Влияние креативности педагогов на формирование совпадающего поведения в конфликтных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить влияние социальной креативности педагогов на формирование совладающего поведения в конфликтных ситуациях
Объект исследования – процесс формирования совладающего поведения в конфликтных ситуациях.
Предмет исследования – креативность, стратегии совладающего поведения.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 2.16 Мб (Скачать файл)

Практически новым подходом к проблеме творчества стало рассмотрение его через разнообразные виды деятельностей. Так, к общепризнанным видам творчества (научное, техническое, литературное, музыкальное, художественное) добавились: игровое, учебное, коммуникативное, ситуативное, военное, управленческое и др [18; 51].

Выделяя творчество как особый вид человеческой активности нерегламентированного, продуктивного, преобразовательного характера, мы понимаем креативность как одну из общих способностей человека – общую способность к творчеству. Многочисленные исследования посвящены анализу внешних и внутренних факторов развития этой способности. Результаты этих исследований показывают огромную роль биологических и в особенности социальных условий в формировании и проявлении креативности.

В целостности человеческой личности креативность, ее уровень, структура и особенности тесно взаимосвязаны с иными аспектами человеческой индивидуальности – спецификой познавательных процессов и личностных черт. Выявление характера этих взаимосвязей представляется одним из перспективных направлений в исследовании явления креативности.

Таким образом, креативность как ценностно-личностная созидательная категория, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием творческого саморазвития личности, является существенным резервом ее самоактуализации и выражается не столько многообразием имеющихся у личности знаний (как социально закрепленных стереотипов, выраженных в правилах и законах), сколько восприимчивостью, чувствительностью к проблемам, открытостью к новым идеям и склонностью разрушать или изменять устоявшиеся стереотипы с целью создания нового, получения нетривиальных (неповторимых, небанальных), неожиданных и необычных решений жизненных проблем [18; 100].

Несмотря на наличие в литературе теорий и классификаций творческих способностей, большинство исследований сконцентрировано на изучении интеллектуальной креативности. В результате чего полученные данные необоснованно распространяются, помимо предметной сферы, и на другие области человеческой активности. В связи с этим вопросы проявления творчества в межличностном взаимодействии, которое определенно имеет свою специфику, остаются открытыми.

На недостаточную проработанность данной проблемы указывает также и тот факт, что в современной психологии творчества отсутствует единый термин, обозначающий социальную разновидность креативности [3].

В работах отечественных психологов термин «социальная креативность» присутствует крайне редко, наиболее часто способность к творчеству в социальном контексте определяется в терминах: «коммуникативная креативность» (А. А. Голованова, Н. В. Мартышкина, Т. Ю. Осипова), «креативность в сфере общения» (С. Ю. Канн, Н. А. Тюрьмина), «лингвистическая креативность» (Г. А. Халюшова), «социальный интеллект» (М. И. Бобнева, Ю. Н. Емельянов, В. Н. Куницына, А. Л. Южанинова), «коммуникативная компетентность» (Н. А. Аминов, А. А. Кидрон, Е. В. Коблянская, М. В. Молоканов, Л. А. Петровская, О. Ф. Остроумова), «социальная компетентность» (А. А. Бодалев, О. К. Тихомиров, Ю. М. Жуков). Врамках зарубежной психологии основная масса работ посвящена исследованиям социального интеллекта (Дж. Гилфорд, Р. Стернберг), эмоционального интеллекта (П. Саловей, Д. Мейер, Р. Бар-Он, Д. Гоулмен), реже коммуникативной компетентности, социальной одаренности (С. Грейс, Р. Томассони).

Необходимость дифференциации креативности в зависимости от содержания жизненной активности человека обусловлена прежде всего тем, что бытие человека имеет две основные формы: предметной деятельности и общения. Изучение креативности в предметной сфере позволяет раскрыть специфику творческого взаимодействия человека с миром вещей. Социальное бытие каждого включает в себя не только отношения с предметным миром, но и людьми. Общение является самостоятельной и специфической формой активности. Его результат – это не преобразованный предмет, а отношения с другим человеком, с другими людьми.

Рассмотрим основные точки зрения по вопросу социальной креативности личности, ее структуры и функции.

