Экологические проблемы связанные с применением тепловых машин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:03, реферат

Описание работы

Принципиально новые стороны проблемы взаимодействия теплоэнергетики и окружающей среды возникли в связи с развитием ядерной теплоэнергетики.
Важнейшей стороной проблемы взаимодействия теплоэнергетики и окружающей среды в новых условиях является всё более возрастающее обратное влияниеопределяющая роль условий окружающей среды в решении практических задач теплоэнергетики (выбор типа теплоэнергетических установок, дислокация предприятий, выбор единичных мощностей энергетического оборудования и многое другое).

Файлы: 1 файл

Двигатель.docx

— 32.65 Кб (Скачать файл)

Государственное  образовательное  учреждение среднего           профессионального образования

         «Дальневосточный Технический Колледж»

 

 

              

                 Реферат

 

              Тема: «Экологические проблемы связанные  с применением тепловых машин»

 

 

 

Работу выполнил:

студент 1 курса 711 группы

Жерж Георгий Работу проверил                                             преподаватель:

 

 

     Г. Уссурийск            2011 г.

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Существует  неразрывная взаимосвязь и взаимозависимость  условий обеспечения теплоэнергопотребления и загрязнения окружающей среды. Взаимодействие этих двух факторов жизнедеятельности  человека и развитие производственных сил привлекает постепенное внимание к проблеме взаимодействия теплоэнергетики  и окружающей среды.

На  ранней стадии развития теплоэнергетики  основным проявлением этого внимания был поиск в окружающей среде  ресурсов, необходимых для обеспечения  теплоэнергопотребления и стабильного  теплоэнергоснабжения предприятий  и жилых зданий. В дальнейшем границы  проблемы охватили возможности более  полного использования природных  ресурсов путём изыскания и рационализации процессов и технологии, добычи и  обогащения, переработки и сжигания топлива, а также совершенствования  теплоэнергетических установок.

С ростом единичных мощностей блоков, теплоэнергетических  станций и теплоэнергетических  систем, удельных и суммарных уровней  теплоэнергопотребления, возникла задача ограничения загрязняющих выбросов в воздушный бассейн, а также  более полного использования  их естественной рассеивающей способности.

На  современном этапе проблема взаимодействия теплоэнергетики и окружающей среды  приобрела новые черты, распространяя  своё влияние на громадные объемы атмосферы Земли.

Ещё более значительные масштабы развития теплоэнергопотребления в обозримом  будущем предопределяют дальнейший интенсивный рост разнообразных  воздействий на атмосферу.

Принципиально новые стороны проблемы взаимодействия теплоэнергетики и окружающей среды  возникли в связи с развитием  ядерной теплоэнергетики.

Важнейшей стороной проблемы взаимодействия теплоэнергетики  и окружающей среды в новых  условиях является всё более возрастающее обратное влияниеопределяющая роль условий окружающей среды в решении  практических задач теплоэнергетики (выбор типа теплоэнергетических  установок, дислокация предприятий, выбор  единичных мощностей энергетического  оборудования и многое другое).

 

1. Общая характеристика теплоэнергетики  и её выбросов.

 

Теплоэнергетика является одной из основных составляющих энергетики и включает в себя процесс  производства тепловой энергии, транспортировки, рассматривает основные условия  производства энергии и побочные влияния отрасли на окружающую среду, организм человека и животных.

Как отмечает Ю.В. Новиков, по суммарным  выбросам вредных веществ в атмосферу  теплоэнергетика занимает первое место  среди отраслей промышленности.

Если паровой котёл – «сердце» электростанции, то вода и водяной  пар – её «кровь». Они циркулируют  внутри установок, крутят лопатки турбин. Так вот эту «кровь» удалось  сделать суперкритической, в несколько  раз увеличив её температуру и  давление. Благодаря этому КПД  электростанций существенно вырос. В таких экстремальных условиях обычные металлы выжить не могли. Потребовалось создать принципиально  новые, так называемые конструкционные  материалы для сверхкритических температур.

Львиная доля электроэнергии вырабатывается в мире на тепловых и атомных станциях, где рабочим телом служит водяной  пар. Переход на его сверхкритические параметры (температуру и давление) позволил повысить КПД с 25 до 40%, что  дало огромную экономию первичных энергоресурсов – нефти, угля, газа – и в короткий срок многократно повысило энерговооружённость  нашей страны. Это стало реальным во многом благодаря основополагающим исследованиям А.Е. Шейндлина теплофизических  свойств водяного пара в сверхкритических состояниях. Параллельно с ним  многие учёные мира вели разработки в  этом направлении, но решение удалось  найти отечественному энергетику. Им разработаны не имевшие аналогов в мире методики и экспериментальные  установки. Результаты расчётов А.Е. Шейндлина  стали основой для строительства  электростанций во многих странах. В 1961 г. Шейндлин создал Институт высоких  температур, который стал одним из ведущих научных центров РАН.

