Язык телодвижений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:22, реферат

Описание работы

Независимо от культурного уровня человека, слова и сопровождающие их движения совпадают с такой степенью предсказуемости, что некоторые ученые утверждают, что хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение делает его собеседник в момент произнесения той или иной фразы. Следовательно, чтобы понять смысл высказывания, недостаточно проникнуть в смысл слов, необходимо понять чувства говорящего, проанализировать его неречевое поведение. Исследования психологов показывают, что эмоции не только зависят от ситуации общения, но и сами оказывают существенное влияние на его развертывание, на проявление эмоционального облика каждого из участников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3

Место невербальных средств в процессе общения…………………..4

Мимика………………………………....………………………..……...5

Маски…………………………….………………………………..…….7

Жесты..…………………….…………………………….……………....8

Выражение лица и этикет.……………………….………………..……8

Лицо говорит……………………………………………………....……9

Жесты – национальная черта…………………………………………10

Заключение……………………………………………………………..12

Литература………………………………….…….……………………..13

Файлы: 1 файл

Реферат на тему «Психология мимики и жестов».docx

— 33.16 Кб (Скачать файл)

Исследователи жестовой коммуникации различают жесты, замещающие речь, и  жесты сопровождающие ее. Можно сказать “ До свидания! ” и пожать руку, в некоторых случаях (но не всегда) ограничиваются рукопожатием - поклоном. В одних ситуациях речевого этикета появляются больше жестов, в других меньше. В одних ситуациях допустимо полное замещение реплик, в других - нет. Нельзя, например, кого - то поздравить только пожатием руки, здесь нужны и соответствующие фразы.

Но если внимательно приглядеться к самым распространенным ситуациям приветствия и прощания, то можно построить своеобразный “ синонимический ” ряд: кивок, легкий поклон, глубокий поклон, приподнимание головного убора, рукопожатие, похлопывание по плечам, объятие, поцелуй и т. д. И, конечно же, каждый жест отличается “ стилистикой ”, и всякий раз мы выбираем наиболее уместный в данной обстановке.

Выражение лица и  этикет.

Стоит посмотреть в витрину  магазина и поймать собственное  отражение, как мы его автоматически меняем. Нет ли ненужной угрюмости, достаточно ли оно доброжелательно, приятно ли окружающим? Благоприятное выражение собственного лица тоже стоит довести до автоматизма.

Улыбка предназначена  другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Поэтому психологи советуют: почаще улыбайтесь.

Мимика и жесты также  выражают чувства человека:

а) одобрение/неодобрение;

б) согласие/несогласие;

в) решительность/нерешительность;

г) сочувствие/равнодушие;

д.) восторг/отчаяние;

е) терпимость/нетерпимость (рассерженность, удивление, растерянность, вопрос

и др.).

Иначе говоря, неязыковые средства нашего общения облегчают взаимное приспособление друг к другу и создают возможность координировать совместные действия. Выражения не языковыми средствами своих намерений, чувств и состояний зависит от культуры человека. Поэтому, анализируя неязыковые средства общения, необходимо ответить на вопрос: что выражают, как выражают, для чего выражают.

Поскольку неязыковые средства - знаки общения, то каждый из нас  должен научиться их расшифровывать  и выработать  для себя систему эталонов неречевого поведения. А это значит - перевести язык движений на язык слов с целью анализа состояний человека, которые стоят за этими неязыковыми средствами.

Следует помнить, что жесты  и мимика - лишь дополнение к человеческой речи. Даже при самом активном темпераменте следует воздерживаться от бурного жестикулирования. Сходство с ветряной мельницей не украшает человека. Итак, язык “ внешнего вида ” в устной речи - это одно из средств обратной связи (мимика, интонация, жесты, взгляд). Главное, к чему необходимо стремиться при обучении устной речи в начальной школе, - научить детей вежливо вести себя во  время общения: говорить, глядя на слушающих, держать себя так, чтобы не отвлекать внимание слушающих своим внешним видом (не делать ненужных движений, не дергаться, не размахивать руками, не смотреть на пол или в одну точку), а, наоборот, если есть такая возможность, подчеркивать взглядом, мимикой главное в излагаемом, свое отношение к нему, дополняя сказанное скупым и точным жестом (а иногда и заменяя жестом некоторые слова).

