответственно следует рассматривать в двух аспектах — историческом и функциональном: при историческом подходе все процессы развития человека как бы восстанавливаются заново, многие случайные моменты выпадают из общего контекста, из магистральной линии становления человека. На основе исторического подхода можно показать значение главных приобретений человека в его прогрессивном развитии.При функциональном рассмотрении все значимые элементы жизнедеятельности даны в своем непосредственном бытии, и «область реконструкции ограничивается лишь восстановлением связей между элементами». Результаты функционирования могут иметь объективность в пределах очень короткого промежутка времени.Существуют и другие подходы к определению предмета экологии человека. Отдельные авторы сводят эту науку к конструированию среды, к экономической географии (С.С. Шварц, И.М. Забелин, В.А. Анучин). Другие авторы абсолютизируют роль экономики в формировании экологии человека. По мнению Н.Ф. Реймерса «экология — это новый раздел знаний, предмет которого — сохранение функционирования и структурной целостности того объекта, который выделяется в процессе исследования (грубо говоря, наука о выживании в окружающей среде)».Данный достаточно абстрактный подход требует наполнения его конкретным содержанием, что является принципиально важным при определении предмета экологии человека. Многообразие разнообразных социоприродных явлений и процессов, предопределяющих жизнедеятельность человека (медико-биологических, хозяйственно-производственных, социально-экономических, историко-культурных и т.д.) необходимо рассматривать с точки зрения их принадлежности к природным или социально-сущностным характеристикам человека. Их либо вообще не выделяют, либо природу человека понимают как «единство всех его сущностей» (его общественность, культурность, моральность, политичность, животность и т.д.) . Подобное отождествление природы и социальной сущности приводит к определенной путанице. Природность человека означает принадлежность его к материальному миру, а социальная сущность человека выражает специфику человека по сравнению с другими живыми существами, его общественную жизнь. Лишь у животных их природность и сущность совпадают т.к. их жизнедеятельность развертывается как реализация их биологических потребностей.Отождествление природного и социального не позволяет выделить наиболее важные исторически сложившиеся факторы, имеющие ключевые значения в жизнедеятельности человека. Это приводит к определенной нечеткости при формировании комплекса наук, представленных в экологии человека в качестве системообразующих. Так, например, медико-биологические науки немало дают информации, как на индивидуальном, так и на популяционном уровне для решения многих проблем экологии человека, но они могут играть главным образом исходную, базовую роль, а не центральную, главную в экологии человека.Природное в человеке проявляется в двух формах, во-первых, человек предстает как телесное, обладающее природными силами существо, проявляющее свою жизнь на чувственных предметах, во-вторых, утверждающее себя как родовое существо. Социальная сущность человека проявляется в том, что он не только часть природы (в условиях первобытного общества он был в большой мере частью природы), но и итог функционирования социальной системы в целом.Социально-сущностные и природные определения модифицируются в условиях реальной жизнедеятельности общества и теряют свою однозначность. Природность и социальная сущность и их конкретное соотношение является изначально-объективной основой изучения экологии человека. Его жизнедеятельность всегда конкретна и поэтому при решении проблем экологии человека следует исходить из реального соотношения социальных и природных связей. Главная задача при этом состоит в выделении характера опосредованности природного в человеке общественным образом, т.е. соотношение социальной сущности и форм ее реального существования. С природностью человека, кроме того, следует учитывать тенденции изменения главных социоприродных связей.Общая тенденция в прошлом заключалась в том, что человек, утверждая свою социальную сущность, старался освобождаться от подчинения природным связям, т.е. постоянно возрастающая социальность вытесняла природность. Пренебрежительное отношение к природе человека, как на индивидуальном уровне, так и на популяционном приводит к печальным результатам. Так, например, природа постоянно напоминает, что действуют эволюционное законы и для человека сохраняет свое значение мутационный процесс как источник генетической изменчивости. По этой причине из-за существования неблагоприятных аллелей в хромосомах, примерно половина образующихся в каждом поколении людей не участвует в передаче генов следующему поколению и устраняется от генофонда вида. Около 20 % людей вследствие физических особенностей, особенностей поведения, характера, состояния здоровья не вступают в брак. Если родители плодовиты, около 15 % зачатых организмов гибнет до рождения, 5 % до рождения, 3 % людей умирает, не достигнув половой зрелости. Эти цифры показывают, как велик «груз» вредных мутаций в генофонде человечества и сколь эффективен стабилизирующий отбор, отметающий нежизнеспособные генотипы».