Экологические риски и кризисы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 09:59, реферат

Описание работы

Человек, обладающий крепким здоровьем, справедливо считает, что ему повезло. Когда же речь идет о заболеваемости и смертности в той или иной группе населения, то дело здесь отнюдь не в везении. Чем дальше, тем больше здоровье людей зависит от их активной деятельности, от принимаемых ими решений. Другими словами, формируя тот или иной образ жизни, каждое общество, тем самым закладывает и причину смертности.
Цель реферата - познакомиться с понятиями экологического кризиса и экологического риска, для этого необходимо выполнить следующие задачи: раскрыть понятия экологического кризиса, экологического риска, определить их причины, найти пути их предупреждения и преодоления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие экологического риска, экологического кризиса……………………...4
Управление риском. Снижение последствий чрезвычайных ситуаций…...….7
Пути выхода из экологического кризиса………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………...….16
Список использованных источников…………………………………………..17

Файлы: 1 файл

Экологические риски и кризисы.docx

— 36.25 Кб (Скачать файл)

Третий этап — определение  пропорций контроля — заключается  в выборе одной из “типовых”  мер, способствующей уменьшению (в первом и во втором случае) или устранению (в третьем случае) риска.

Четвертый этап — принятие регулирующего решения — определение  нормативных актов (законов, постановлений, инструкций) и их положений, соответствующих  реализации той “типовой” меры, которая была установлена на предшествующей стадии. Данный элемент, завершая процесс управления риском, одновременно увязывает все его стадии, а также стадии оценки риска в единый процесс принятия решений, в единую концепцию риска. Примерная последовательность оценки риска: первичная идентификация опасности; описание источника опасности и связанного с ним ущерба; оценка риска в условиях нормальной работы; оценка риска по возможности гипотетических (момент вероятности) аварий на производстве, при хранении и транспортировке опасных веществ; спектр возможных сценариев развития аварии; статистические оценки и вероятностный анализ риска.

Внешне неожиданную, внезапно возникающую обстановку, характеризующуюся  неопределенностью, острой конфликтностью, стрессовым состоянием населения, значительным социально-экономическим и экологическим  ущербом, называют чрезвычайной ситуацией (ЧС). ЧС могут быть связаны со стихийными чрезвычайная бедствиями, с выбросом вредных веществ в окружающую среду, с возникновением пожаров, взрывов и т.д. Основными направлениями государственного регулирования в области снижения регулирование рисков и смягчения ЧС являются: правовое, экономическое и нормативно-методическое. Государственное регулирование осуществляют органы представительной и исполнительной власти через соответствующие органы управления территориальных и функциональных подсистем Российской системы по предупреждению чрезвычайных ситуаций (PCЧС) всех уровней: федерального, регионального, территориального и объектового.

Основные направления  правового, экономического и нормативно-методического  регулирования в области снижения рисков и смягчения последствий  ЧС определяются задачами, возложенными на PC ЧС в соответствии с Федеральным  законом “О защите населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (от 11 ноября 1994 г.).

Правовое регулирование  в области снижения рисков и смягчения  последствий ЧС обеспечивается созданием  необходимой законодательной правовой базы.

Экологическое право России, экономическое регулирование обеспечивается наличием и совершенствованием действующего экономического механизма финансового обеспечения мероприятий по ликвидации ЧС. К ним относятся бюджетные и внебюджетные источники, формируемые за счет налогообложения, штрафных санкций и льгот, специализированных фондов и страхования.

Нормативно-методическое регулирование  обеспечивает создание необходимой  и достаточной нормативно-технической  и нормативно-методической базы, составляющей единую информационную и методическую основу решения задач. Основными  задачами регулирования по регулирования  снижению рисков и смягчению последствий  ЧС являются:

регулирование прогнозирования  ЧС;

регулирование профилактики

возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий;

регулирование организации  действий в ЧС и деятельности по их смягчению;

регулирование послеаварийных ситуаций; регулирование ответственности  и возмещение ущерба;

регулирование информационного  обеспечения в ЧС и др.