 

Лицо говорит.

Иногда ты можешь определить, что человек думает или чувствует, просто взглянув на его лицо. А то, что написано на нашем лице, называют выражением. Мы очень много можем выразить и высказать, не произнеся при этом ни слова. А какие разнообразные движения мы делаем руками. По сути, наше тело собственный язык. Если провести наблюдение за жестовым сопровождением объяснения опытного учителя, то можно сделать вывод об его индивидуальном стиле речевой деятельности. Это можно показать на примере двух учителей разных школ.

1) Школа N625 (Москва), учительница  начальных классов П. (стаж 15 лет).

Жесты и мимика - естественные элементы ее поведения. Диапазон движений учительницы ограничен: пользуется исключительно рационально. Наряду с указательными и описательными жестами пользуется эмоциональными: вытянутая рука, движения руками и головой. Ритмически согласованные с интонацией, ударениями и паузами, они помогают малышам сосредоточивать внимание на тех или иных “ударных” частях объяснения учителя или ответа ученика. Когда ей нравится ответ, она обязательно обращает внимание всех детей, подняв указательный палец вверх, а дети, характеризуя ответ своего товарища, обязательно подчеркивают это место. Движениями рук сверху вниз учительница как бы дирижирует классом, “заражая” его в нужных моментах своей энергией. Жесты учителя всегда вызывают аналогичные скрытые движения у ребят.

2) Школа N46 (Малаховка Московской  области), учитель начальных классов  Д.

Нельзя точно сказать, как учительница пользуется жестикуляцией. Движения хаотичны, часто не вызваны внутренней потребностью. Мы никогда не задумываемся над тем, какое дисгармонирующее чувство могут вызвать жесты. Но, понаблюдав за жестами этого человека, можно понять, как важно продумывать даже такие “мелочи”. Все объяснения сопровождаются почему - то сжатым кулаком, она им пользуется вместо указки. Это производит неприятное впечатление.

Это интересно.

700000 жестов. (Сколько разных  движений можно сделать руками). У нас 10 пальцев и каждый  палец сгибается в трех местах. Кроме того, каждая рука подвижна в запястье. А если двигать к тому же и локтем, и предплечьем, то можно придать руке и пальцам еще более разных положений.

Один специалист подсчитал, сколько различных движений и  положений доступно рукам. Он утверждает, что их 700000!

 

Жесты – национальная черта.

Язык жестов сугубо национален. Хорошо известно, что интенсивность жестикуляции у представителей восточных и южных народов значительно выше, чем у народов Северной и Восточной Европы. Так, например, в речевом поведении арабов жесты, мимика и звуковысотные характеристики голоса задействованы в гораздо большей степени, чем у русских. У многих народов Европы, а также американцев и канадцев, предки которых вышли из Старого Света, жесты и мимика имеют много общего. И поэтому даже при слабом знании языка человек в чужой стране может легко объясниться с помощью жестов. Иначе ситуация складывается подчас при общении людей, принадлежащих к культурам, которые на протяжении своей истории мало соприкасались друг с другом. Так, например, у русских вращательное движение указательным пальцем на уровне пояса имеет значение «закругляйся, хватит болтать»; египтянин же может понять его, наоборот, как призыв продолжить разговор, так как вращательное движение указательным пальцем перед ртом в Египте означает «говори дальше». Жест отрицания поворотом головы направо и налево имеет почти всеобщее распространение и, по мнению некоторых ученых, обусловлен физиологически (поскольку именно так младенец отказывается от материнской груди, если он не хочет есть); вместе с тем, например у греков и болгар, отрицание выражается совершенно по-другому, что вызывает естественные трудности при общении с ними: вместо того, чтобы поворачивать голову направо и налево, они резко поднимают ее вверх.

