Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:58, дипломная работа
В связи с этим необходимо в рамках учебного процесса организовать включение студента в реальную деятельность практикующих структур, решить вопрос о согласовании, совмещении форм практической деятельности с формами учебной деятельности. Практическая деятельность, в частности, имеет свою ролевую структуру, включающую клиента, заказчика и других, которая совпадает с ролевой структурой учебного процесса. Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод об актуальности данной проблемы, что и определило выбор темы нашего исследования – «Взаимосвязь самооценки, профессионально важных качеств с профессиональными предпочтениями психологов системы образования».
ВВЕДЕНИЕ
1.1. Профессиональное самосознание
1.2. Специфика становления  профессионального самосознания психолога
2 глава. Термин «профессиональные  предпочтения»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Важным в этом контексте 
выступает положение о том, что 
компетентный психолог должен, прежде 
всего, быть свободен от внутренних противоречий, 
то есть как раз способен к разрешению 
собственных психологических 
То есть, формирование мировоззрения психолога, фундаментом которого выступают гуманистические ценности, предполагает наравне с ярко выраженной ориентацией на другого человека, также ценность собственного «Я», его рефлексии и саморазвития (Краснощеченко И.П., 2007). В связи с этим, особые требования к будущему специалисту в области психологии, должны распространяться на сферу самосознания, функции которого направлены на формирование адекватного образа себя, в том числе как профессионала.
Повышенный интерес к 
проблеме профессионального самосознания 
психолога проявляют разные авторы, 
как с позиции психологов-
На этапе выбора личностью профессии «психолог», многие из указанных конструктов являются достаточно оформленными, и, как правило, осознаются оптантами как профессионально важные, требующие дальнейшего развития в процессе получения соответствующего образования. При этом обнаруживается заметная динамика приоритетности того или иного качества и уровень его развития в зависимости от этапа учебно-профессиональной подготовки будущих психологов.
Подтверждением этому выступают закономерности, выявленные в исследовании, проведенном Е.Г. Ларионовой, на выборке студентов факультета психологии МГПУ им.М.Танка в количестве 146 человек, из них 42 студента первого курса, 28 – второкурсников, 30 студентов третьего курса, 25 студентов четвертого и 21 – пятого курсов. Основным методом исследования выступило психологическое тестирование, реализуемое с помощью инструментария, позволяющего изучить профессионально важные качества самосознания, выделенные в качестве приоритетных самими студентами-психологами:
· самоуважение, уверенность в себе и самопонимание (опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева);
· способность к рефлексии (методика диагностики рефлексивности А.В. Карпова);
· ответственность (диагностика локуса-контроля Е.Г. Ксенофонтовой);
· уровень социальной зрелости 
личности (шкала социально-
В качестве дополнительного критерия замерялась самооценка студентов по каждому изучаемому параметру самосознания с помощью методики Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн, модифицированной под задачи исследования. Для выявления статистических закономерностей применись непараметрический критерий различий U-Манна-Уитни и метод ранговой корреляции Спирмена.
Основная гипотеза исследования связана с предположением об адекватной оценке студентами факультета психологии профессиональных качеств самосознания (самооценка), сопоставимой с реальным уровнем развития того или иного компонента (результаты психодиагностики). При этом последний должен иметь тенденцию к повышению в связи с углублением специализации и постепенным превращением студента в профессионального психолога.
Полученные в результате срезового исследования данные позволили составить портрет самосознания студентов-психологов разных курсов обучения, в том числе благодаря их сопоставлению между собой.
Центральными чертами 
самосознания первокурсников являются 
самоуважение и уверенность в 
себе, остальные компоненты имеют 
также достаточный уровень 
Таблица 1 . Уровень развития профессионально важных качеств самосознания у студентов факультета психологии первого курса обучения (средние показатели, %)
№  | 
  ПВК самосознания  | 
  Параметры  | |
Реальный уровень  | 
  Самооценка 
  | ||
1  | 
  Рефлексивность  | 
  60,5  | 
  65  | 
2  | 
  Самопонимание  | 
  61,6  | 
  61,3  | 
3  | 
  