Но естественный отбор не играет главной роли в современных условиях. Еще Ч. Дарвин утверждал, что человек, прежде всего существо социальное, стремящееся жить обществом и эти социальные инстинкты позволили человеку эволюционировать в ином направлении, чем остальным видам животных и привести его в конце концов к принципиально иным итогам. Природное в самом человеке начинает играть несколько иную роль, чем прежде. Считается доказанным, что в отличие от животных видов, у человека руководящей силой прогресса служит социальная реальность, особенности которой имеют ненаследуемый характер. Это обстоятельство предопределяет и различие между понятием индивида в популяции животных и понятием личности человека. Характеристики индивидуальных особенностей у животных основываются на генетически запрограммированной форме жизнедеятельности, например, на стереотипах их поведения, и как правило, не выходят за пределы норм реакции. Они жестко закреплены генетической программой, тогда как личность человека несет на себе типологические черты общественной эпохи, сформировавшимся комплексом социальных факторов, вошедших в конкретную личностную и социальную программу. Социальный прогресс имеет надбиологический характер и не фиксируется в генах. Исторически прогрессивное развитие человека, началось с появления человека разумного, всякий раз происходило на основе факторов, закрепленных в материальной и духовной культуре. У человека появляются и постепенно возрастают бесконечные возможности формирования биологически ненаследуемых уникальных личностных свойств, которые вместе с соответствующими социальными условиями могут создавать основу для его всестороннего развития и самореализации. Но это не означает, что социальная среда и формируемая в ней социальная сущность не оказывает воздействия на природную сторону человека. Социальность не только противостоит природности, но и взаимодействует с последней.Первоначально качественный скачок из животного состояния стал возможен благодаря трем новым моментам (предпосылкам) в образе жизни первобытного человека, а именно— труду, сознанию и коллективным формам жизнедеятельности. Сознательная жизнедеятельность характеризуется способностью создавать новое вначале в голове, а затем реализовывать в жизни. Эта способность составляет родовую сущность человека, через труд, общественное производство он удваивает себя, реализует в созданном им мире. Именно уровень развития этих способностей позволил обществу перейти из природного состояния в преимущественно социальное состояние.Глубинные причины развития человека, в том числе физического, его адаптивных возможностей основывается на развитии производительных сил, которые способствовали формированию различных форм групповой адаптации. На определенном этапе развития производительных сил, когда все ее структурные элементы приобретают развитые формы, заканчивается предыстория развития человечества. Вэтих условиях кровнородственные отношения отходят на второй план, и человек обособляется как от природы в целом, так и от природного коллективизма, превращается в отдельного индивида, обладающего свободой выбора, т.е. становится способным сделаться субъектом своей судьбы и истории. Этот факт говорит о том, что в таких условиях социально-сущностные характеристики человека приобретают развитые формы и в дальнейшем его развитие будет происходить в новых условиях, где возрастает роль сознательного начала, как на индивидуальном уровне, так и на общесоциальном. Так в мире экономики система общественных отношений формируется не на локальных (ландшафтно-местнических, этносоциальных и др.) связях, а на универсальных, создаваемых капиталом на основе массового производства и всеобщего обмена. Зависимость людей в такой системе отношений становится универсальной и абсолютной. Но в условиях капитализма социальная система функционирует большей частью стихийно и в контексте частных интересов, т.е. противостоит большинству, приобретая антигуманный характер. Природа становится лишь рядовым элементом системы всеобщей полезности. Даже такая природность человека, которая была связана с тем, что для своего жизнеобеспечения человек был «привязан» к земле, приобретает совершенно другие формы и смысл. Что касается производительных возможностей, то за исторически короткий срок времени существования капитализма совершенствовались все элементы и повторялись прежние исторические этапы. Как и на первоначальных этапах развития общества, когда результат труда определялся мастерством людей (собирателей, охотников), так и в условиям раннего капитализма эффективность производства основывалась на более совершенных формах использования коллективного труда самих людей (мануфактура). Затем резкий рост эффективности произошел на основе использования машин и науки.