Автомобильный транспорт как источник загрязнения окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 21:16, контрольная работа

Описание работы

Автомобильный транспорт один из основных источников загрязнения окружающей среды. Его вклад в загрязнение окружающей среды, в основном атмосферы составляет 60-90%.
В России в местах повышенного загрязнения воздуха проживают 64 млн. человек, а государственные затраты на охрану природы составляют доли процента бюджета. Несмотря на обвальное сокращение производства, состояние окружающей среды РФ постоянно ухудшаются.

Файлы: 1 файл

I глава.docx

— 38.78 Кб (Скачать файл)

В придорожном пространстве примерно 50 % выбросов свинца в виде микрочастиц сразу распределяются на прилегающей поверхности. Остальное количество в течение нескольких часов находится в воздухе в виде аэрозолей, а затем также осаждается на землю вблизи дорог. Накопление свинца в придорожной полосе приводит к загрязнению экосистем и делает близлежащие почвы непригодными к сельскохозяйственному использованию. Добавление к бензину присадки Р-9 делает его высокотоксичным. Разные марки бензина имеют различное процентное содержание присадки. Чтобы различать марки этилированного бензина, их окрашивают, добавляя в присадку разноцветные красители. Неэтилированный бензин поставляется без окрашивания (табл. 3).

 

 

Таблица 3.

Некоторые показатели физико-химических свойств автомобильных бензинов по ГОСТ 2084 – 77 и ОСТ 38.01.9 – 75

 

Показатели качества

А-76

Аи-93

Аи-95

Аи-98

Октановое число, не менее:

По моторному методу

По исследовательскому методу

 

76

-

 

85

93

 

-

95

 

89

98

Содержание (масса) свинца, г/кг бензина, не более 

0,24

0,50

-

0,50

Содержание (массовая доля) серы, %, не более 

0,10

0,10

0,05

0,10

Цвет этилированного бензина 

Желтый

Оранжевый

-

Синий


 

В развитых странах мира применение этилированного бензина ограничивается или уже полностью прекращено не только по причине высокой токсичности присадки Р-9, но и из-за его несовместимости с каталитическими нейтрализаторами отработавших газов. Достаточно одной заправки этилированным бензином, чтобы вывести из строя активный слой дорогостоящего нейтрализатора и датчика свободного кислорода (Х-зонда), т.е. лишить автомобиль инструментов подавления СО, СН, NOX и стехиометрического дозирования топлива с последующими непредсказуемыми последствиями, вплоть до возгорания автомобиля.

Негативное воздействие  на экосистемы оказывают не только рассмотренные компоненты отработавших газов двигателей, выделенные в восемь групп, но и сами углеводородные топлива, масла и смазки. Обладая большой способностью к испарению, особенно при повышении температуры, пары топлив и масел распространяются в воздухе и отрицательно влияют на атмосферный воздух.

Загрязнение ГСМ

Загрязнение окружающей среды, образующееся при эксплуатации автомобильных  дорог, по видам загрязнения можно  разделить на загрязнение, обусловленное  движением транспортного потока, и загрязнение, вызванное материалами, применяемыми при содержании дорог. Кроме загрязнения атмосферы  отработавшими газами автомобилей, которое было рассмотрено выше, загрязнение  от движущегося транспортного потока включает в себя загрязнение токсичными продуктами истирания дорожных покрытий и автомобильных шин, твёрдыми частицами  выхлопных газов ГСМ, мусором  и т. д. Загрязнение, вызванное содержанием  дорог, представляет собой загрязнение  солями при зимней борьбе с гололёдом, пестицидами при уничтожении  растительности на обочинах и откосах, различными средствами при борьбе с  пылеобразованием на дорогах с переходными  и низшими типами покрытий. Загрязнение  при эксплуатации автомобильных  дорог по степени воздействии  можно разделить на следующие  категории:

1) хроническое (постоянное) загрязнение (продуктами сгорания, истирания покрытий и шин, мусором,  ГСМ возле пунктов технического  обслуживания дорожного движения);

2) периодическое (сезонное) загрязнение, в зависимости от  времени года (противогололёдными солями зимой, пестицидами и средствами для борьбы с пылеобразованием летом);

3) случайное загрязнение,  образующееся в результате аварий  и ДТП. 