Международный комитет по присуждению  премии «Глобальная энергия» определил  трёх лауреатов. Премиальный фонд 2004 г. в размере 900 тыс. долларов был поделен между ними. Премия «За разработку физико-технических основ и создание энергетических реакторов на быстрых нейтронах» присуждена академику РАН Федору Нитенкову и профессору Леонарду Дж. Коху (США). Премии «За фундаментальные исследования теплофизических свойств веществ при предельно высоких температур для энергетики» удостоен академик РАН Александр Шейндлин.

 

 

2. Воздействие  на атмосферу при использовании  твердого топлива. 

 

Предприятия угольной промышленности оказывают существенное отрицательное  влияние на водные и земельные  ресурсы. Основные источники выброса  вредных веществ в атмосферу  – промышленные, вентиляционные и  аспирационные системы шахт и  обогатительных фабрик и др.

Загрязнение воздушного бассейна в  процессе открытой и подземной добычи угля, транспортировки и обогащения каменного угля вызвано буровзрывными  работами, работой двигателей внутреннего  сгорания и котельных, пылением угольных складов и породных отвалов и  другими источниками.

В 2002 году объём выбросов вредных  веществ в атмосферу от предприятий  отрасли возрос относительно 1995 года на 30 процентов, главным образом, из-за вновь учитываемых выбросов метана от вентиляционных и дегазационных  установок на шахтах.

По объёму выбросов вредных веществ  угольная отрасль занимает шестое место  в промышленности Российской Федерации (вклад на уровне 5%). Степень улавливания  и обезвреживания загрязняющих веществ  крайне низка (9,1%), при этом не улавливаются углеводороды и ЛОС.

В 2002 году выросли выбросы углеводородов (на 45,5 тыс. т), метана (на 40,6 тыс. т.), сажи (на 1,7 тыс. т), ряда других веществ; отмечено снижение выбросов ЛОС (на 5,2 тыс. т), диоксида серы (на 2,8 тыс. т), твёрдых веществ (на 2,2 тыс. т).

Зональность угля, поступающего от отдельных  поставщиков на ТЭС, превышает 79% (в  Великобритании она в соответствии с законодательством – 22%, в США  – 9%). И увеличение выброса летучей  золы в атмосферу продолжается. Между  тем электрофильтры для золоулавливания  производит лишь один Семибратовский завод, удовлетворяя ежегодные потребности  в них не более чем на 5%.

ТЭС, работающие на твёрдом топливе, интенсивно выбрасывают в атмосферу  продукты угля и сланцев, содержащих до 50% негорючей массы и вредных  примесей. Удельный вес ТЭС в электробалансе страны составляет 79%. Они потребляют до 25% добываемого твёрдого топлива  и сбрасывают в среду обитания человека более 15 млн. т золы, шлаков и газообразных веществ.

В США каменный уголь продолжает оставаться основным видом топлива  для электростанций. К концу столетия все электростанции там должны стать  экологически чистыми, предстоит повысить КПД до 50% и более (сейчас 35%). Чтобы  ускорить внедрение технологий очистки  угля, ряд угольных, энергетических и машиностроительных компаний при  поддержке федерального правительства  разработал программу, на реализацию которой  потребуется 3,2 млрд. долларов. В течение 20 лет только в США новые технологии будут внедрены на существующих электростанциях общей мощностью 140 тыс. МВт и на новых переоборудуемых электростанциях общей мощностью 170 тыс. кВт.

Экологические технологии сжигания топлива. Традиционный диффузионный способ сжигания даже высококачественных углеводородных топлив приводит к загрязнению окружающей атмосферы главным образом оксидами азота и канцерогенными веществами. В связи с этим необходимы экологически чистые технологии сжигания этих видов топлива: с высоким качеством распыления и смешения с воздухом до зоны горения и интенсивным сжиганием обедненной, предварительно перемешанной, топливно-воздушной смеси, оптимальная с термохимической точки зрения камера сжигания (КС) должна обеспечивать предварительное испарение топлива, полное и равномерное перемешивание его паров с воздухом и устойчивое сжигание обедненной горючей смеси при минимальном времени её пребывания в зоне горения.

В этом плане гораздо эффективнее  традиционного диффузного гибридный  способ сжигания, представляющий комбинацию диффузной зоны с каналом для  предварительного испарения и перемешивания  топлива с воздухом.

