Экологические проблемы человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:17, реферат

Описание работы

Рассматриваются проблемы эколгии, влиянеиантропогенного фактора на экологическую ситуацию в мире

Содержание работы

1.Экологические проблемы человечества с.3-4
2.Государство и право в решении проблем экологии с.4-5
3.Экологические права граждан России с.5-6
4.Заключение с.6
5.Использованные источники с.7

Файлы: 1 файл

экология_1.docx

— 27.71 Кб (Скачать файл)

   Содержание 
 

    1. Экологические проблемы человечества      с.3-4
    2. Государство и право в решении проблем экологии     с.4-5
    3. Экологические права граждан России      с.5-6
    4. Заключение          с.6
    5. Использованные источники        с.7
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Экологические проблемы человечества

   Проблема  охраны окружающей среды, экологической  безопасности является центральной среди всех проблем, с которыми столкнулось человечество в конце XX - начале XXI века и которые признаны глобальными. Это обусловлено тем, что все остальные проблемы, от которых зависит само существование человека, так или иначе связаны с экологией. Так, термоядерная война вряд ли уничтожит всех людей, ведь существуют подземные убежища, но погибнет природа и тем самым возможность жизни на Земле. Тесно связаны с экологией и такие глобальные проблемы, как демографическая, продовольственная, энергетическая и другие.

   В течение многих веков люди, будучи частью природы, практически не изменяли окружающую среду: природа легко  восполняла тот урон, который наносился  собирательством, охотой и рыбной ловлей, тем более что численность  населения Земли была весьма незначительной - к началу неолита (около 12 тыс. лет  тому назад) она составляла около 10 млн. человек.

   «Давление»  человека на природу заметно возросло с переходом к производящей экономике, т.е. в период неолитической революции. Стали вырубаться леса, распахиваться  земли, гораздо более интенсивно пошло истребление животных. Все  это было связано и с существенным - в несколько раз - ростом населения  Земли. Однако в этот период и в  последующие века, хотя человек выделился из природы, стал противостоять ей, природа, в свою очередь, достаточно успешно противостояла воздействию человека - наносимый им вред не имел заметных последствий.

   Перелом произошел в XX в., когда не только резко выросла численность населения  планеты, достигшая к середине века двух, а к концу - 5 млрд. человек, но в глобальных масштабах в результате научно-технической революции возросли и разрушающие возможности человечества. Человек, по выражению одного из мыслителей современности В.И. Вернадского, стал «могучей геологической силой», и этой силой, своей технической мощью люди нередко пользуются весьма неразумно, нанося непоправимый ущерб природе, который она уже не в состоянии восполнять.

   Негативное  влияние человека на окружающую среду  идет по многим направлениям, из которых  следует выделить следующие. Загрязнение атмосферы. Ежегодно в атмосферу выбрасывается 200-400 млн. тонн пыли, 150 млн. тонн сернистого ангидрида, около 700 млн. тонн других вредных веществ. В индустриальных районах загрязненность в тысячу и более раз выше естественной. Почти во всех городах России с населением более 100 тыс. человек вредные выбросы в воздух превышают все допустимые нормы. В таких условиях живет 43% россиян.

   Ежегодно  в атмосферу поступает около 20 млн. тонн двуокиси углерода, что приводит к парниковому эффекту и глобальному  потеплению климата. Выбросы фреонов влекут утрату озонового слоя атмосферы, препятствующего воздействию губительного для всего живого ультрафиолетового излучения.

   Загрязнение воды. В океан ежегодно выбрасывается  свыше 30 тыс. видов химических веществ  в количестве около 1200 млн. тонн, из них 6 млн. тонн нефти. В России на одного человека в год приходится свыше 500 кубометров сточных вод, т.е. около 170 кг ядовитых веществ. Половина населения России вынуждена пользоваться водой, не соответствующей экологическим нормативам.

   Загрязнение почвы. Ежегодно на Земле теряет плодородие 20 млн. гектаров земли, причем около 6 млн. га превращается в пустыню. В землю каждый год вносится около 4 млн. тонн ядохимикатов. У нас заражено токсичными отходами 62 млн. га земли. В США за 200 лет потеряно 36% плодородной земли. В России 56% почв находятся в опасном состоянии.

Особенно  опасно радиоактивное загрязнение, которое может поразить и воздух, и воду, и землю. Опасность представляют не только катастрофы типа Чернобыльской, но и накопление радиоактивных отходов (на начало 1996 г. их в России скопилось около 600 млн. кубометров).

   Уничтожение животного и растительного мира. По данным экологов, каждый год гибнет около 100 видов животных и растений. На грани уничтожения находятся около 50 тыс. видов животных. Красная книга, опубликованная Международным союзом охраны природы, в которую включены исчезающие виды только млекопитающих и птиц, представляет собой два объемистых тома.

   За 200 лет площадь лесов, которые  являются легкими планеты, уменьшилась  вдвое. В год исчезает 11 млн. гектаров лесов. Уничтожено 40% тропических лесов Америки, 50% - Африки. Около 25% площади растительного покрова Земли нарушено, прогнозируется, что каждый седьмой вид растений исчезнет к 2000 г. В нашей стране в год происходит до 30 тыс. лесных пожаров на площади свыше 2 млн. га. Запасы древесины за 20 лет уменьшились на 8 млрд. кубометров.

   При этом исчезновение животных и растений происходит не только за счет прямого  истребления, но и в результате уничтожения среды обитания соответствующих видов.

