Биография Д.С.Лихачёва, его вклад в культуру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 18:09, реферат

Описание работы

Д.С. Лихачев родился в Петербурге 15 (28) ноября 1906 г. Учился в лучшей классической гимназии Петербурга - гимназии К.И. Мая, в 1928 г. окончил Ленинградский университет одновременно по романо-германскому и славяно-русскому отделениям и написал две дипломные работы: "Шекспир в России в XVIII веке" и "Повести о патриархе Никоне". Там он прошел солидную школу у профессоров В.Е. Евгеньева-Максимова, приобщившего его к работе с рукописями, Д.И. Абрамовича, В.М. Жирмунского, В.Ф. Шишмарева, слушал лекции Б.М. Эйхенбаума, В.Л. Комаровича. Занимаясь в пушкинском семинаре профессора Л.В. Щербы, освоил методику "медленного чтения", из которой впоследствии выросли его идеи "конкретного литературоведения". Из философов, оказавших на него в то время влияние, Дмитрий Сергеевич выделял "идеалиста" С.А. Аскольдова.

Содержание работы

Биография Д.С.Лихачёва, его вклад в культуру…………….3
Этические взгляды Д. С. Лихачева………………………….21
Экология культуры…………………………………………..35
Список литературы…………………………………………………51

Файлы: 1 файл

экология (Восстановлен).doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

Одних запрещений, инструкций и досок с указанием "Охраняется государством" недостаточно. Надо, чтобы факты хулиганского или безответственного отношения к культурному наследию неукоснительно разбирались в судах и виновных строго наказывали. Но и этого мало. Совершенно необходимо в программе средней школы ввести преподавание краеведения с основами биологической и культурной экологии, шире создавать в школах кружки по истории и природе родного края. К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать.

Итак, экология культуры!

Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры, к тому же весьма принципиальное.

До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно  очистить загрязненные реки и моря, можно восстановить леса, поголовье  животных, конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений. Удалось же восстановить зубров – и на Кавказе, и в Беловежской пуще, даже поселить в Бескидах, то есть там, где их раньше и не было. Природа при этом сама помогает человеку, ибо она "живая". Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, нанесенные ей извне: пожарами, вырубками, ядовитой пылью, сточными водами.

Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.

Можно создать макеты разрушенных зданий, как это было, например, в Варшаве, но нельзя восстановить здание как "документ", как свидетеля эпохи своего создания. Всякий заново отстроенный памятник старины будет лишен документальности – это только "видимость". От умерших остаются портреты. Но портреты не говорят, они не живут. В известных обстоятельствах "новоделы" имеют смысл и со временем сами становятся "документами" эпохи, той эпохи, когда они были созданы. Старе Място или улица Новый свят в Варшаве навсегда останутся символом патриотизма польского народа в послевоенные годы.

"Запас" памятников  культуры, "запас" культурной  среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей  скоростью. Техника, которая сама  является продуктом культуры, служит  иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению ее жизни. Бульдозеры, экскаваторы, строительные краны, управляемые людьми бездумным и, неосведомленными, уничтожают и то, что в земле еще не открыто, и то, что над землей, – уже служившее людям. Даже сами реставраторы, руководствуясь своими собственными, недостаточно проверенными теориями или современными представлениями о красоте, становятся в большей мере разрушителями памятников прошлого, чем их охранителями. Уничтожают памятники и градостроители – особенно если они не имеют четких и полных исторических знаний. На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые и оттого кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей. Градостроителям, как никому, нужны знания в области экологии культуры.

В первые годы после Великой  Октябрьской революции краеведение  переживало бурный расцвет. По различным  причинам в тридцатые годы оно  почти прекратило свое существование, специальные институты и многие краеведческие музеи были закрыты. А краеведение как раз и воспитывает живую любовь к родному краю и дает те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах. На его основе можно серьезнее и глубже решать местные экологические проблемы. Давно высказывалось мнение, что краеведение следует ввести в качестве дисциплины в школьные учебные программы. До сих пор этот вопрос остается открытым.

Чтобы сохранить памятники  культуры, необходимые для "нравственной оседлости" людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной.

 

 

Список литературы

  1. Князевская О. А. Вопросы палеографии и кодикологии в трудах академика Д. С. Лихачева: (к 80-летию со дня рождения) / О. А. Князевская, Н. И. Толстой // Археографический ежегодник за 1986 год. — М., 1987. — С. 143—147.
  2. Луков Вл. А. Академик Д. С. Лихачев и его концепция теоретической истории литературы. — М.: Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина, 2011. — 116 с. — 100 экз. 
  3. Луков Вл. А. Д. С. Лихачев и его теоретическая история литературы // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — № 4. — С. 124-134.
  4. Робинсон М. А., Сазонова Л. И. Дмитрий Сергеевич Лихачев: Жизненный путь и научная судьба: К 100-летию со дня рождения // Славянский альманах, 2006 / Редколл.: Т. Вендина, К. Никифоров, М. Робинсон, В. Хорев, А. Шемякин. — М.: Индрик, 2007. — С. 394-422. — 496 с. — 500 экз. — 



Информация о работе Биография Д.С.Лихачёва, его вклад в культуру