“Основы законодательства Российской регулирования Федерации  об охране здоровья граждан” от 22 июля 1993 г. наряду с регулированием административных отношений обеспечивают защиту прав граждан, гарантируют право на охрану здоровья, право на информацию о  факторах, влияющих на здоровье. Особо  закреплены права граждан на охрану здоровья в неблагополучных районах  и права граждан на обжалование  действий государственных органов  и должностных лиц в области  охраны здоровья. Законом Российской Федерации “Об охране окружающей среды” от 10 января 2002г. впервые в  истории российского законодательства провозглашается право граждан  на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной  среды, вызванного хозяйственной или  иной деятельностью, авариями, катастрофами, стихийными бедствиями.

Предприятия, учреждения, организации  и граждане, причинившие вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими нарушениями, обязаны возместить это в полном объеме.

В России происходит быстрое  расширение особо неблагоприятных  экологических зон. Эти зоны составляют 15% территории нашей страны с населением около 50 млн. человек. Качество окружающей среды становится лимитирующим фактором социально-экономического развития и  здоровья населения все большего числа регионов России. В нашей  стране 30% населения умирает по причине  “грязной” экологии.

В заключение об одном из принципов теории рисков. Он звучит так: “Деятельность, при которой  даже небольшая группа населения  подвергается чрезмерному риску, не может быть оправдана, даже если эта  деятельность выгодна для общества в целом”. В большинстве западных стран этот принцип реализован.

 

Пути выхода из экологического кризиса

 

Бытовые и промышленные отходы являются одним из факторов разрушения природной среды. Приблизительно за 500 лет до нашей эры в Афинах был издан первый из известных  эдикт, запрещающий выбрасывать  мусор на улицы, предусматривающий  организацию специальных свалок и предписывающий мусорщикам сбрасывать отходы не ближе чем за милю от города.

С тех пор мусор складировали на различных хранилищах в сельской местности. В результате роста городов  свободные площади в их окрестностях уменьшались, а неприятные запахи, возросшее  количество крыс, вызванное свалками, стали невыносимыми. Отдельно стоящие  свалки были заменены ямами для хранения мусора.

Около 90 % отходов в США  до сих пор закапывается. Но свалки в США быстро заполняются, и страх  перед загрязнениями подземных  вод делает их нежелательными соседями. Эта практика заставила людей  во многих населенных пунктах страны прекратить потребление воды из колодцев. Желая уменьшить этот риск, власти Чикаго с августа 1984 г. объявили мораторий  на разработку новых площадей под  свалку до тех пор, пока не будет  разработан новый вид мониторинга, следящего за перемещением метана, так как если не проконтролировать  его образование, он может взорваться.

Даже простое захоронение  отходов является дорогостоящим  мероприятием. С 1980 по 1987 гг. стоимость  захоронения отходов в США  возросла с 20 до 90 долларов за 1 т. Тенденция  к удорожанию сохраняется и сегодня. В густо населенных районах Европы способ захоронения отходов, как требующий слишком больших площадей и способствующий загрязнению подземных вод, был предпочтен другому — сжиганию. Первое систематическое использование мусорных печей было опробовано в Ноттингеме, Англия, в 1874 г. Сжигание сократило объем мусора на 70-90 %, в зависимости от состава, поэтому оно нашло свое применение по обе стороны Атлантики. Густонаселенные и наиболее значимые города вскоре внедрили экспериментальные печи. Тепло, выделяемое при сжигании мусора, стали использовать для получения электрической энергии, но не везде эти проекты смогли оправдать затраты. Большие затраты на них были бы уместны тогда, когда не было бы дешевого способа захоронения. Многие города, которые применили эти печи, вскоре отказались от них из-за ухудшения состава воздуха. Захоронение отходов осталось в числе наиболее популярных методов решения данной проблемы.

Наиболее перспективным  способом решения проблемы является переработка городских отходов. Получили развитие следующие основные направления в переработке: органическая масса используется для получения  удобрений, текстильная и бумажная макулатура используется для получения  новой бумаги, металлолом направляется в переплавку. Основной проблемой в переработке является сортировка мусора и разработка технологических процессов переработки.