 

При движения автомобилей  по дороге происходит изнашивание автомобильных  шин, тормозных прокладок и истирание  асфальтобетонных покрытий. При истирании  автомобильных шин происходит в  основном загрязнение придорожной  полосы кадмием, который добавляется  к резине для ускорения процессов  вулканизации. Содержание кадмия значительно  увеличивается при истирании  старых шин с восстановленным  протектором. Кадмий – весьма токсичный  элемент, способный накапливаться  в организме человека и поражать его внутренние органы.

 

 Очень опасной для  здоровья человека является канцерогенная  асбестовая пыль, образующаяся при  изнашивании тормозных прокладок  и истирании асфальтобетонных  покрытий, содержащих асбест. В связи  с этим необходимо ужесточить  контроль за использованием в  верхних слоях асфальтобетонных  покрытий асбестосодержащих материалов  вплоть до их запрещения.

 

 В процессе наружной  мойки автомобилей частицы различных  нефтепродуктов, находящиеся на  поверхности деталей, узлов и  агрегатов, смываются водой, попадают  в почву и водоёмы. При отсутствии  специально оборудованных моечных  установок беспорядочная мойка  автомобилей в придорожных водоёмах  наносит большой ущерб окружающей  среде. 

 

 Значительны потери  горюче-смазочных материалов при  заправке автомобилей, подтекании сальников; токсичными веществами являются также отработанные электролиты аккумуляторных батарей, содержащих свинцовый шлам, низкозамерзающие жидкости (антифризы), в состав которых входит ядовитый этиленгликоль. Более сложной задачей является защита окружающей среды от случайного загрязнения в результате ДТП, предсказать которые на протяжении автомобильной дороги довольно затруднительно, в то время как загрязнение прилегающей местности ГСМ в результате аварий автомобилей на дорогах весьма значительно. Загрязнённая нефтепродуктами вода становится непригодной для хозяйственного использования. Например, при концентрации 0,1 мг/л вода становится непригодной для питья, при концентрации 0,005 мг/л – непригодной для рыборазведения. Иначе говоря, 1 л нефтепродуктов делает непригодной для использования 1 млн. л воды, а этого количества человеку хватило бы на 5 лет.

 

 Изменение концентрации  нефтепродуктов в водоёмах при  постоянном загрязнении имеет  временной ход, который характеризуется  наличием весеннего максимума  концентрации. Это связано с поступлением  ГСМ в водоёмы, в частности,  в результате их накопления  в снегу на обочинах дорог  и стекания при весеннем таянии. В условиях Сибири, особенно её  северной и северо-восточной части,  вследствие недостаточного количества  постоянных автомобильных дорог,  большое распространение имеют  зимние автомобильные дороги (автозимники). На значительном протяжении они  бывают проложены по льду сибирских  рек, поэтому автозимники также  являются вероятным источником  поступления нефтепродуктов в  водоёмы в результате таяния  снега и льда.

 

 

 

 

 

Шум

    1. Что такое шум и его характеристика

 

На нашей планете  жизнь организмов проходит в мире звуков. Например, орган слуха человека приспособлен к некоторым постоянным или повторяющимся шумам (слуховая адаптация). Сильный шум отрицательно сказывается на здоровье человека. Исследованиями доказано воздействие шума и на растения и животные.  Что же такое шум?

Шум – это совокупность звуков различной частоты и интенсивности, беспорядочно сочетающихся и изменяющихся во времени. Звук – это механическое колебание упругой (воздушной среды с частотой от 20 гц (герц) до 20 кГц (килогерц). Звуковая волна несет с собой звуковое давление, измеряемое в паскалях или Ньютонах на м2 (1 Па = 1 Н/м2) и звуковую энергию, измеряемую в Ваттах на м2 (Вт/м2).

Любой шум характеризуется  определенным частотным составом или  спектром. В зависимости от спектра  все шумы делят на три класса:

а) низкочастотный – до 350 Гц;

б) среднечастотный – от 350 до 800 Гц;

в) высокочастотный – свыше 800 Гц.

В производственных условиях наиболее часто встречаются  шумы в диапазоне от 45 Гц до 11 кГц. Орган слуха человека различает  кратность изменения звуковых давлений. Величину звуковых давлений измеряют и нормируют в децибеллах (дБ). Ноль децибел соответствует звуковому давлению 2 х 10-2 Па, что приблизительно соответствует порогу слышимости тона частотой 1000 Гц.