Разработаны технологии сжигания угля в котлах с циркулирующим кипящим  слоем, где достигается эффект связывания экологически опасных примесей серы. Эта технология внедрена при реконструкции  Шатурской, Черепетской и Интинской  ГРЭС. В Улан-Удэ строится ТЭЦ  с современными котлами. Институтом «Теплоэлектропроект» разработана  технология газификации угля: сжигается  не сам уголь, а выделенный из него газ. Это экологически чистый процесс, но пока он, как и любая новая  технология, дорог. В будущем будут  внедрены технологии газификации даже нефтяного кокса.

При сжигании угля в псевдосжиженном  слое выброс в атмосферу соединений серы уменьшается на 95%, а окислов  азота – на 70%.

Очистка дымовых газов. Для очистки  дымовых газов применяется известково-каталитический двухступенчатый метод с получением гипса, основанный на поглощении диоксида серы известняковой суспензией в  две ступени контакта. Подобная технология, как свидетельствует мировой  опыт, наиболее распространена на тепловых электростанциях, сжигающих жидкое и твёрдое топливо с различным  содержанием серы в нём, и обеспечивает степень очистки газов от окислов  серы не ниже 90-95%. Большое количество отечественных электростанций работают на топливе со средним и высоким  содержанием серы в нем, поэтому  этот метод должен получить широкое  распространение в отечественной  энергетике. У нас в стране практически  отсутствовал опыт очистки дымовых  газов от сернистого ангидрида мокрым известняковым способом.

На долю ТЭС приходится около 70% выбросов оксидов азота в атмосферу. В США и Японии методы очистки  дымовых газов от оксидов азота  нашли широкое применение, в этих странах работает более 100 установок, в которых используется метод  селективного каталитического восстановления оксидов азота аммиаком на платино-ванадиевом катализаторе, правда, стоимость этих установок очень высока, а срок службы катализатора – незначителен.

В последние годы в США фирмой «Genesis Research of Arizona» разработана технология получения так называемого самоочищающегося угля. Такой уголь лучше горит, и при его использовании в дымовых газах оказывается на 80% меньше диоксида серы, дополнительны же расходы составляют лишь часть затрат на установку скрубберов. Технология получения самоочищающегося угля включает две стадии. Первоначально от угля посредством флотации отделяются примеси, затем уголь размалывается в порошок и добавляется в шлам, при этом уголь всплывает и примеси тонут. На первой стадии удаляется почти вся неорганическая сера, а органическая остается. На второй стадии порошкообразный уголь соединяется с химическими веществами, название которых является коммерческой тайной, а затем уплотняется в комки величиной с виноградину. При сгорании эти химические вещества вступают в реакцию с органической серой, причем сера надежно изолирована, что исключает ее попадание в атмосферу. Комки такого модифицированного угля можно транспортировать, хранить и применять как обычный уголь.

Парогазовые системы. Эффективная  комплексная система, обеспечивающая не только улавливание вредных примесей из дымовых газов ТЭС, но и одновременно снижающих примерно на 20% удельный расход топлива на производство электроэнергии, разработана в Энергетическом институте  Г.Н. Кржижановского. Суть ее в том, что  перед сжиганием в топке паровых  котлов ТЭС уголь газифицируют, очищают  от твердых (содержащих вредные вещества) примесей и направляют в газовые  турбины, где продукты сгорания с  температурой 400-500 градусов Цельсия  сбрасываются в обычные паровые  котлы. Подобные парогазовые системы  широко используют энергетики ряда стран  для уменьшения выброса в атмосферу.

Глубокая комплексная переработка  угля. За рубежом интенсивно ведутся  работы по отработке технологий и  оборудования газификации угля для  полного обеспечения промышленности в горючих газах, синтез-газе и  водороде. В Нидерландах введена  в действие демонстрационная установка  кислородной газификации угля для  энергоблока мощностью 250 МВт. Намечен  ввод четырех подобных установок  от 175 до 330 МВт в Европе, десяти установок  от 100 до 500 МВт в США и одной  установки мощностью 400 МВт в Японии. Процессы газификации при высоких  температурах и давлениях дают возможность  перерабатывать угли широкого ассортимента. Известны исследования по высокоскоростному  пиролизу и каталитической газификации, реализация которых сулит огромные выгоды.

Необходимость углубления переработки  угля продиктована предшествующим ходом  развития тепло- и электроэнергетики: наилучшие результаты достигаются  при комбинированной переработке  угля в электричество и тепло. Качественный скачок в использовании  угля связан с его комплексной  переработкой в рамках гибких технологий. Решение этой сложной проблемы потребует  новых технологических установок  для энергохимических комплексов, которые  обеспечат повышение экономичности  ТЭС, снижение капитальных удельных затрат и кардинальное решение вопросов экологии.

Информация о работе Экологические проблемы связанные с применением тепловых машин