   
 Уверенность в себе  | 
  67,4  | 
  60  | 
4  | 
  Самоуважение  | 
  70,7  | 
  66,7  | 
5  | 
  Ответственность  | 
  61,8  | 
  59,4  | 
6  | 
  Социальная зрелость личности  | 
  45  | 
  57,5  | 
При этом корреляционный анализ 
показал прямую связь ответственности 
первокурсников с уверенностью в 
себе (r=0,476 при p<0,001) и самоуважением 
(=0,536 при p<0,001) при взаимосвязи последних 
между собой (r=0,691 при p<0,001) и с 
уровнем самопонимания (r=0,368 при p<0,05 
и r=0,653 при p<0,001 соответственно). Данные 
закономерности, на наш взгляд, могут 
быть отражением ключевого для студентов 
первого курса события – 
При сопоставлении данных первокурсников с результатами студентов старших курсов, было подтверждено изначальное предположение о том, что с этапом подготовки значения показателей самосознания должны увеличиваться. Студенты первого курса факультета психологии чаще всего уступают по уровню развития качеств самосознания своим предшественникам (по всем показателям были обнаружены значимые различия при p<0,05). Исключение составил лишь уровень рефлексивности: первокурсники превзошли студентов второго курса по уровню развития данного качества самосознания (U = 527 при p < 0,05), что подтверждает актуальность мотива самопознания для современных абитуриентов, запускающего соответствующие механизмы личности.
При этом, студенты второго 
курса считают, что их способность 
к самоанализу развита 
Таблица 2 . Уровень развития профессионально важных качеств самосознания у студентов факультета психологии второго курса обучения (средние показатели, %)
№  | 
  ПВК самосознания  | 
  Параметры  | |
Реальный уровень  | 
  Самооценка 
  | ||
1  | 
  Рефлексивность  | 
  55,5  | 
  74,1  | 
2  | 
  Самопонимание  | 
  59  | 
  70  | 
3  | 
  
   
 Уверенность в себе  | 
  72,6  | 
  68  | 
4  | 
  Самоуважение  | 
  76  | 
  72,3  | 
5  | 
  Ответственность  | 
  70,0  | 
  80,6  | 
6  | 
  Социальная зрелость личности  | 
  51,4  | 
  64  | 
При незначительном понижении 
уровня рефлексивности и самопонимания 
по сравнению с данными 
Интересно, что самоуважение 
второкурсников напрямую связано исключительно 
с уровнем самопонимания (r=0,48 при 
p<0,001), тогда как для студентов 
первого курса были характерно большее 
количество связей у данных конструктов. 
Возможно, осознание необходимости 
и желания понимать свой внутренний 
мир и появления инструментария 
для решения данной задачи, недоступного 
ранее, позволяет студентам 
Закономерно, значительные 
отличия в процессе формирования 
самосознания были обнаружены при анализе 
данных студентов-психологов третьего 
курса обучения. Кризис профессионального 
развития, прежде всего, распространился 
на важную для студентов область 
самопонимания – крайне низкий показатель 
этого параметра заметно 
Таблица 3. Уровень развития профессионально важных качеств самосознания у студентов факультета психологии третьего курса обучения (средние показатели, %)
№  | 
  ПВК самосознания  | 
  Параметры  | |
Реальный уровень  | 
  Самооценка 
  | ||
1  | 
  Рефлексивность  | 
  64,2  | 
  72  | 
2  | 
  Самопонимание  | 
  21,6  | 
  70,8  | 
3  | 
  
   
 Уверенность в себе  | 
  72,7  | 
  67,8  | 
4  | 
  Самоуважение  | 
  78,9  | 
  80,7  | 
5  | 
  Ответственность  | 
  71,5  | 
  66,4  | 
6  | 
  Социальная зрелость личности  | 
  52  | 
  63,8  | 
При этом показатели уровня 
рефлексивности третьекурсников наибольшие 
по всей выборке, они превосходят 
данные студентов первого (U = 351,5 при 
p < 0,05), второго (U = 257,5 при p < 0,001) и 
четвертого (U = 306,5 при p < 0,05) курсов. И, 
в целом, низкий уровень самопонимания, 
не отразился кардинально на самоуважении 
(при наличии тесной взаимосвязи: 
r=0,542 при p<0,001) и уверенности – 
их показатели выше нормы, а также 
имеют положительную корреляцию 
между собой (r=0,547 при p<0,001). Это 
подтверждают и самооценочные суждения: 
максимальное значение самоуважения достигается 
на третьем курсе обучения – 80,7 %, 
что значительно превышает 
Более того, общий уровень интернальности третьего курса превышает аналогичный показатель первого (U = 373 при p < 0,05) и второго (U = 265,5 при p < 0,05) курсов, что можно проинтерпретировать как тенденцию к повышению ответственности в процессе учебно-профессиональной подготовки психологов, достигающую оптимального уровня к четвертому году обучения (между оценками студентов третьего, четвертого и пятого курсов значимые различия не обнаружены). Однако при самооценке ответственности студенты третьего курса, имеющие наиболее высокие психодиагностические показатели, уступают учащимся второго (U = 228 при p < 0,05) и четвертого (U = 257, при p < 0,05) года обучения, недооценивая себя.
Одновременно с этим была 
установлена отрицательная 
Еще одна отрицательная корреляционная зависимость была обнаружена в отношении социальной зрелости и рефлексивности студентов-психологов третьего курса (r=-0,43 при p<0,05). То есть при невысоком уровне развития самоанализа третьекурсники склонны считать себя достаточно зрелой личностью, что не является таковым для студентов, склонным к глубокой рефлексии. С другой стороны, обнаружение признаков социальной зрелости может повысить ориентацию на других людей при снижении интереса к собственному внутреннему миру, тогда как трудности социальной адаптированности могут заставить искать их причины в собственной личности. И в том, и в другом случае, можно заключить, что уровень рефлексии в период кризиса третьего курса обучения может оказывать значительное влияние на отношения студента с его социальным окружением.