Биосфера и человечество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 22:20, реферат

Описание работы

Основные проблемы охраны окружающей среды России и пути их решения.
Состояние среды и ресурсов биосферы в связи с ростом народонаселения и развитием научно-технического прогресса.

Файлы: 1 файл

Биосфера и человечество.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

учет экологически вредных объектов, планирование охраны окружающей среды, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных программ;

- координация природоохранительной  деятельности органов управления  предприятий,  учреждений;

координация деятельности экологических служб, проведение экологической экспертизы проектов;

- государственный экологический  контроль;

разрешение, запрещение деятельности экологически вредных предприятий;

- организация сбора и обезвреживания  отходов;

- организация особо охраняемых территорий;

- организация экологического воспитания  и образования;

- обеспечение населения экологической  информацией и др.

Кроме специального Министерства, при других министерствах и самостоятельно при правительстве существуют комитеты, службы, департаменты, занимающиеся отраслевыми вопросами охраны природы, в том числе:

- комитет РФ по геологии и  использованию недр;

- комитет РФ по земельным  ресурсам;

- комитет РФ по рыболовству;

- комитет РФ по водному хозяйству;

- департамент по охране и  рациональному использованию охотничьих ресурсов при министерстве с/х;

- федеральная служба геодезии  и картографии России;

- федеральная служба лесного  хозяйства России;

- федеральная служба России  по гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды;

-санитарно-эпидемиологическая     служба      РФ     при     Министерстве здравоохранения.

Все эти комитеты, департаменты и службы на местах, т.е. в республиках, краях, областях, городах, районах, имеют управления, инспекции, станции (например, областное управление лесного хозяйства, госохотинспекция, санэпидстанция и др.). Помимо этого к государственным учреждениям рассматриваемого направления относятся заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки, ботанические сады.

Таким образом, система государственных учреждений и организаций, занимающихся вопросами природоохранительной деятельности

(планирование, организаторская работа, контроль), весьма громоздка, часто  ведет к обезливанию и снижению  эффективности действия законов. Самым главным недостатком в  деятельности названных органов, на наш взгляд, следует считать их неспособность обеспечить действенность хороших законов,  законодательных актов и правовых норм.

5.2.  Общественные организации

Охрана окружающей среды - дело всего народа. Сегодня в РФ функционирует 27 природоохранных общественных объединений, обладающих на основании закона большими полномочиями. Самым массовым является Всероссийское общество охраны природы, созданное в 1924 году. Оно включает 215 тыс. первичных организаций, объединяющих около 32 млн. граждан. Высшим органом общества является съезд, собираемый один раз в 4 года. Съезд избирает президиум. В последнем выделяются секции: леса, озеленение, охраны птиц, рыб, вод, недр и т.д. При президиуме образован научно-технический совет по комплексным вопросам. В районах, городах, областях, краях и республиках на конференциях избираются аналогичные органы. Вся природоохранная работа осуществляется, прежде всего, через первичные организации, которые создаются при предприятиях, в учреждениях, организациях,  школах,  вузах и других учебных заведениях.

Функциями ВООП и его подразделений являются: пропаганда природоохранительных знаний (издание плакатов, брошюр, книг, чтение лекций и др.); непосредственное участие в природоохранительных мероприятиях (рейды по контролю за выполнением природоохранительных законов, общественные инспекции, голубые патрули, зеленые патрули, общественная экологическая экспертиза, разработка предложений по улучшению охраны природы). Кроме ВООП в РФ функционирует Российский социально-экологический союз, экологическая академия. Ассоциация развития экологической прессы. Союз общественных экологических фондов России и др.

               5.3.  Научные организации

Российская  АН,   отраслевые  АН,   Государственные   органы  по  науке  и технике   имеют   специальные   подразделения,   которые   разрабатывают   и утверждают   комплексные   программы   и   планы   научных   исследований   в области     охраны     и     оздоровления     окружающей     природной     среды, рационального   использования   и   воспроизводства   природных   ресурсов. Например,    при   президиуме   РАН   создан   научный   совет   по   проблемам биосферы.   Названные органы руководят деятельностью целой сети НИИ и лабораторий,   разрабатывающих способы очистки от загрязнений,  методы контроля за состоянием окружающей среды,   государственные стандарты и нормативы   в   этой   области.   Занимаются   прогнозами,   готовят   проекты, осуществляют    государственную    экологическую    экспертизу,    оказывают помощь в решении практических задач рационального природопользования и    охраны    окружающей    среды.    Примером   может    служить    центральный научно-исследовательский   институт   по   комплексным   проблемам   охраны растительного и животного мира при Министерстве с/х.

