Трактовка проблемы психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:24, доклад

Описание работы

Исследуя психическое развитие ребенка. Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон, сформулированный учеником Дарвина Э. Геккелем. Однако Геккель говорил о том, что зародыши в своем эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь этот род за время своего существования. Холл же распространил действие биогенетического закона на человека, доказывая, что онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека .

Файлы: 1 файл

Трактовка проблемы психического развития в зарубежных подходах биогенетический и социогенетический.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

Развитие воображения 
 
Первая задача педагога — развить репродуктивное, воссоздающее воображение ученика, чтобы он достаточно ярко и точно представлял себе то, о чем говорит учитель. Для этого рассказ педагога должен быть красочным, в меру эмоциональным, богатым конкретными фактами; его следует сопровождать картинами, показом диапозитивов, наглядных пособий и т. п. Однако эти средства должны быть только вспомогательными в развитии воображения. Они полезны особенно тогда, когда ребенок не может сам мысленно представить то, о чем идет речь. Злоупотребление наглядностью, излишнее ее применение не ускорит, а затормозит развитие воображения. 
Полезно сочетать восприятие конкретных предметов и мысленное их представление. Так, хорошо показать картину, а потом предложить детям по памяти вести рассказ без опоры на наглядный образ, или сначала провести объяснение, потом предъявить наглядное пособие. Все это развивает способность детей мысленно представлять предметы и явления, которые в данный момент нельзя воспринять, т. е. помогает развитию воображения. 
Задача учителя в начальных классах — создавать у детей богатый запас представлений памяти и воображения. Вместо беспорядочного и часто малосодержательного фантазирования надо формировать у детей такие представления, которые станут основой научных понятий, будут правильно отражать окружающую действительность. 
Чтобы лучше уяснить, насколько верно это отражение, полезно спросить ученика, как он представляет тот или-иной предмет или явление. Известны случаи, когда школьник правильно пересказал заданное, но те образы и представления, которые возникли у ребенка на основе прочитанного, совершенно не соответствовали тому, о чем говорилось в книге. Так, один ученик правильно рассказал о границах поясов Земли: тропиках Рака и Козерога. Учитель хотел уже перейти к следующему вопросу, как мальчик неожиданно спросил: «А что за животное козерог?» Из дальнейшей беседы выяснилось: школьник считал, что тропик Рака называется так потому, что в местах, где он пролегает, много водится раков, а кто такой козерог, который живет у другого тропика, ребенку было неясно. 
Очень пометает развитию у детей воображения чтение художественной литературы, устные и письменные пересказы прочитанного. 
Прекрасным средством формирования творческого воображения являются сочинения на заданную и особенно на свободную тему. С первых лет обучения необходимо стимулировать всякого рода творческие работы школьников по литературе, рисованию, ручному труду и др. Хорошо поставленное эстетическое воспитание школьников также помогает развитию у них воображения.

Некоторые общие  условия развития психических процессов  младших школьников 
 
В предыдущих параграфах был указан ряд условий и приемов, способствующих развитию ощущений, восприятий, внимания, памяти, мышления, речи и воображения у детей младшего школьного возраста. В заключение укажем на некоторые общие закономерности, которые необходимо знать учителю, работая над развитием любого из этих психических процессов. 
Очень важно учитывать индивидуальные особенности учащихся. Так, при воспитании внимания пассивных детей надо больше их подбадривать, активизировать их работу; очень подвижных школьников следует нагружать достаточно разнообразными учебными занятиями и все время держать их в поле зрения. Более способным рекомендуется давать дополнительные задания, чтобы они не скучали на уроке и не отвлекались посторонними делами. 
Занимаясь развитием мышления и речи, детям, более развитым в умственном отношении, необходимо давать повышенной трудности задания, чтобы не замедлялся их интеллектуальный рост. Перед слабыми школьниками следует ставить более легкие задачи, однако такие, которые требовали бы от них достаточных интеллектуальных усилий, так как без интенсивного труда не может быть и умственного развития. 
В учебной и воспитательной работе немалую роль играет требовательность учителя, постоянная проверка исполнения данных им указаний. У строгих, но справедливых педагогов ученики всегда бывают более внимательны на уроках, чем у тех, кто не отличается требовательностью, забывает о поручениях, данных учащимся. Но, будучи строгим и требовательным, надо всегда соблюдать педагогический такт, т. е. чувство меры и умение найти правильный подход к каждому ученику. Этот такт вырабатывается у учителя на основе приобретенных им знаний в области психологии и педагогики при очень внимательном отношении к детям. Кроме того, учитель должен умело использовать педагогические приемы и методы воздействия на ребенка. 
Успех обучения и воспитания детей зависит не только от учителя, но и от всего стиля работы школы. Порядок и дисциплина в ней, четкая организация всей ее жизни, правильно составленное расписание, где трудные уроки чередуются с более легкими, слаженная, дружная работа всего педагогического коллектива единые требования к детям, предъявляемые школой и семьей, постоянный контакт с родителями, разумные советы им — все это имеет большое значение для воспитания и развития у ученика психических процессов, а вместе с этим и необходимых качеств личности.


Информация о работе Трактовка проблемы психического развития