Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 00:48, реферат
Таким образом, все вышеперечисленные субъекты управления при взаимодействии с объектами управления обязаны подчинять свою деятельность основным правилам - принципам управления педагогическим системами.
Актуальность данной работы обусловлена значимостью принципов управления для педагогической системы в целом и отдельных ее элементов.
Цель данной работы: рассмотреть Государственно-общественную систему управления образованием, а также определить общие принципы управления образовательными системами.
Третий признак системы заключается в ее интегративности. Каждый компонент системы обладает своими свойствами и характеристиками, но в своем взаимодействии они образуют новое, интегративное свойство системы, не сводимое к свойствам отдельных компонентов. Устойчивость интегративного свойства определяется целостностью системы.
В управлении школой важно помнить и о проявлении четвертого свойства системы - о ее тесной и специфической связи с внешней средой.
Взаимодействие школы и среды может протекать в двух формах.
В первом случае школа приспосабливается к внешней среде, перестраивая свои процессы, и во втором - школа подчиняет среду для достижения своих целей.
Системность и целостность в управлении школой предполагают также взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и педагогического коллектива. Реализация этого принципа исключает односторонность в управлении, когда главной и решающей функцией признается какая-либо одна из них. Данный принцип подчеркивает, что управленческая деятельность последовательна, логична, взаимовыгодна, все ее функции в равной степени важны.
Рациональное сочетание
централизации и
В условиях односторонней централизации происходит дублирование управленческих функций, потеря времени, перегрузка, как руководителей, так и исполнителей.
В равной степени и интегрированная
децентрализация управления может
привести к снижению эффективности
деятельности педагогической системы.
Отрицание централизации в
Именно сочетание централизации и децентрализации во внутришкольном управлении обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах всего коллектива школы, создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений системы.
Единство единоначалия
и коллегиальности в
Реализация данного принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом. В управленческой деятельности важно опереться на опыт и знания коллег, организовать их на разработку и обсуждение решений, сопоставить разные точки зрения, провести их обсуждение и принять оптимальное решение. Коллегиальность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело.
Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Если коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, то единоначалие необходимо, прежде всего, на этапе реализации принятых решений.
Единоначалие руководителя
образовательной системы не означает
авторитарность и администрирование,
оно основывается на глубоком знании
педагогики и психологии личности,
социальной психологии, учете индивидуально-
Реализация принципа единства единоначалия и коллегиальности в управлении учебно-воспитательным процессом находит свое воплощение в:
Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами.
Эффективность управления образовательными
системами в значительной мере определяется
наличием достоверной и необходимой
информации. Объективность и полнота
информации противопоставлены
Трудности с использованием информации в управлении часто связываются с информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком.
Роль информации во внутришкольном
управлении нельзя понимать односторонне,
т.е. как увеличение информации. Надо
отметить, что изобилие и неупорядоченность
информации, как и ее отсутствие,
затрудняют процесс принятия решений,
оперативное регулирование их выполнения.
В педагогических системах недостаток
информации чаще ощущается в области
воспитательной деятельности. В ходе
учебно-воспитательного
Для человека, имеющего дело с внутришкольной информацией, важно знать методы ее сбора, обработки, хранения и использования. Школьный руководитель, менеджер в своей деятельности активно используют наблюдение, анкетирование, тестирование, работу с инструктивными и методическими материалами. С внедрением технических средств и компьютеризации существенно сократились сроки сбора и обработки материалов. Усилия школьной администрации должны быть сосредоточены на разработке и внедрении внутришкольной информационной технологии управления, использовать которую могли бы как руководители школы, так и учителя.
В управлении образовательной системой важна любая информация, но прежде всего - управленческая информация, которая необходима для оптимального функционирования управляемой подсистемы. Управленческая информация может быть распределена по различным признакам:
Формирование информационных
банков данных, технологий их оперативного
использования повышает научную
организацию управленческого
Заключение
Педагогическая система - это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, образующих целостное единство, подчинённое целям воспитания и обучения.
Структура управляющей системы большинства школ представлена четырьмя уровнями управления:
Исходным началом
Цель школы - сформировать основы базовой культуры, включающей интеллектуальную, нравственную, эстетическую, трудовую, экологическую, правовую культуру личности.
Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления. Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата. Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий, или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования.
Управление педагогическими системами основывается на принципах управления, к которым относит:
Список литературы