Следует отметить важную роль географического фактора в экологии человека, который всегда «пропитывал» все сферы жизнедеятельности человека, охватывал как индивидуальной, так и групповой уровень бытия.На начальных стадиях развития человека, географическая среда играла ведущую роль, но и сейчас ее роль значительна и требует пристального внимания при решении вопросов экологии человека. Многие проблемы индивидуальной и групповой адаптации человека и сейчас во многом предопределены географическими факторами.К наиболее значимым аспектам географической среды, влияющим на внутрипопуляционную перестройку, относятся пищевые ресурсы, особенности климата, геоморфологическая структура местности. Так, пищевая диета, например, предопределяет многие морфологические и физиологические особенности человеческого тела, она влияет также на наследственно закрепляемые реакции организма, принимает участие в формировании генетической адаптации. Тем самым неоднородность географической среды создает запас адаптивной изменчивости, которая усиливает потенциальные возможности, повышая микроэволюционные возможности человека.Социальная адаптивность к географической среде предопределяется многообразием частных адаптаций в популяции. Биогеоценоз формирует антропобиогеоценоз, совокупность биологических свойств и демографических характеристик, образующих социальную адаптивность. Примеры социальной общности, формирующейся в конкретных ландшафтных условиях, может служить этнос как «устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей … со своими стереотипами поведения, выработанными в процессе адаптации людей к этнической и ландшафтной среде». Этнос, тем самым, является природной общностью, но в отличии от популяции, отношения внутри него регулируется преимущественно социальными механизмами, этническими традициями.Особую роль в процессах адаптации человека начинает играть сознание. Прогресс развития сознания человека не связан с изменениями в генетическом коде. Сознание, как и весь вызванный общественно-практической деятельностью дострой человека в онтогенезе, находится в области ненаследуемых изменений, т.е. не включается в биологическую наследственность. Сознание человека характеризуется неспециализированностью, что резко увеличивает число степеней свободы его внутренних изменений. Большой объем осваиваемых знаний и опыта прошлых поколений в онтогенезе требуют биологической достройки мозга человека. Биологические особенности (физиологические, психологические и т.д.), зафиксированные в генотипе,являются лишь фоном и предпосылками, из которых возникают и развиваются надбиологические качества. Так, сформированное у человека мировоззрение является ядром личности, и оно не подчиняется биологическим законам. Надбиологическая социальная программа личности обычно соответствует данной эпохе, непосредственно связано с жизнедеятельностью социума, со всей его материальной и духовной культурой. Личностные различия определяются тем, что каждый человек осваивает свою социальную программу. Формирование ее происходит в процессе его активной деятельности по освоению предлагаемых, часто навязываемых ценностей. Конечно, процесс их освоения зависит и от природных данных индивида (особенностей зрения, слуха и т.д.), но все они являются лишь условиями, в качестве главных выступают социальные программы, которые в общем виде представляют собой итог прошлой истории. Именно они, а не генофонд или законы естественного отбора, позволила и позволяет человеку сейчас прогрессивно развиваться. Принципиальные изменения, которые произошли в положении человека при переходе на новый уровень развития социума, сводятся к следующим пунктам. Во-первых, произошел переход человека от локальных условий жизнедеятельности к универсальным, от форм существования, когда основой жизнедеятельности человека являлось воспроизводство строго заданных отношений к общине, к среде своего обитания, к универсальным, основанным, в конечном счете, на развитии материального производства. Во-вторых, от неразрывной связанности с природой, до жизни автономной, относительно независимой от природы, например, в условиях крупного города. Особенность современной ситуации заключается в том, что экологические проблемы человека разворачиваются на фоне изменения места человека в социоприродных связях, в том числе и в связях между природой и социальной сущности человека. Из всего многообразия этих связей можно выделить три больших группы экологических проблем, характерных для жизнедеятельности современного человека. Первая из них связана с биологической природой человека. На природную основу человека в новых условиях воздействует большое количество различных негативных факторов. Во-первых, как уже было сказано, человек утратил в значительной мере контакты с природой, и это отрицательно сказалось как на индивидуальном уровне, так и на популяционном. Например, снижается генетическое разнообразие популяций. Во-вторых, резко повысились воздействия антропогенных факторов, в частности, огромное распространение получили новации, отсутствующие в природе (специфические излучения, шумы, вещества и т.