Надо  иметь в виду, что потери от уничтожения  флоры и фауны невосполнимы; гибнет сам природный генофонд, и не известно, сколько уже утрачено растений и  животных, которые могли бы принести пользу человечеству. 

    1. Государство и право в решении  проблем экологии

   В решении экологической проблемы большую роль могут сыграть государство и право, реализация ими природоохранительной функции.

Можно выделить следующие направления  государственно-правового воздействия  на решение экологических проблем.

   Во-первых, это совершенствование правового  регулирования природоохранительной деятельности. Законодательство закрепляет:

- режим  природопользования (порядок использования  земли, эксплуатации лесных угодий, порядок восстановления причиненного в результате пользования ущерба, улучшения состояния земельных и других угодий);

- выделение  особо охраняемых, режимных объектов (заповедники, заказники и т.п.), режимы их функционирования;

- социальные  и технические стандарты (например, нормы ПДК - предельно допустимых, концентраций различных веществ  в воздухе, воде, санитарно-гигиенические  нормативы и т.д.);

- порядок  осуществления контроля и надзора  за реализацией соответствующих  правовых предписаний, средства  защиты и охраны среды;

- уголовно-правовые  и административно-правовые запреты  (ответственность за загрязнение среды, браконьерство, незаконную порубку леса и др.);

- процедуры  решения спорных вопросов, реализации  юридической ответственности, средства юридической защиты должностных лиц, осуществляющих природоохранительную деятельность.

   Во-вторых, это правоохранительная деятельность соответствующих органов государства, направленная на обеспечение законности в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе:

- организация  и деятельность суда, прокуратуры,  органов внутренних дел;

- организация  и деятельность выполняющих природоохранительные  задачи комиссий и иных организаций  (лесоохраны, рыбоохраны и проч.);

- деятельность  администрации соответствующих  государственных учреждений, предприятий, организаций (в том числе администрации заповедников, заказников и проч.).

   В-третьих, деятельность государства в сфере  международно-правовых отношений. Здесь  можно указать на следующие формы:

- участие  государства в работе международных  организаций, осуществляющих экологическую  деятельность;

- сотрудничество  с Международным союзом охраны  природы и другими подобными неправительственными организациями;

- обеспечение  реализации международно-правовых  соглашений и иных документов, направленных на решение природоохранительных задач (Общесистемная программа ООН по окружающей среде и др.).

   В-четвертых, немалое значение имеют и неправовые формы природоохранительной деятельности государства. Здесь можно указать  на организацию экологического воспитания населения, экологической пропаганды, сотрудничество с общественными  объединениями, осуществляющими природоохранительную деятельность, вовлечение в эту работу широких слоев населения. 

    1. Экологические права граждан  России

   Осознание обществом необходимости юридического регулирования отношений, возникающих  в сфере реализации естественного  права человека на жизнь в благоприятной  окружающей среде, привело к созданию ряда законодательных норм, закрепивших  экологические права граждан  России, их гарантии и способы защиты.

   В настоящее время экологические  права регулируются не только экологическим, но и другими отраслями законодательства. Экологические права граждан многократно продублированы и развиты в текущем законодательстве, например, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», в котором принципами охраны окружающей среды провозглашены соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

   Основой деятельности граждан по реализации собственного права на благоприятную  окружающую среду является право  на получение достоверной информации о ее состоянии. По Указу Президента РФ от 31 декабря 1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» право на информацию является одним из фундаментальных прав человека. Примечательно, что данный Указ был принят до Конституции РФ 1993 г. и Закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации», но он не противоречит им, поэтому и продолжает действовать.

   Право на достоверную информацию о состоянии  окружающей среды может быть рассмотрено  в широком и узком смысле. В первом случае речь идет о праве на получение правдивой и не вводящей в заблуждение информации об объективном состоянии отдельных мест в России, где природные явления неблагоприятны для человека как по причине его собственной деятельности (загрязнение водоемов нефтью), так и в силу стихийных катаклизмов в самой природе (землетрясение, наводнение, сель и т.д.). В узком смысле данное право можно рассматривать как субъективное право конкретных лиц знать подробности о неблагоприятном состоянии природы на территории их проживания (например, для получения права на компенсации и льготы жителям мест, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы). В этом же смысле право на получение достоверной информации может принадлежать и лицам, родственники которых проживают в неблагоприятной окружающей среде, а также гражданам, направляемым туда на работу или в командировку.

   Право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды  означает возможность при помощи закрепленных в законодательстве способов получения заинтересованными субъектами объективной и неискаженной информации о состоянии окружающей среды, которой  располагают как специально уполномоченные органы государства в области  охраны окружающей среды, так и сами загрязнители.

   Уровень достоверности информации зависит, в частности, от уровня развития экологической  науки и техники в сфере  мониторинга и контроля и имеет  тенденцию к возрастанию. При  оценке достоверности информации могут  учитываться реальные возможности  соответствующих государственных  органов. Право на пользование достоверной  информацией о состоянии окружающей среды означает возможность для  граждан получать при помощи средств  массовой информации (телевидение, радио, на локальном, региональном и глобальном уровне газеты) достоверных и неискаженных сведений. В случае неудовлетворительного  качества такой информации или отсутствия ее необходимого количества (отсутствие сведений о количестве вредных выбросов по определенному объекту и т.д.) граждане вправе прибегнуть к активным действиям по защите своего субъективного права.

   Возможность получения информации о состоянии  окружающей среды, наряду с конституционными нормами, опирается и на специальное  экологическое законодательство: природноресурсовое и природоохранное.

Информация о работе Экологические проблемы человечества