Немалую роль в природоохранительной деятельности играют вузы. Силами кафедр, специальных лабораторий и НИИ они участвуют в разработке и реализации комплексных, целевых экологических программ, проектных работах, входят в состав научно-технических и экспертных советов, дают заключения по экологической экспертизе. Некоторые вузы готовят специалистов в области охраны среды; независимо от профиля, обеспечивают преподавание специальных курсов по охране среды и рациональному природопользованию. Этим достигается формирование экологической культуры граждан. С нашей точки зрения, силами вузов и других учебных заведений, с помощью прессы, радио, телевидения и публичных выступлений в самом ближайшем будущем должна быть достигнута экологическая макрообразованность, по крайней мере, руководителей и специалистов, поскольку, как пишет Ю. Одум, к тому времени, когда проблема станет очевидной каждому, предпринимать какие бы то ни было действия будет уже слишком поздно (Одум Ю. , 1986).

5.4. Международные природоохранительные  организации

Охрана природной среды - дело людей всего мира. Отдельно взятое государство, как бы идеально ни организовало эту работу, не в состоянии обеспечить защиту природных ресурсов, находящихся в вечном движении, постоянно пересекающих государственные границы -атмосферный воздух, воды морей, океанов, мигрирующих рыб, птиц, зверей. Охрана природы требует усилий всех государств планеты. На это направлены,  прежде всего,  международные конвенции и соглашения.

Например, "Соглашение об охране морских котиков" заключено в 18 97 году между Россией,  США и Японией.

Около 7 0 договоров, конвенций, соглашений существует по регулированию рыболовства и китобойного промысла. Ряд соглашений: В 1974 году СССР, ПНР, ГДР, ФРГ, Данией, Швецией, Финляндией была заключена конвенция о запрете загрязнения Балтийского моря.

В 197 3 году принята конвенция по ограничению торговли редкими видами животных и растений. Более 8 0 стран заключили конвенцию по охране гнездовий,  мест отдыха и зимовок водоплавающих птиц.

Существует соглашение между РФ и США о сотрудничестве в области изучения и охраны окружающей среды.

При ООН созданы специализированные органы,  в том числе:

1. ЮНЕСКО - организация по проблемам  образования, культуры, решает вопросы образования подготовки кадров по охране природы.

2. ФАО - по вопросам продовольствия  и с/х.

3. ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения.

4. МСОП - международный союз охраны  природы, объединяет 4 6 государств, имеет  б постоянных комиссий со штаб-квартирой в городе Морж (Швейцария). Он подготавливает соглашения, конвенции; организует консультации по вопросам охраны природы. Разрабатывает и распространяет новейшие научные и научно-технические достижения в области охраны природы, готовит проекты по выбору территорий для биосферных заповедников и национальных парков.

Поскольку народы, страны и окружающая среда находятся в более тесной зависимости друг от друга, чем это обычно представляют, все решения должны приниматься в контексте холистического (целостного) подхода. Действия, направленные на достижение узко ограниченных целей,  скорее всего,  контрпродуктивны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4

приоритетные экологические ПРОБЛЕМЫ БЕЛАРУСИ ;v

и регионалыШе Особенности ...

их РЕШЕНИЯ ;      j

4.1. Приоритетные экологические проблемы1 Беларуси,

Как было отмечено ранее, экологическая ц$0ЯсЩ рассматривается-как ситуация во.взаимоотношениях человека и природы, которая характеризуется неблагоприятным для здоровья людей состоянием природной среды, истощением .природно-ресурсного потенциала, снижением биологического и ландшафтного разнообразия.

Экологическая ситуация в Беларуси напрямую завиг : сит от функционирования.народнохозяйственного,комплекса страны, внешних источников воздействий, Наличия . изначально присущих природной среде неблагоприятных, для человека состояний, а также не решенных в прошлом проблем. Масштабы распространения и величины вызы^; ваемых негативных последствий на территории;страну. определяют совокупность приоритетных экологически* проблем, связанных с загрязнением окружающей щщ-родной среды, истощением природ но-ресурсного, по-}, тенциала, риском, чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера (Окружающая среда..., 2004; Национальный доклад..., 2005). '

Проблемы, связанные с загрязнением окружающей^ природной среды. К ним относят радиоактивное загряз,-г нение территории, загрязнение атмосферного воздуха го-,.] родов, подземных и поверхностных вод, накопление от*|! ходов, особенно токсичных. .. Ш

7 -Рд^цо^/ицвное загрязнение территории. Основной ГШОгД блемой как по Шсштаоам~распространения, так й, по.$гьщ тратам на ее решение является проблема радиоактивного/? загрязнения территории республики. Зона загрязнения цезием-137 на начало 2005 г. охватывала 19,8% от общей площади страны .(Охрана окружающей...••20.05). Данному загрязнению подверглось 14,9%' сельскохозяйственных угодий и 21,8% лесньгх земель,;В пределах; зоны проживает примерно 1,3 млн человек.

