Биотические факторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 23:27, контрольная работа

Описание работы

Биотические факторы (биотические экологические факторы; (Biotic factors; Biological factors; от греч. Biotikos — жизненный) — факторы живой среды, влияющие на жизнедеятельность организмов. Под биотическими факторами среды понимают компоненты живой природы, прямо или косвенно действующие на организм.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по курсу.docx экология.docx

— 115.61 Кб (Скачать файл)

Госстандарт России приняты стандарты  серии ГОСТ Р ИСО 14000 по формированию системы экологического аудита

10) цели эколого-правового регулирования

Таким образом, определим основные задачи экологического права:

Эколого-правовой статус человека (право на благоприятную окружающую среду, права общественных экологических формирований, гарантии и защита экологических прав, обязанности граждан по охране среды).

Право собственности  на природные ресурсы (объекты и субъекты права собственности, государственная, муниципальная и частная собственность на природные ресурсы, возникновение и прекращение права собственности, защита прав собственности).

Право природопользования (право общего и специального пользования, субъекты и объекты права природопользования).

Управление природопользованием  и охраной среды (принципы государственного управления, государственные органы общей, специальной и функциональной компетенции)

Правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны среды (право граждан на экологическую информацию, источники информации - нормативные источники, Российское экологическое федеральное информационное агентство, госстатучет, государственные кадастры природных ресурсов и объектов, и отчетность, мониторинг окружающей среды, Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ, экологический паспорт предприятия, декларация безопасности промышленного объекта, Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды РФ).

Экологическое нормирование и стандартизация (нормативы качества среды, предельно допустимого воздействия, использования природных ресурсов, санитарных и защитных зон).

Лицензионно-договорные основы природопользования и охраны окружающей среды (лицензирование права пользования землей, недрами, лесами, водами, объектами животного мира, деятельности по удалению отходов).

Экологическая сертификация.

Экологический аудит.

Экономико-правовой механизм природопользования и охраны среды 
(планирование, финансирование, плата за природопользование, страхование).

Правовые основы экологического контроля (государственный общий, специальный и функциональный контроль и надзор, ведомственный, производственный и общественный контроль).

Ответственность за экологические правонарушения (дисциплинарная, материальная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность).

 Метод экологического права предполагает приоритет действия основных законов экологии, обусловленных волевым методом правового регулирования.

Таким образом, если для природоресурсового права характерен волевой подход (делать так, как этого требуют экономические интересы общества), то экологическое право предполагает прежде всего соблюдение экологического принципа сохранения природы как системы экологических систем и лишь при выполнении этого условия позволяет поступить так, как этого требуют экономические интересы.

Особые черты  присущи и источникам экологического права. Если природоресурсовое право закреплено преимущественно в обособленных, разрозненных нормативных правовых актах, касающихся отдельных природных объектов, то экологическое право нуждается в едином систематизированном головном нормативном правовом акте, который бы состоял из общей и особенной частей, определяющих основные положения взаимодействия общества и природы.

Эколого-правовое регулирование взаимоотношений  общества и природы качественно  отличается от природоресурсового еще и тем, что оно осуществляется в точном соответствии с основными экологическими законами, а именно:

законом всеобщей взаимосвязи: «Все связано  со всеми»;

законом неисчезаемости материи: «Все видоизменяется»;

приоритетом законов экологии над  другими законами объективного мира.

В последнее  десятилетие стали появляться правила, обязывающие природопользователей действовать с учетом сохранности всей окружающей среды. Например, действия, направленные на искусственное изменение состояния атмосферы и атмосферных явлений в хозяйственных целях, могут осуществляться лишь при условии, что это не приведет к неблагоприятному воздействию на погоду и климат (ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха). Тем самым  предмет природоресурсового права стал расширяться до рамок экологического права.

Объективной потребностью общественного развития на современном этапе является скорейшее преобразование природоресурсового законодательства в экологическое. Заинтересованность государства в таком переходе основывается на том, что современная экологическая ситуация требует разрешения противоречий между обществом и природой, которое может быть достигнуто не путем частных усовершенствований, а посредством радикального изменения всей системы правового регулирования.

Экологическое право как отрасль  права представляет собой систему правовых норм, регулирующих экологические общественные отношения для достижения гармоничных отношений между обществом и природой.

Предметом экологического права являются складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм исторически обусловленные экологические отношения между физическими и юридическими лицами при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления и эффективного использования природных объектов (экосистем) в целях максимального обеспечения сохранности окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений.

Под окружающей средой в данном случае понимается биосфера, служащая условием, средством и местом жизни человека и других живых организмов; в широком смысле она включает в себя природу как систему естественных экологических систем и окружающую среду как ту часть естественной среды, которая преобразована в результате деятельности человека. Таким образом, экологическое право предстает комплексной отраслью, чей предмет отличается от предметов смежных отраслей более широким кругом регулируемых общественных отношений и иным их качеством.

 

Правовое регулирование

Метод правового  регулирования - это способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства. Он характеризует положение сторон в правоотношении; юридические факты, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений; определение прав и обязанностей субъектов; защиту их прав и законных интересов; юридическую ответственность и т.д.

Методы выявляются с учетом особенностей режима правового регулирования  общественных отношений, которые составляют предмет отрасли. Другими словами, методы правового регулирования обусловливаются характером регулируемых отношений. Однако структура методов не является точным отражением структуры регулируемых общественных отношений. В отдельных случаях к однородным общественным отношениям могут быть применены различные методы правового регулирования.

В экологическом праве основным методом является метод экологизации. Он имеет комплексный характер: в его состав входят административно-правовой и гражданско-правовой методы. Кроме того, выделяются другие способы регулирования экологических общественных отношений: метод общественного участия, историко-правовой, прогностический методы и т.д. Они играют вспомогательную роль.

1. Метод экологизации направлен на гармонизацию отношений общества и природы. Его применение обусловлено спецификой предмета экологического права, заключающейся в том, что любой вид экологопользования связан с применением законов природы и может быть успешно реализован только при условии подчинения данным законам. Например, пользователь земли, засеявший пахотный участок, может воздействовать на природно-растениеводческие экологические процессы (поливать, подкармливать растения, бороться с сорняками и т.п.), но не в состоянии изменить их естественный ход.

2. Метод общественного участия обусловлен тем, что экологическое право имеет своим источником совокупный общественный интерес в сохранении и воспроизводстве объектов окружающей среды, рассматриваемых в качестве необходимого условия существования социума.

Институт общественного участия  в решении экологических проблем в Российской Федерации только формируется. Средством его реализации является участие граждан в нормотворчестве (путем выражения своего мнения на референдумах по вопросам экологии, избрания депутатов, лоббирования законопроектов, проведения общественной экологической экспертизы и т.д.). Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы, а также их право на участие в общественных слушаниях в рамках процедуры оценки воздействия на окружающую среду ОВОС закреплены в статьях 19, 20 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 31 декабря 2005 г.).

Таким образом, метод правового регулирования экологического права есть способ правового воздействия на экологические общественные отношения посредством законодательного закрепления всех элементов экологической системы страны, значимых для правового регулирования структуры органов управления и круга экологопользователей, а также установления четкой регламентации правил экологопользования с активным привлечением общественности к решению всех экологических проблем; правомочия субъектов экологических правоотношений устанавливаются с помощью императивного или диспозитивного подхода.


Информация о работе Биотические факторы