д.) и порождаемые непосредственно средой. Такая ситуация опасна тем, что организм человека не имеет эволюционно подготовленной нормы реакции, что является причиной многих заболеваний. В-третьих, применение огромного количества различных лекарственных препаратов.В экологии природной стороны человека особую роль начинают играть новые формы адаптации человека, запускаются механизмы новой формы отбора. Биологическая адаптация человека при ограниченных возможностях природных механизмов отбора требует максимального использования науки, в частности, путем реализации конкретно-научных социально-биологических программ адаптации, а также путем повышения роли отдельной личности, которая на научной основе должна формировать оптимальный образ жизни. Степень экологичности этой стороны развития личности, высоконравственность и другие социальные качества будут предопределять эффективность деятельности человека в новых условиях.При рассмотрении проблем экологии человека часто используют популяционный подход с целью оптимизации здоровья больших групп населения. Здоровье популяции определяется как процесс социально-исторического развития биологической и психосоциальной жизнедеятельности населения в ряду поколений. Это дает возможность использовать значительное количество достаточно формализованных статистических методов с такими показателями, как уровень рождаемости, здоровье потомства, генетическое разнообразие, приспособленность населения к природным условиям, способность к выполнению разнообразных социальных ролей, а также показателями, связанными с применением творческих возможностей человека. Последние показатели характеризуют качество народонаселения, его способность эффективно приспосабливаться к новым условиям. Популяционный подход позволяет успешно решать немало вопросов экологии человека, связанных с социально-трудовым потенциалом популяции, разрабатывать способы преодоления психоэмоциональных и психофизиологических трудностей, формирования оптимального образ жизни в конкретном регионе.Не менее значимую роль в новых условиях в процессах оптимизации экологических связей человека может играть рекреационная деятельность. Она может направляться на предупреждение отрицательных последствий в образе жизни (из-за гиподинамии, отчуждающих факторов), на проведение компенсационно-профилактических мероприятий по нейтрализации отрицательных воздействии природных и производственных факторов, а также факторов, связанных с загрязнением окружающей среды. На основании рассмотренных подходов есть возможность в дальнейшем реализовывать различные практические программы по сохранению и воспроизводству здоровья населения.Итоговой характеристикой экологического развития природной стороны человека может служить показатели его здоровья. Не так давно здоровым считался человек, имеющий достаточную физическую силу, выносливость. В настоящее время, в условиях широкого использования достижения науки во всех сферах жизнедеятельности человека, акценты в оценке его здоровья изменились. Критерии, связанные с интеллектуальными особенностями человека, приобрели особый смысл. При неспособности населения осваивать происходящие новации уровень его здоровья недостаточен. Действительно, при отсутствии определенных интеллектуальных качеств человек автоматически попадает в группу лиц, не способных полноценно трудиться и о которых общество должно постоянно заботиться. Подобные акценты не означают, конечно, что первые критерии потеряли свою актуальность, а означает то, что к ним следует добавить новые и, следовательно, речь идет о повышении здоровья населения и отдельного человека. На популяционном уровне эти задачи на сегодня могут решаться обществом путем роста затрат на здравоохранение и систему образования. Актуальность повышения популяционного здоровья обусловлена также необходимостью долгосрочного моделирования ноосферы и управление ее динамикой. В условиях экологического кризиса необходимо сознательно подходить к формированию свойств человека и популяции с тем, чтобы можно было учесть как старые, так и новые механизмы биосоциального отбора. Более того, можно сказать, что лишь научно-техническое обоснование позволит оптимизировать формирование воспроизводство общества и человека.Конечно, рассмотрение, здоровья лишь в контексте факторов воздействия физиологического характера недостаточно. Общеизвестно, что даже при общем благоприятном состоянии окружающей среды у населения часто ухудшается состояние здоровья. Причиной тому могут служить социальные факторы, которые чаще всего называют стресс-ситуациями. К ним относят интеллектуализацию труда, когда этот процесс не сопровождается соответствующими компенсирующими механизмами в быту и в сфере проведения досуга, дестабилизацию жизнедеятельности, которая может, например, возникнуть из-за неудовлетворительности содержанием работы или отсутствием ее вообще.