Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:00, реферат
Всем известно, что арт-терапия является эффективным методом решения внутренних психологических проблем человека, в основе которого лежит творческий процесс. Основное отличие арт-терапии от прочих форм  психотерапевтической работы заключается в использовании невербального общения как основного способа донесения информации до других людей.
Тем не менее, несмотря на важность знания сущности и преимуществ арт-терапии, ее основу составляют практические упражнения, благодаря которым человек и находит ответы на интересующие его вопросы, справляется с внутренними сдерживающими факторами, побеждает в себе страх. Формы проведения сеансов арт-терапии, как впрочем и большинства других форм психотерапевтической работы, стандартны – индивидуальная и групповая терапия.
Игротерапия применяется для 
воздействия на детей с невротическими 
расстройствами, эмоциональными нарушениями. 
Цель игры — помочь ребенку осознать самого 
себя, свои достоинства и недостатки. 
Средствами игротерапии 
может выступать игра ребенка 
с куклами, лепка, рисование и даже размазывание 
красок пальцем, дающее освобождающий 
«выход в мир красок и форм». Применяются 
и игры с песком, в процессе которых детский 
душевный конфликт может не только раскрываться, 
но в той или иной мере разрешаться в фантастическом 
виде, отражающем динамику бессознательных 
процессов. 
М.Левенфельд (1939) предложил так называемую 
методику миросозидания. В распоряжение 
ребенка предоставляется набор различных 
предметов - фигурки людей и животных, 
игрушечные домики, автомашины, деревья, 
а также плоский ящик, наполовину наполненный 
песком. Из этого материала ребенок строит 
свой «мир» — город, крепость, сцены повседневной 
жизни - и тем самым обнаруживает свои 
эмоциональные отношения к людям и предметам. 
Представляя определенную диагностическую 
ценность, такая игра способствует также 
терапевтической переработке душевного 
конфликта у ребенка. 
Применение игры в отечественной психотерапевтической 
практике обосновывается теорией игровой 
деятельности, наиболее полно разработанной 
в трудах Д.Б.Эльконина. Развитие и изменение 
всех психических процессов происходит 
прежде всего в деятельности. Поэтому 
игра является ведущим средством психотерапии 
данного возраста. А.И.Захаров разработал 
методику игротерапии, которая является 
частью целого комплекса воздействий 
на ребенка. Игра рассматривается им и 
как самостоятельный метод, и как составная 
часть, сочетающаяся с рациональной и 
суггестивной психотерапией. Предлагаются 
последовательные воздействия через беседу, 
спонтанную игру, направленную игру, внушение. 
Игротерапия выполняет три функции — 
диагностическую, терапевтическую и обучающую, 
которые связаны между собой и реализуются 
как на начальном этапе (в спонтанной игре), 
так и в направленной игре, обычно представляющей 
собой импровизацию какого-либо сюжета. 
А.И.Захаров выделяет ряд правил, соблюдение 
которых является необходимым. Выбор игровых 
тем отражает их значимость для терапевта 
и интерес для ребенка; руководство игрой 
способствует развитию самостоятельной 
инициативы детей; спонтанные и направленные 
игры - две взаимодополняющие фазы единого 
игрового процесса, в котором главное 
- возможность импровизации; игра не комментируется 
терапевтом; направленное воздействие 
на ребенка осуществляется посредством 
характера воспроизводимых им и терапевтом 
персонажей. Постепенно содержание ролевых 
игр меняется от терапевтически направленных 
до обучающих. Первые ставят своей целью 
устранение эмоциональных препятствий 
в межличностных отношениях, вторые - достижение 
адекватной адаптации и социализации 
детей. 
 Анна Фрейд одной из первых применила 
на практике метод игровой терапии. 
Эффект игротерапии определяется 
практикой новых межличностных отношений, 
которую приобретает ребенок в ролевой 
игре как со взрослым, так и со сверстниками. 
Отношения свободы и сотрудничества, формирующиеся 
взамен отношений принуждения и агрессии, 
приводят в конце концов к терапевтическому 
эффекту. 
Игротерапия также 
применяется с целью устранения 
социальной и психической дезадаптации, 
эмоциональных и личностных нарушений 
в подростковом и юношеском возрасте. При этом в значительно 
большей мере, чем в дошкольном возрасте, 
привлекаются механизмы произвольной, 
сознательной регуляции собственного 
поведения. Эффективным методом признаны 
так называемые имитационные игры: в них 
исполняемая роль соответствует тому 
идеалу, к которому человек стремится, 
и лишена тех недостатков, от которых он 
желает избавиться. Разыгрываемый стиль 
поведения постепенно приобретает для 
человека привычный характер. 
Игротерапия оказывается также эффективной 
при коррекции семейных конфликтов, помогая 
супругам в игровой форме изжить межличностные 
противоречия.
Не секрет, что и дети 
порой нуждаются в 
Все большее распространение в работе с маленькими взрослыми приобретает игровая терапия. Игра помогает детям выплеснуть всю агрессию, которая из «разъедает» изнутри, отобразить страхи, ревность к младшим братьям или сестрам, чувство незащищенности или неуверенности. Наблюдая за игрой, взрослый может определить, какие трудности, невыраженные словесно жалобы, испытывает ребенок.
В современных центрах 
Виды игровой терапии
В настоящее время игровая терапия классифицируется как:
Для проведения игровой терапии в домашних условиях, вы можете использовать такие игры:
Не стоит забывать, что дети – это особые личности и к ним нужен особый подход. Ведь жизненные привычки взрослого человека закладываются еще в детском возрасте.