Антропоуентризм и экоцентризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:38, контрольная работа

Описание работы

Установить правильные взаимоотношения с природными процессами, обеспечивающими устойчивое поддержание жизни на нашей планете, можно лишь на основе знания законов формирования и поддержания активного функционирования биологических систем, обеспечивающих глобальный круговорот веществ.
Развитие технологии, расхищение природных богатств, уничтожение животных, загрязнение окружающей среды привело к истощению природных ресурсов и поставило человечество перед глобальным экологическим кризисом. Cтало очевидно, что необходимы новые мировоззренческие ориентиры, которые бы не противопоставляли человека природе.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………………………3
2. Закон экологического образования и воспитания. Антропоцентризм и экоцентризм………………………………………………………………......…4-5
3. Законы экологии Коммонера………………………………………………..…6
4.Формирование и развитие человека и биосферы………………………….7-13
5.Заключение..........................................................................................................14
6.Список источников и литературы……………………………………………15

Файлы: 1 файл

экология.docx

— 37.51 Кб (Скачать файл)

Вся сложная и противоречивая история развития мировозр-енческих представлений о взаимодействии природы и общества (консервационизм, русский космизм, учение о ноосфере, универсальная этика и биоцентризм) свидетельствует о движении человечества к новому типу экологического сознания — эко-центризму, к пониманию необходимости коэволюции человека и биосферы.

       На высоком  научном уровне четкое обоснование  единства человека и биосферы  и неизбежность ее эволюционного  превращения в сферу разума  — ноосферу было сделано В.  И. Вернадским, одним из величайших  мыслителей XX в.

        Экоцентризм характеризуется следующими основными особенностями (Дерябо, Ясвин, 1966):

     1. Высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы. Человек — не собственник природы, а один из членов природного сообщества.

    2. Отказ от иерархической картины мира.

    3.Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества.

    4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.

    5. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы.

    6. Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства.[3]

   В последние годы  в нашей стране и за рубежом  начал разрабатываться свод основных  экологических положений и принципов,  которые, по мнению их авторов,  должны соблюдаться на всех  уровнях жизни человека — от индивидуальной до общечеловеческой. Среди них значительный интерес представляют основные положения «биосферной этики», разработанные с позиций экоцентризма российским ученым Ф. Я. Шипуно-вым (1990):

  • Прежде всего не должно делать — много или мало — и выбрасывать в биосферу отравляющие вещества — ядохимикаты, фреоны, полихлорбифенилы и весь им подобный арсенал искусственного химического мира, который никогда не существовал в окружающей среде. Потому что всякое из этих веществ, взаимодействуя с природными, порождает в биосфере десятки и сотни других, так называемых парагенетических веществ («пара» — рядом, около), многие из которых становятся более ядовитыми, чем исходные.

... Следует воспроизводить... естественные вещества и материалы,  которые обычны в биосфере  и разлагаются микроорганизмами, т. е. естественным путем.

  • Не должно повышать радиационный уровень биосферы, выбрасывая в нее искусственные радиоактивные изотопы от атомной энергетики и промышленности.
  • Не должно к тому же добавлять в собственную среду новые электромагнитные поля, так как они не исчезают бесследно и сказываются на каждом живом существе.
  • Не следует растрачивать «основной капитал» энергии биосферы и ее окружения, потому что в них нет ни одной калории лишней энергии, которая могла быть использована даром и без последствий.
  • Нельзя уничтожать и разрушать виды твердых, газовых и жидких минералов, виды растений и животных, потому что они есть не только продукт физико-химического и биологического равновесия, но и носители этого равновесия, определяющие организованность биосферы.
  • Оберегать как драгоценное наше состояние, как продукт длительного планетно-космического процесса.
  • Не следует тем более уничтожать и разрушать любые подразделения биосферы — луга, леса, болота, реки, озера, эстуарии, заливы, моря и т. п. ... где сложным образом взаимосвязаны и взаимодействуют разные виды живой и неживой природы...
  • Не должно создавать организованность биосферы техническими средствами... потому что это есть отказ от более совершенной организованности природы в пользу менее совершенной, это есть перевод биосферы на более низкую качественную ступень...

   В самой простой форме принципы биосферной этики (по Ф. Я. Шипунову) таковы: уважение ко всему живому (и, в частности, к человеку), уважение к природе, т. е. биосфере и ее окружению, и уважение к Космосу. [4]

 

 

 

 

Заключение

      В рамках экоцентризма защита дикой природы проводится не для достижения каких-либо целей, имеющих ценность с точки зрения человечества, а ради самой природы. Таким образом, создание охраняемых природных территорий предполагает отсутствие научного, рекреационного или какого-либо другого контроля и использования этих территорий и предоставления природным процессам полной свободы.

   Экоцентризм выходит за рамки собственно природоохранного движения, и представляет собой ключевое понятие философии глубинной экологии.              Экоцентризм противостоит антропоцентризму.

    Становление ноосферы и нового экологического сознания будет длительным, «противоречивым и мучительным и потребует новых принципов нравственности, среди которых решающее значение будет иметь переход от принципа количественного роста, беспредельного, примитивного накопления материальных богатств за счет разрушения биосферы Земли к принципу возвышения разума и духа при сдержанном, лишь необходимом материальном достатке» (Войткевич, Вронский, 1996)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

1. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ecolog/441/ЗАКОНЫ

2. http://www.ecology-portal.ru/publ/15-1-0-555

3. http://shporiforall.ru/shpory/68-po-ekologii/3-znachenie-ekologicheskogo-obrazovaniya-i-vospitaniya-antropocentrizm-i-ekocentrizm-zakony-kommonera.html

1 http://shporiforall.ru/shpory/68-po-ekologii/3-znachenie-ekologicheskogo-obrazovaniya-i-vospitaniya-antropocentrizm-i-ekocentrizm-zakony-kommonera.html

2 http://dic.academic.ru/dic.nsf/ecolog/441/ЗАКОНЫ

3 http://www.ecology-portal.ru/publ/15-1-0-555

4 http://www.ecology-portal.ru/publ/15-1-0-555

 


Информация о работе Антропоуентризм и экоцентризм