Несомненно, важным фактором формирования состояния здоровья населения является собственная профилактическая активность людей, определяющаяся осознанием здоровья как ценности и наличием целенаправленных действий по его поддержанию и укреплению. Внастоящее время позиция населения в этом направлении достаточно пассивна: основная роль в формировании здоровья возлагается им на систему здравоохранения. Экологические проблемы воспринимаются упрощенно — только лишь как факторы преимущественно физического воздействия.Вторая группа проблем связана с адекватным формированием социально-сущностных аспектов жизнедеятельности человека. Важнейшую роль в таких процессах играет система ведущих социальных парадигм, формирующих как комплекс глобальных отношений в обществе, так и систему ценностей и норм, а также ценностных ориентаций на индивидуальном уровне.Что касается глобальных общественных отношений, то они складываются под воздействием главной парадигмы общественного воспроизводства и распределения основных ценностей в обществе. Она определяет главные цели и ценности функционирования основных институтов общества, в том числе и институтов сферы экономики. Обычно при рассмотрении экологических проблем, связанных со сферой производства, экономики, акцент делался либо на рассмотрении новейших технологий (ресурсосберегающие, замкнутые, гибкие и т.д.), либо на рассмотрении различных экономических механизмов оптимизации природопользования.Наиболее разработанными являются концепции регулирования природопользования в условиях рыночных отношений. Таких концепций сейчас создано более 20 и каждая из них представляет определенный интерес в решении экологических проблем. Однако, по мнению Д. Шелла, «большая опасность экономических механизмов заключается в том, что они для других наук создали образ недостаточно рациональной науки. Поэтому этот утилитарный экономический подход доминирует в общественном восприятии и в рыночных отношениях. Но неоклассическая экономическая рациональность ограничена именно в отношении рациональности вследствие оторванности от реальной жизни, а поэтому она является чистой идеологией». По его мнению, «в современной ситуации важное значение приобретают политические решения, подходы на основе которых может происходить сознательное установление приоритетов в общественной жизни. Для производства принципиально важно ответить на вопрос: кто решает, что производить, где, как, и для кого»Об этом также пишет в работе «Философия и экономика» известный немецкий исследователь В. Хесле, он считает, что «человек проницательный, к сожалению, не будет спорить с тем, что в XXI-м веке, учитывая грядущие опасности, наверное, придется прибегнуть к чрезвычайным мерам». По его мнению, в современной ситуации «следует возрождать нравственное предпринимательство, а для широких слоев населения — аскетические идеалы».В условиях экологического кризиса, как нам представляется, становится очевидным, что прежняя парадигма общественного воспроизводства должна уступить место новой. Особенность новой парадигмы заключается в том, что меняются цели общественного производства. Расширение или сокращение производства связано, обусловлено, прежде всего потребностями развития человека. Потребительные стоимости из предпосылки превращаются в ведущее начало для определения размеров производства. Тогда как в условиях производства, когда на главном месте стоит получение прибыли, всегда существует возможность расточительного использования природных ресурсов и ресурсов человека. При новом подходе человек предстает не только как предпосылка и творческое начало производства, но и как конечный результат, который начинает выступать главным регулятором общественного производства. При таком понимании и реализации общественного воспроизводства, во-первых, воспроизводство человека не ограничивается воспроизводством мускулов, нервов, костей, мозга, а также производством новых рабочих, а предполагает всестороннее развитие человека. Во-вторых, потребительские излишества, характерные для элитных слоев общества, будут ограничиваться, поскольку производство будет контролироваться людьми. Ограничившись сказанным, относительно новой парадигмы общественного воспроизводства, способную оптимизировать всю систему общественных отношений, необходимо выделить еще одну группу экологических проблем, связанную с социально-сущностными характеристиками человека. Третья группа проблем касается формирования социальной единицы — личности в противоречивом взаимодействии с природной стороной человека.Как показывает жизнь, многие экологические неблагополучия человека основываются не на отсутствии достаточного медицинского обслуживания, а скорее на поведенческих предпочтениях самого человека. Так, проблемы алкоголизма, наркомании— это, скорее, болезни тела, вызванные болезнями души. Человек стремится убежать в мир иллюзий чаще по той причине, что реальность потеряла смысл. Не случайно массовый характер подобные явления приобретают в больном обществе, когда в нем утерян идейный стержень, размыты системы ценностей, и тем самым общество не в состоянии дать человеку значимые для него ориентиры.