Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 06:35, дипломная работа
Цель курсовой работы – разработка и апробирование  комплекса мероприятий по трудовому воспитанию для младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить историю возникновения проблемы воспитания трудовой активности в научно-педагогической литературе.
2. Выявить особенности  формирования трудовой активности  у младших школьников.
3. Разработать и апробировать  комплекс мероприятий, способствующих  воспитанию трудовой активности младших школьников.
4. Выявить результативность  проведенной опытно-экспериментальной  работы.
Введение…………………………………………………………………...…3
Глава I. Теоретические основы воспитания трудовой активности...……14
1.1 Исторический аспект проблемы трудового воспитания в научно-педагогической литературе…………………………………………………14-20
1.2 Психологические особенности трудовой деятельности младших школьников………………………………………………………….……….20-31
Глава II. Анализ опытно-экспериментальной работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников…………………………………14
2.1 Исследование педагогического  опыта по трудовому воспитанию  учащихся начальной школы…………………………………………………14-20
2.2 Выявление эффективности  опытной работы по воспитанию  трудовой активности у младших  школьников………………………………………...20-31
Заключение………………………………………………………………32-36
Список использованной литературы………………
Цель опытно-экспериментальной работы – разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие трудовой активности у младших школьников.
Экспериментальная работа по проблеме исследования проводилась в 3 «А» классе, в условиях естественного педагогического процесса на базе МБОУ СОШ с. Ээрбек Кызылского кожууна. В исследовании принимали участие 12 детей.
Трудовая активность – личностное качество младшего школьника, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу труда, в стремлении его к эффективному осуществлению трудовой деятельности. Трудовая активность как качество личности не может состояться без трудового сознания, которое является основой потребностно-мотивационной сферы активности.
Опытно-экспериментальная 
работа включала в себя констатирующий, 
формирующий и контрольный 
Результаты констатирующего эксперимента следующие: у большинства детей не были сформированы представления о необходимости трудиться, не было устойчивого отношения к труду, у многих учащихся не было осознанного представления о будущей специальности. Таким образом, было выявлено, что у детей слабая мотивационно-потребностная сфера трудовой деятельности. Ввиду полученных результатов решено было в данном экспериментальном классе провести работу по воспитанию трудовой активности.
Формирующий эксперимент 
опытно-экспериментальной работ
Целью разработанного комплекса являлось воспитание у детей осознанного отношения к труду и развитие активности в трудовой деятельности. Для активизации мотивации к труду проводился ряд занятий в форме бесед, экскурсий, конкурсов, игр. Также в процессе формирующего эксперимента было принято решение интегрировать в трудовое воспитание элементы экономического воспитания.
Формирование устойчивого познавательного интереса к труду у младших школьников происходило путем включения в учебно-познавательный процесс на уроках труда элементов проблемного обучения и творческого проекта.
Большое значение в активизации 
трудовой деятельности школьника имели 
игровые моменты, которые вносили 
элемент занимательности в 
Также в предлагаемом 
комплексе трудовая активность младших 
школьников развивалась в процессе 
участия школьника в 
Таким образом, нами были выбраны оптимальные формы и методы воспитательной работы, направленные на формирование осознанного отношения к труду и развития трудовой активности у младших школьников. При планировании и проведении эксперимента были учтены психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.
Контрольный эксперимент, 
исследовавший результативность проведенной 
системы работы, показал, что в 
целом у детей улучшились повысились 
показатели, характеризующие трудовую 
активность, что положительно характеризует 
разработанный учебно-
На основании результатов мы пришли к выводу, что наша опытно-экспериментальная работа оказала положительное влияние на трудовое сознание младших школьников и воспитание у них трудовой активности путем постепенного и целенаправленного формирования у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному осознанию своего места в обществе, а также корректировке и реализации перспектив своего развития. Этим можно мотивировать ввод в учебно-воспитательный процесс в с. Ээрбек разработанный учебно-методический комплекс, на основе проделанной работы были сформулированы принципы формирования трудового сознания и трудовой активности младших школьников:
Принципы формирования трудового сознания и трудовой активности младших школьников:
1. Младший школьник 
должен осознавать, что его труд 
представляет определенную 
2. Результатом труда 
обязательно должен быть 
3. Труд школьника должен 
быть коллективным. Коллективный 
труд – это совместное 
4. Труд школьника должен 
быть инициативным и 
5. В труде должны применяться различные формы самоуправления, самоорганизации и самодеятельности. Самокоординация помогает развивать самостоятельность, навыки руководства и подчинения, творческую инициативу, чувство ответственности.
6. Труд школьников должен быть посильным для них. Если труд непосилен, то он угнетающе действует на психику и ученик может потерять веру в себя, отказываясь выполнять даже посильную работу.
7. При возможности 
труд школьников должен быть 
увязан с их учебной 
9. Необходимо требовать 
от школьника не просто 
Если все указанные условия соблюдаются, то труд для младших школьников становится весьма привлекательной деятельностью, вызывает у них чувство большого морального удовлетворения. В таком труде они приобретают практический опыт правильного общественного поведения, а также формируются такие качества личности составляющие трудовую активность, как трудовая направленность, инициативность, целеустремленность, общительность и т.д.
Список использованной литературы
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология. – М.: Академ. Проект, 2003. – 998 с.
2. Алоева, М.А. Родительские собрания в 1-2 классах.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004 г.
Бабанский Ю.К. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов. – М.: Просвещение, 1983.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.:Просвещение,1995.
4. Возрастная и педагогическая психология. // Под ред. А.В. Петровского. М. 1979.
5. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия.: учеб. пособие для студ. пед. вузов / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 624 с.
5. Приказ министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009 г. № 373.
6. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии, 1992. № 3—4. С. 14—19.
7. Дьяконова В.П. Детство 
в традиционной культуре тувинц
8. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 классов. -М.: ВАКО, 2003.
9. История педагогики 
и образования /Под.ред. 
10. Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 г. N1696 «О Президентской программе «Дети России».
11. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. //Педагогика – 1993 - №1 - с.72-75 – 98с.
12. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2002. – кн. 1: Общие основы психологии. –688 с.
13. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2002. – кн. 2: Психология образования. – 608 с.
14. Коркина В.И. Дидактика 
в схемах и таблицах: Учебное 
пособие для студентов дневной 
и заочной формы обучения 
15. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. 
– М., 1989. – 362 с. 
16. Развитие трудового творчества у младших 
школьников: Кн. для учителя/Под ред. П.Н.Адрианова, 
М.А.Галагузовой. – М.: Просвещение, 1990. 
– 452 с.
17. Салчак К.Б., Салчак Л.П. Развитие тувинской народной педагогики. – Кызыл: Тув.кн.изд., 1984.-170с.