Экологические факторы и их взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 22:51, реферат

Описание работы

В понятие природной среды входят все условия живой и неживой природы, в которых существуют организм, популяция, природное сообщество. Природная среда прямо или косвенно влияет на их состояние и свойства.
Экологические факторы - отдельные элементы среды, взаимодействующие с организмами.

Содержание работы

Введение
1 Экологические факторы и их взаимодействие.
1.1 Абиотические факторы
1.2 Биотические факторы
1.3 Ограничивающий фактор
1.4 Антропогенный фактор
2 Виды и формы загрязнений окружающей среды.
2.1 Загрязнение атмосферы
2.2 Загрязнение почвы
2.3 Загрязнение воды
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

эколог.факторы.docx

— 69.37 Кб (Скачать файл)

Примером экологической катастрофы, вызванной воинским конфликтом, следует считать события, которые происходили на территории Кувейта и близлежащих участков Персидского залива после операции «Буря в пустыни» в начале 1991г. Отступая из Кувейта, Иракские оккупанты подорвали взрывчаткой свыше 500 нефтяных буровых скважин. Значительная их часть вспыхнула и горела на протяжении шести месяцев, отравляя вредными газами и сажей большую территорию. Из буровых скважин, которые не загорелись, нефть била фонтанами, образовывая большие озера и стекая в Персидский залив. Сюда же вылилось большое количество нефти из подорванных терминалов и танкеров. В результате нефтью было покрыто примерно 1554 км2 поверхности моря, 450 км береговой полосы, где погибло большинство птиц, морских черепах, дюгоней и других животных. В огневых факелах ежесуточно сгорало 7,3 млн. л нефти, что равно объему нефти, которую ежедневно импортирует США. Тучи сажи от пожаров поднимались на высоту до 3км и разносились ветрами далеко за границы Кувейта - черные дожди выпадали в Саудовской Аравии и Иране, черный снег - в Кашмире (за 2 000 км от Кувейта). Эксперты установили, что эта катастрофа сопровождалась такими явлениями:

1. Тепловое загрязнение (86 млн. кВт  ежесуточно). Такое же количество  тепла выделяется вследствие  лесного пожара на площади 200га.

2. Сажа от горящей нефти - 12 000 т ежесуточно.

3. Углекислый газ - 1,9 млн. т ежесуточно (это составляет 2 % всего СО2, что выделяется в атмосферу Земли вследствие сжигания минерального топлива всеми странами мира).

Еще одной крупнейшей катастрофой является высыхание Аральского моря. Еще несколько десятилетий назад газеты прославляли строителей Каракумского канала, благодаря которому вода пришла в бесплодную пустыню, превратив ее в цветущий сад. Но прошло немного времени и выяснилось, что победные реляции о «покорении» природы оказались опрометчивыми. Почвы на громадной территории оказались засоленными, вода в многочисленных каналах стала высыхать, и вслед за этим приблизилась катастрофа, которая не случилась мгновенно в результате аварии, а понемногу подбиралась годами, с тем, чтобы предстать во всем своем ужасающем виде. В настоящее время площадь Арала уменьшилась наполовину, а ветры принесли токсичные соли с его дна на плодородные земли, отдаленные на тысячи километров. «В питьевую воду попало такое количество химических сбросов, что матери в районе Аральского моря не могут кормить грудью своих детей, не подвергая их риску отравления» (Фешбах М., Френдли А. Экоцид в СССР. М., 1992. С. 2). Спасти Арал уже не удастся, и этот отрицательный опыт преобразования лика Земли подтверждает вывод В.И. Вернадского о том, что человек стал величайшей геологической силой на нашей планете.

Учащение локальных экологических катастроф свидетельствует о приближении глобального экологического кризиса и возможности глобальной экологической катастрофы.

 
6 Возможные пути преодоления экологического кризиса.

 

Для того чтобы справиться с экологическим кризисом, для начала необходимо, чтобы каждый житель нашей планеты осознал, что преодоление проблемы экологии зависит от каждого конкретного человека. Главную роль в решении этой задачи играет экологическое просвещение и формирование экологической культуры всего населения планеты и, прежде всего, подрастающего поколения. Особая роль здесь должна отводиться образованию, которое является приоритетным направлением в решении проблемы экологического кризиса, так как оно будет способствовать преодолению негативных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду и созданию гармоничных отношений в системе «человек – общество – окружающая среда».

Следующий шаг – создание эффективного природоохранного законодательства. Помимо национальных законов, регулирующих отношения между предприятиями, государством и его жителями в области ответственности за загрязнение природной среды, большое значение имеют межгосударственные правовые отношения. Действительно, глобальный экологический кризис касается всей планеты. Экосистема Земли едина, и последствия экологических катаклизмов не ограничатся рамками одного региона: уничтожение тропических лесов повысит содержание углекислого газа во всей атмосфере, кислотные тучи не знают национальных границ, загрязнение мирового океана также отразится на судьбе всего мира. Общая цель национального и международного природоохранного законодательства достаточно ясна: ни отдельному человеку, ни государству в целом не должно быть выгодно загрязнять планету сверх заранее согласованной международным сообществом меры и каждый случай сверхнормативного загрязнения должен преследоваться законом.

Следует особо подчеркнуть бессмысленность постановки вопроса о преодолении экологического кризиса без решения проблемы финансирования природозащитных мероприятий. Мы должны привыкнуть к тому, что охрана Земли от загрязнений – дело дорогое, и, планируя бюджет – государственный, общественный или личный, - предусматривать немалые расходы на экологические нужды.

Ключевым элементом в борьбе с экологическим кризисом является поиск грамотных и действенных научно-технических решений. Это означает, что на экологию должны работать многочисленные институты, лаборатории, университеты, фирмы. Природоохранной экспертизе должно подвергаться любое действующее или реконструируемое предприятие, каждый проект нового строительства независимо от его социальной направленности. И, наконец, экологический компонент среднего, специального и высшего образования должен стать неотъемлемой частью подготовки любого специалиста в области техники, естественных наук, медицины, экономики и даже гуманитарных наук. Особое значение имеет экологическая подготовка учителей.

В июне 1992 года на Всемирной Конференции на уровне глав правительств по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро, были вынесены основные принципы устойчивого развития человечества:

  1. Необходимо отказаться от политики безграничного роста потребления.
  2. В природоохранной политике следует ориентироваться на борьбу с причинами, а не со следствиями неблагоприятных воздействий на природу.
  3. Необходимо ограничить прирост населения Земли, иначе природа решит эту задачу гораздо более жестким способом.
  4. Экология, технология и развитие должны рассматриваться в едином комплексе.
  5. Следует повсеместно ориентироваться на использование и развитие экологически чистых, ресурсосберегающих безотходных или малоотходных технологий и видов деятельности.
  6. Отказ от применения или резкое сокращение применения токсичных веществ во всех производствах.
  7. Выбор оптимальных решений на основании анализа экологических и экономических характеристик любого вида деятельности в его полном жизненном цикле, начиная с производства сырья и энергоресурсов и кончая утилизацией завершившей свой жизненный цикл продукции.
  8. Проведение природоохранной политики в условиях неопределенности и неполной информации.
  9. Проведение экономической и административной политики, направляющей на проведение в жизнь вышеперечисленных принципов.

Экологический кризис является наибольшей опасностью, стоящей перед человечеством сегодня. И у жителей Земли нет альтернативы: либо они справятся с загрязнением, либо загрязнение расправится с большей частью землян. 

 

 

 


Информация о работе Экологические факторы и их взаимодействие