Ухо человека ощущает  звуковое давление от 2 х 10-5 до 2 х 102 Па (Н/м2). Весь диапазон слышимых человеком звуков укладывается в 150 дБ.

В зависимости от источника шум делится на бытовой, уличный и производственный.

    1. Воздействие шума на организм человека

 

Независимо от происхождения  шум, как правило, это вредный  фактор, воздействующий на весь организм. Естественно, что бытовой и уличный шумы действуют на человека, но это действие временное, т.е. ненаправленное. В городских условиях основным источником шума является транспорт и его интенсивность зависит от качества магистралей (табл.1).

Таблица 1

Уровни  шума городских магистралей

Категория улиц и  дорог

Шумовая характеристика транспортного потока, дБ

1. Скоростные дороги

87

2. Магистральные улицы  общегородского значения с непрерывным движением

85

3. Магистральные улицы  общегородского значения с регулируемым движением

82

4. Магистральные улицы  районного значения

81

5. Магистральные дороги  с грузовым движением

84

6. Дороги промышленных  и коммунально-складских районов

81


 

В отличие от уличного шума, производственный шум сопровождает человека постоянно в течении  рабочей смены на протяжении всего  его трудового процесса.

В настоящее время  трудно назвать отрасль промышленности, в которой не имелось бы цехов или участков с повышенными уровнями шума на рабочих местах. Так, например, на рабочих местах токарей уровни шума составляют 84 дБ, фрезеровщиков – 93 дБ, кузнецов-штамповщиков – 115 дБ. На заводах железобетонных конструкций шум достигает 105-120 дБ. Шум является одной из ведущих профессиональных вредностей в лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности (85-105 дБ), на прядильных и ткацких производствах (92-110 дБ) и ряде других.

Окружающие человека шумы имеют разную интенсивность: разговорная речь – 50…60 дБ, автосирена – 100 дБ, шум двигателя легкового автомобиля – 80 дБ, громкая музыка – 7- дБ, шум от движения трамвая – 70-80 дБ, шум в обычной квартире – 30…40 дБ.

В биологическом  отношении шум является заметным стрессовым фактором, то есть способен вызвать срыв приспособительных  реакций. Звуковой (шумовой) стресс может  приводить к разным проявлениям: от функциональных нарушений регуляции  ЦНС (центральной нервной системы до нарушений в разных органах и тканях организма.

Индивидуальная  чувствительность к шуму составляет 4…17%. Женский и детский организм особенно чувствительны к шуму. Высокая индивидуальная чувствительность может быть одной из причин повышенной утомляемости и развития различных неврозов.

Шум оказывает влияние  на весь организм человека: угнетает ЦНС, вызывает изменение скорости дыхания  и пульса, способствует нарушению  обмена веществ, возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической болезни и может привести к профессиональным заболеваниям.

Шум с уровнем  звукового давления до 30…35 дБ привычен для человека и не беспокоит его. Повышение этого уровня до 40…70 дБ в условиях среды обитания создает значительную нагрузку на нервную систему, вызывая ухудшение самочувствия и при длительном воздействии может быть причиной неврозов.

Особо следует отметить расстройство функции вегетативной нервной системы. После длительного шума у рабочих изменяется ритм дыхания, ритм сердечных сокращений. Изменяются двигательная и секреторная деятельность желудочно-кишечного тракта, гиперсекреция отдельных желез внутренней секреции. К вегетативным расстройствам следует отнести повышение потливости вообще и особенно стоп, кистей.

Специфическое воздействие  шума проявляется в расстройстве функции органа слуха. Воздействие шума уровнем свыше 75 дБ может привести к потере слуха – профессиональной тугоухости. При действии шума высоких уровней (более 140 дБ) возможен разрыв барабанных перепонок, контузия, а при высоких (более 160 дБ) и смерть.

Шум угнетает иммунные реакции организма, снижает защитные функции последнего. Это видно  на примере значительно более  высокой заболеваемости простудными  и инфекционными заболеваниями (на 20-50%).

Головная боль, головокружение, расстройство сна –  постоянные жалобы лиц, подвергшихся длительному воздействию шума.

Таким образом, шум  в основном отрицательно влияет на здоровье человека.

 

 


Информация о работе Автомобильный транспорт как источник загрязнения окружающей среды