Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:37, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Задачи:
Раскрыть  понятие воображения и творческих способностей,
Изучить на основе психолого-педагогической литературы основные закономерности в развитии воображения и творческих способностей младших школьников.творческих способностей……………………………………………10
1.3 Методы исследования воображения и творческих способностей…………..14
2 ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………..………………………………...…18
2.1 Психические особенности детей младшего школьного возраста…………...18
2.2 Воображение и творческие способности младших школьников………........22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….……………………………………...………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….…...30
ВВЕДЕНИЕ…....……………………………………………………………………..3
1 ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ ..………..5
1.1 Понятие воображения……………………………………………………...........5
1.2 Понятие творческих способностей……………………………………………10
1.3 Методы исследования воображения и творческих способностей…………..14
2 ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………..………………………………...…18
2.1 Психические особенности детей младшего школьного возраста…………...18
2.2 Воображение и творческие способности младших школьников………........22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….……………………………………...………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….…...30
Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Из всех форм связи с реальностью, которые мы перечислили выше, воображение ребенка обладает в одинаковой степени с воображением взрослого только первой, именно реальностью элементов, из которых оно строится.
В.С. Мухина отмечает, 
что в младшем школьном возрасте 
ребенок в своем воображении 
уже может создавать 
В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.
В процессе обучения при общем развитии способности управлять своей умственной деятельностью воображение становится также все более управляемым процессом, и образы его возникают в русле задач, которые ставит перед ними содержание учебной деятельности [24, с.203].
В младшем школьном возрасте впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.
Значение 
воображения в младшем школьном 
возрасте является высшей и необходимой 
способностью человека. Вместе с тем, 
именно эта способность нуждается 
в особой заботе в плане развития. 
А развивается особенно интенсивно 
в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот 
период воображения специально не развивать, 
в последующем наступает 
Вместе с 
уменьшением способности 
Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры – плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.
Однако, фантазия, 
должна иметь позитивное направление 
развитие. Она должна способствовать 
лучшему по знанию окружающего мира 
самораскрытию и 
 Дети младшего 
школьного возраста очень 
Таким образом, 
нельзя не согласиться с выводами 
ученых-психологов, исследователей о 
том, что воображение является одним 
из важнейших психических 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека. Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий.
Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Творческие способности определяются как индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода
Раскрыты 
особенности творческих способностей 
и воображения младших 
Проведено исследование воображения как творческого процесса. Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики.
 Можно 
предполагать, что именно воображение, 
желание его понять и 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – 594с.
2 Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 1008с.
3 Натадзе, Р.Г. Воображение как фактор поведения [Текст] / Р.Г. Натадзе. – М. : Мысль, 2004. – 494с.
4 Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. – М., 2005. – 582с.
5 Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы [Текст] / В.М. Козубовский. – Минск: Амалфея, 2008. – 368с.
6 Джонстон, Д. Психология [Текст] / Д. Джонстон. – М. : АСТ, 2003. – 494с.
7 Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. – 3-е изд. – Ростов-наДону: Феникс, 2000. – 671с.
8 Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн.1: Общие основы психологии / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М. : ВЛАДОС, 2003. –– 688с.
9 Тискович, 
М.В. Особенности развития 
10 Дружинин, 
В.Н. Психология общих 
11 Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов. – М., 1961. – 536с.
12 Гиппенрейтер, 
Ю.Б. Введение в общую 
13 Годфуа, Ж. Что такое психология: в 2-х т. Т.1. [Текст] / Ж. Годфуа – М. : Мир,1992. –496с.
14 Лук, 
А.Н. Психология творчества [
15 Гречко 
С.А. Развитие воображения 
16 Реан, 
А.А. Психология детства [
17 Ниязбаева, 
Н.Н. Психологическое 
18 Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. – 4-е изд. – М. : Академия, 1999. – 456с.
19 Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И.В. Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2005. – 896с.
20 Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.4 – Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 1984. –433с.
21 Малкина-Пых, 
И.Г. Возрастные кризисы [
22 Талызина, 
Н.Ф. Педагогическая 
23 Полякова, 
Т.Н. Работа над 
24 Гамезо, 
М.В. Возрастная и 
25 Корягина, 
Н.А. Проблема взаимосвязи 
Информация о работе Творческие способности и воображение у детей