С. Ю. Канн исследовала взаимосвязь креативности общения и креативности мышления. К признакам креативности общения были отнесены следующие: оригинальность как способность к новизне, как нестандартность разрешения коммуникативных ситуаций; гибкость как способность к продуцированию разнообразных вариантов решения проблем межличностного взаимодействия; широта как выработка большого количества вариантов решения проблем взаимодействия. По мнению С. Ю. Канн, креативность общения и креативность мышления являются взаимосвязанными и взаимозависимыми понятиями и составляют вместе особое свойство личности, которое проявляется в поисково-преобразовательной деятельности, потребности в изменении и развитии как самой личности, так и окружающего мира [12].

Н. А. Тюрьмина выделяет в качестве механизмов креативности в сфере общения децентрацию, рефлексию, идентификацию, эмпатию, существование которых практически невозможно в условиях предметной деятельности. Креативность в сфере общения рассматривается в качестве особого свойства мышления, заключающегося в способности к продуцированию новых, оригинальных идей в области познания индивидуального своеобразия окружающих людей как субъектов и как личностей, построения отношений и способов обращения с ними [29].

По мнению Т. Ю. Осиповой , коммуникативная креативность проявляется как: осознание и преодоление барьеров и стереотипов, установочных и поведенческих шаблонов; пластичная модификация репертуара коммуникативного поведения сообразно ситуации; импровизация, спонтанность и свобода личностного самовыражения в общении и создании условий, способствующих самораскрытию партнера. В итоге личность способна выдвинуть и реализовать разнообразные варианты действий, оригинальна и конструктивна в решениях, быстро и легко отказывается от неадекватных стратегий в общении, гибка в использовании стилей и ролевом поведении, может стать лидером [22].

Наиболее целостной, на наш взгляд, является психологическая структура социальной креативности, предложенная А. А. Попелем, включающая следующие компоненты: общая способность к самоактуализации; социальная мотивация, которая выражает потребность индивида в постоянных социальных контактах и мотивационные установки на общение с другими людьми; коммуникативная сенситивность; поведенческая сенситивность, проявляющаяся в способности адекватно интерпретировать поведение других людей и использовать различные поведенческие стили в соответствии с особенностями партнеров и социальной ситуацией; социальное воображение, позволяющее моделировать дальнейшее развитие социальной ситуации на основе обратной связи [23].

Рассмотрев существующие эмпирические исследования по данной проблеме, мы определяем социальную креативность как комплексное качество личности, позволяющее понимать и анализировать причины и динамику различных социальных ситуаций, а также принимать эффективные, творческие, нестандартные решения ситуаций межличностного взаимодействия. В соответствии с принципом системности любое психологическое явление целесообразно рассматривать в комплексе с другими психологическими свойствами. Таким образом, в результате анализа существующих концепций была дополнена психологическая структура социальной креативности. По мнению Банюховой А.Е., в нее входят [3]:

1. Мотивационные параметры – творческая позиция, стремление к самосовершенствованию, личностному росту, самоактуализации, творческому характеру взаимодействия.

2. Интеллектуальные параметры – оригинальность как нестандартность разрешения коммуникативных ситуаций; гибкость как способность к продуцированию разнообразных вариантов решения проблем межличностного взаимодействия; беглость как выработка большого количества вариантов решения проблем взаимодействия.

3. Коммуникативные параметры – вербальная сенcитивность как способность использовать языковые средства адекватно ситуации общения и воспринимать информацию без смысловых искажений; невербальная сенcитивность как возможность адекватно применять в общении различные виды невербальной коммуникации; поведенческая сенcитивность, проявляется в способности правильно интерпретировать поведение других людей, а также использовать различные поведенческие стили во взаимодействии с ними в соответствии с социальной ситуацией.

4. Эмоциональные параметры – продуктивное взаимодействие, которое невозможно без способности понять и почувствовать эмоциональное со-

стояние партнера. Эмпатия является важным компонентом в структуре, поскольку сопровождает процесс общения и способствует поддержанию

эмоционального фона в условиях проявления социального творчества.

5. Экзистенциальные параметры – аутентичность личности, проницаемость границ понятий, установок, психологических защит, позитивная «Я-концепция», креативная модель мира.