Экономическая целесообразность способа переработки отходов  зависит от стоимости альтернативных методов их утилизации, положения  на рынке вторсырья и затрат на их переработку. Долгие годы деятельность по переработке отходов затруднялась из-за того, что существовало мнение, будто любое дело должно приносить  прибыль. Но забывалось то, что переработка, по сравнению с захоронением и  сжиганием, — наиболее эффективный  способ решения проблемы отходов, так  как требует меньше правительственных  субсидий. Кроме того, он позволяет  экономить энергию и беречь окружающую среду. И поскольку стоимость  площадей для захоронения мусора растет из-за ужесточения норм, а  печи слишком дороги и опасны для  окружающей среды, роль переработки  отходов будет неуклонно расти.

Во многих странах проблема экологии стоит на первом месте, но, увы, не в нашей стране, по крайней  мере, раньше, но сейчас ей начинают уделять  все больше внимания, принимаются  новые экстренные меры:

- усилить внимание к  вопросам охраны природы и  обеспечения рационального использования  природных ресурсов;

- установить систематический  контроль за использованием предприятиями и организациями земель, вод, лесов, недр и других природных богатств;

- усилить внимание к  вопросам по предотвращению

загрязнений и засоления  почв, поверхностных и подземных  вод;

- уделять большое внимание  сохранению водоохранных и защитных функций лесов, сохранению и воспроизводству растительного и животного мира, предотвращению загрязнения атмосферного воздуха;

- усилить борьбу с производственным  и бытовым шумом.

Для улучшения охраны зеленых  зон и лесопарковых территорий необходимо определить их четкие границы. Должны быть установлены и благоустроены в них места длительного и кратковременного отдыха населения. Организована охрана и своевременная очистка данных территорий. Значительную роль играет проведение работ по расширению в городах и пригородных зонах площади зеленых насаждений, создание новых парков, садов, скверов. Также строго ограничивать отвод земельных участков в лесах зеленых зон городов, лесных защитных полосах и других лесах первой группы, для целей, не связанных с развитием лесного хозяйства.

Землепользователи обязаны  проводить эффективные меры по повышению  плодородия почв, осуществлять комплекс организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических мероприятий по предотвращению ветровой и водной эрозии почв, не допускать  засоления, заболачивания, загрязнения  земель, зарастания их сорняками, а  также других процессов, ухудшающих состояние почв.

Промышленные и строительные предприятия, организации, учреждения обязаны не допускать загрязнения  сельскохозяйственных и других земель производственными и другими  отходами, а также сточными водами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Загрязнение природы человеком  представляет собой одну из самых  древних проблем цивилизации. Проявляя преступную беспечность, человек быстро изменял естественную среду обитания. В начале это воздействие было слабым, но с развитием животноводства, земледелия, промышленности и техники оно приобрело огромные масштабы. В настоящее время значительная часть естественных экосистем заменена искусственными, идет эксплуатация ископаемых ресурсов, водных запасов. Масштабы современной деятельности человека таковы, что могут вызвать крупные изменения в биосфере.

Бытовые и промышленные отходы являются одним из факторов разрушения природной среды. Наиболее перспективным  способом решения проблемы является переработка городских отходов. И поскольку стоимость площадей для захоронения мусора растет из-за ужесточения норм, а печи слишком  дороги и опасны для окружающей среды, необходимо обратить пристальное внимание именно на переработку отходов.

Для улучшения экологического состояния необходимо:

- усилить внимание к  вопросам охраны природы и  обеспечения рационального использования  природных ресурсов;

- установить систематический  контроль за использованием предприятиями и организациями земель, вод, лесов, недр и других природных богатств;

- усилить внимание к  вопросам по предотвращению загрязнений  и засоления почв, поверхностных  и подземных вод;

- уделять большое внимание  сохранению водоохранных и защитных функций лесов, сохранению и воспроизводству растительного и животного мира, предотвращению загрязнения атмосферного воздуха;

- усилить борьбу с производственным  и бытовым шумом.

 

Список использованных источников

 

  1. Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 2009. – 210 c.
  2. Данилов-Данильян В.И. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? - М., 2010 г. – 320 с.
  3. Данилов-Данильян В.И. Экология, охрана природы и экологическая безопасность. - М., 2011 г. – 180 с.
  4. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008. – 420 с.
  5. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. - М.: Финансы и статистика, 2009 г. – 140 с.
  6. Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека Среды: Словарь-справочник. - М.: Просвещение, 2001. - 320 с.
  7. Рузалин Г. И. Концепция современного естествознания. - М.2008г. – 325с.

Информация о работе Экологические риски и кризисы