Согласно европейскому этикету  умение контролировать свою жестикуляцию, мимику, интонацию и громкость  голоса является показателем хорошего воспитания. Повышенная жестикуляция и более выразительная мимика допустимы и естественны в  ситуациях особого эмоционального подъема и переживания. Неприятной для вас может оказаться привычка вашего собеседника крутить что-то в руках, стучать пальцами по столу, потягиваться, почесываться или ерзать на стуле. Незанятые руки во время  разговора нужно держать спокойно. Если вы сидите за столом, то считается  крайне неприличным держать руки под столом, а если разговор происходит стоя, не забудьте вынуть руки из карманов, не закладывайте их за спину или за ремень. Для тех людей, кто не может справиться с укоренившейся с детства навязчивой привычкой крутить что-то в руках, можно порекомендовать пользоваться четками.

А китайцу, к примеру, ничего не скажут такие обычные для нас  жесты, как покручивание пальцем  у виска, многозначительное постукивание по лбу или глубокомысленное почесывание  в затылке. С другой стороны, многое в поведении и жестах китайцев для нас непривычно и не понятно, а иногда и просто неприятно. Некоторые  в Китае считают нормальным протягивать  для рукопожатия левую руку. Пожав  руку, благорасположенный к вам китаец часто долго не отпускает ее, иногда начинает ее раскачивать, похлопывать  сверху другой рукой, слегка тянуть вниз.

Многие китайцы имеют  привычку во время разговора трогать  своего собеседника за локоть или  плечо, поглаживать или теребить рукав, выражая тем самым дружелюбное  отношение к нему. Дело в том, что  традиционно телесный контакт на людях в Китае бал ограничен  бытовавшими в обществе строгими нравами. Видимо, поэтому прикосновение  в восприятии наследников традиционной культуры сразу открывает как  бы иное качество личных взаимоотношений, придавая им теплоту и доверительность, символизируя внимание и заботу.

В Японии взрослым людям  одного пола неприемлемо идти, держась  за руки, и уж совсем верхом неприличия считается, когда это делают мужчина  и женщина. Если пожилой японец с  улыбкой смотрит на молодую пару, ведущую себя подобным образом, то это  вовсе не значит, что он проявляет  к ней снисхождение. Улыбка в Стране восходящего солнца может означать что угодно: счастье, гнев, презрение, смущение, грусть. В тех же случаях, когда улыбка означает явный комплимент, здесь принято в ответ помахать у своего лица вперед и назад рукой.

Заключение.                              

Психологами установлено, что  в процессе взаимодействия людей  от 60 до 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40 % информации передается с помощью вербальных

Эти данные заставляют нас  задуматься над значением “невербалики”  для психологии общения и взаимопонимания  людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также  порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка - языка телодвижений, на котором  все мы разговариваем, даже не осознавая  этого.

Хотя общение посредством  языка телодвижений осуществляется в течение более миллиона лет, научное изучение этого явления  началось только в последние годы, и особую популярность оно получило в семидесятых годах XX века. И  можно предвидеть, что к концу  уже нашего века об этом явлении  узнают люди всего мира и, что языку  телодвижений и его значению для  общения людей станут специально обучать в учебных заведениях.

Фактически, окружающая действительность и люди, обитающие в ней, являются лучшим научным и испытательным  полигоном. Сознательное наблюдение за своими собственными жестами и жестами  других людей является лучшим способом исследования приемов коммуникации, используемых самым сложным и  интересным биологическим организмом - самим человеком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.                    

1. Казарцева О.М. Культура  речевого общения: теория и  практика. - М.,1999.

2. Леонтьев Л.А. Психология  общения. - М.,1998.

3. Белянин В.П. Введение  в психолингвистику. - М.,1999.

4. Аллан Пиз. Язык телодвижений. - Н.Новгород,1992.

5. Реформатский А.А. Введение  в языкознание. - М.,1998.

6. Речевые секреты / Под  ред. Т.А.Ладыженской. - М: Просвещение,1992.

7. Добрович А. Общение:  наука и искусство. - М: Знание,1980.

 


Информация о работе Язык телодвижений