Общий уровень развития социальной креативности субъекта определяется уровнем развития каждого из названных компонентов ее структуры. Основными функциями социальной креативности, как можно предполагать исходя из представленной структуры, являются:

1) творческое приспособление человека к изменяющимся условиям его социальной среды;

2) эффективное взаимодействие с людьми в тактическом и стратегическом направлениях;

3) стратегическое планирование межличностных событий и прогнозирование динамики их развития;

4) мотивационная функция;

5) расширение и углубление социальной компетентности;

6) саморазвитие в контексте активного интерсубъектного взаимодействия личности.

Развитие социальной креативности имеет очень важное значение для каждого человека как субъекта повседневного межличностного и делового общения. В процессе жизни человек довольно часто сталкивается с проблемными ситуациями межличностного характера. Более того, успешность предметной деятельности определяется искусством построения взаимоотношений с окружающими людьми [3].

 

 

 

    1. Понятие конфликта и причины его возникновения.

Понятие конфликта принадлежит как науке, так и обыденному сознанию, наделяющему его своим специфическим смыслом. Каждый из нас интуитивно понимает, что такое конфликт, однако от этого определение его содержания не становится более легким.

В обыденной речи слово «конфликт» используется применительно к широкому кругу явлений — от вооруженных столкновений и противостояния

различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий. Мы называем конфликтом семейную ссору, военные действия, дискуссии в парламенте, столкновение внутренних мотивов, борьбу собственных желаний и чувства долга и многое другое [8; 15].

Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни. Мы же подробнее остановимся на тех, которые происходят в организациях.

Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.

Наблюдения показывают, что 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения [19; 322].

Существуют 2 основных типа конфликтов - внутриличностный и межличностный (хотя некоторые авторы увеличивают это число до 4, 6 и более). Необходимо четко различать, что конфликт у человека может быть, если не с самим собой, то с окружающими - и здесь, как говорится, третьего не дано.

Внутриличностный конфликт вызывается различными психологическими факторами внутреннего мира личности: потребностями, интересами, желаниями, чувствами, ценностями, мотивами и т. п. В зависимости от того, какие внутренние стороны личности вступают в конфликт, выделяют следующие его формы: мотивационный, нравственный, нереализованного желания, ролевой, адаптационный, неадекватной самооценки [24; 208].

«Две души живут в моей груди...» - писал Гете. И этот конфликт может быть функциональным или дисфункциональным в зависимости от того, как и какое решение примет человек и примет ли его вообще [19; 324].

Различают три типа внутриличностных (психологических) конфликтов:

1.  Конфликт  потребностей. Его основание заключается  в том, что наши потребности  могут противостоять друг другу  и побуждать нас к различным  действиям. Иногда мы хотим одновременно  противоречивых вещей и поэтому  не можем действовать. Например: ребенок хочет съесть конфету. Но мать просит его отдать лакомство ей. В таком случае ребенок хотел бы съесть конфету, а также отдать ее матери. Он испытывает конфликт потребностей и начинает плакать.

2.  Конфликт  между потребностью и социальной  нормой. Очень сильная потребность может столкнуться внутри нас с принудительным императивом. Независимо от того, уступим мы или нет этой потребности, ситуация становится конфликтной.

Многочисленные примеры подобного рода внутриличностных конфликтов описаны 3. Фрейдом. В его терминологии противоречие, вызывающее данный тип конфликта, — это противоречие между Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго). Оно (Ид) — сосредоточение слепых инстинктов (либо сексуальных, либо агрессивных), стремящихся к немедленному удовлетворению. Сверх-Я (Супер-эго) включает моральные нормы, запреты и поощрения, усвоенные личностью.

3.  Конфликт  социальных норм. Сущность этого  конфликта заключается в том, что человек испытывает равнозначное  давление двух противоположных  социальных норм. Например, в прошлом веке дуэль, запрещенная церковью, была единственным признанным в обществе средством смыть оскорбление и восстановить свою честь. Конфликтная ситуация для верующего дворянина заключалась в противоречии между классовым и религиозным долгом [38].

Информация о работе Влияние креативности педагогов на формирование совпадающего поведения в конфликтных ситуациях