В условиях экологического кризиса формируется потребность не только в благополучном обществе, но и соответствующей личности. Новая личность должна обладать такими качествами как целостность мировоззрения, синкретичность сознания, свобода мысли и творчества, стремление к самореализации, к гармонии и т.д. Жизнедеятельность должна основываться на принципе ответственности за будущее состояние планеты. Особое значение в настоящее время приобретает процесс формирования экологического мировоззрения.При современной экологической ситуации в мировоззрении, как обосновании экологически правильного отношения человека к себе и окружению, должна быть зафиксирована не схема рекомендуемого поступка, а его методология. Главный акцент при этом должен делаться на объективности знания, а также на смысловой значимости происходящих событий для бытия конкретного человека и реализации его родовых возможностей. Мировоззрение должно строиться не только на основе истины, но добра и красоты. Вэтом процессе можно выделить несколько стадий. На первой отношения человека к природе проявляются в форме различных чувств (озабоченность, тревога, паника и т.д.). На второй происходит формирование глубокого интереса к экологической проблеме (выявление сущности эволюционных изменений в природе, детерминация ее целостности и т.д.). На третьей у человека формируется готовность к социальному действию, нравственному поступку. Становление подобных отношений говорит о формировании внутренней экологической культуры личности.Итак, современный контекст экологических проблем человека требует рассмотрения в совокупности трех групп специфических связей и отношений человека, играющих принципиально важную роль в его благополучии: медико-биологических, социально-экономических и социально-личностных. Эти направления можно считать основными в формировании науки — экология человека. Их комплексность следует рассматривать в контексте духовности и, в первую очередь, в контексте активности самой личности в своей самореализации. Назначение экологии человека, одна из ее задач состоит в том, чтобы человек на основе знаний, в том числе своей природы и сущности, смог максимально эффективно реализовать свои задатки.

Методы человека.

Как любая наука, экология человека обладает богатым арсеналом современных  методов, что позволяет исследовать  многие стороны взаимосвязи человека и окружающей среды. Для решения задач, стоящих перед экологией, она использует как свои собственные методы, так и методы других наук. Собственные методы экологии можно разделить на три группы.

1. Полевые методы – это методы, позволяющие изучить влияние комплекса факторов естественной среды на естественные биологические системы и установить общую картину существования и развития системы.

2. Лабораторные методы – это  методы, позволяющие изучить влияние  комплекса факторов моделированной  в лабораторных условиях среды на естественные или моделированные биологические системы. Эти методы дают возможность получить приблизительные результаты, которые требуют дальнейшего подтверждения в полевых условиях.

3. Экспериментальные методы –  это методы, позволяющие изучить влияние отдельных факторов естественной или моделированной среды на естественные или моделированные биологические системы. Они применяются в сочетании как с полевыми, так и с лабораторными методами.

Кроме собственных методов экология широко использует методы материнских наук, таких, как биохимия, физиология, микробиология, генетика, цитология, гистология, физика, химия, математика и др.

По данным Б.Б. Прохорова (2007) основным объектом изучения экологии человека служит антропоэкосистема – пространственное подразделение среды обитания человека. Оно характеризуется сходством природных, социально-экономических, производственных, эколого-гигиенических, культурно-бытовых условий жизнедеятельности населения. Эти условия, в свою очередь, формируют мировосприятие и экологическое сознание, уровень здоровья, демографическое поведение, физический облик, трудовые навыки, образ жизни, обряды и обычаи, выбор религии, профессиональные предпочтения и др. Иными словами, антропоэкосистема – это система, в которой формируются основные свойства населяющих ее людей.

Принципы человека

Способность человека мыслить позволила  ему временно преодолеть действие обычных  лимитирующих факторов. К ним относятся  пища, вода, хищники и паразиты, место  обитания и конкуренция с другими видами. Человек поддерживает собственное существование за счет эксплуатации водных, почвенных и энергетических ресурсов, существенно влияя на планетарный круговорот веществ, резко ускоряя его. Возникший в процессе производственной деятельности новый обмен веществ носит техногенный характер и называется антропогенным обменом веществ. Но биологический обмен веществ между человеком и природой остается постоянным условием жизни.

Информация о работе Экология человека, сущность , проблемы, содержание, методы, принцыпы