Сбор дикорастущих даод и грибов загрязненных лесах, а;также выоащивацие-пищевых продуктов;,на загрязненных- . радиоактивными, веществами. сельскохозяйственных землях создает риск их-, соответствующего загрязнения. За. период с 2000.по 2004 г,..доля- пищевых продуктов, не отвечаюдшх гигиеническим нормам, на-.со -держание радиолуклидод, изменялась. от-.1;6% .в 2003. г. до 3$% в 2001 т. Вместе с тем,по сра-внец-ию с 90-ми годами прошлого^-столе'Шя уровни радиоактивного загрязнения продуктов в, делом снизились. В тот период они составляли до 4,5%. (Окружающая среда..., 1998).

; Q течением времени в силу естественного, распада радиоактивных элементов.зона радиоактивного загрязнения- уменьшилась. Так, за период с 1986 по 2004 г. ее площадь сократилась на 17%. Данный процесс будет про-до л Даться..Так, к 2020 г. она- уменьшится по сравнению с первоначальным, состоянием в 1,8-раза-и составит около, 14% от.территории.страны (Прогноз..., 2004), Одна.-» ко и данный уровець.следуетч рассматривать', как весьма значительный. Поэтому, несмотря на снижение площади радиоактивного загрязнения * масштабы данной проблемы останутся достаточными для тот, чтобы оцени-• ваты-ее как,, основную для Беларуси на далекую перс-\ пективу., • ,: .: , , < ,,.    .

Параллельно-. с позитивным процессом сокращения. | площади радиоактивного загрязнения в целом в отдельных | частях ..загрязненной территории; наблюдается -негативное 1 рлени9{л-г;<повьщдение активности трансуранового элемент 1:1й..шерици-Яг241;4^т.рр^ продолжатся до 2060 г. Относится 14 згапреимущественнр.^зрне отчуждения* . ?и .. ЩI Решение проблемы t радиоактивного загрязнения тер-- р^лто^и пр^вод^т^я ;в, соответствии с действующей, в,.Беларуси;;; Государственной (.программой по преодолению ||}0,(?д^дс5гви]й|катастрофы, на Чернобыльской АЭС на 2Q01—

2005 гг. и на период до 2010 г. Оно  включает дезактива-ционные мероприятия, утилизацию и захоронение радиоактивных отходов, реализацию защитных мер по безопасному ведению сельского и лесного хозяйства на загрязненных землях, реабилитацию загрязненных территорий и содержание зон отчуждения и отселения.

Затраты на ликвидацию неблагоприятных последствий радиоактивного загрязнения в последние годы составляют примерно 1% от ВВП (Национальная стратегия..., 2004). На решение остальных проблем охраны окружающей среды расходуется около 1,6% от ВВП. Тем самым по уровню затрат проблема радиоактивного загрязнения территории сопоставима со всеми остальными экологическими проблемами Беларуси вместе взятыми. Примерно такие же расходы планируются и в дальнейшем.

Загрязнение атмосферного воздуха городов. Тенденция к сокращению объема выбросов загрязняющих веществ, которая наблюдалась в предыдущее десятилетие, с 2002 г. сменилась последовательным увеличением данного объема. В соответствии с этим происходил и рост количества городов с повышенными и высокими уровнями загрязнения атмосферного воздуха. Если в 2001 г. всего в стране насчитывалось 5 таких городов, то в 2002-2003 гг. — 7, в 2004-2005 гг. — 9 (табл. 4.1).

Об увеличении загрязнения атмосферного воздуха городов за пятилетие свидетельствует и динамика среднегодовых значений ИЗА. Если в 2001 г. его среднее значение для городов Беларуси составляло 4,8, что соответствует низкому уровню загрязнения, то в 2005 г. — 5,7, что характеризует уровень загрязнения как повышенный.

Информация о работе Биосфера и человечество