Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 15:30, реферат
Татары (самоназвание тат. татарлар, tatarlar) — тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, Синьцзяне, на Дальнем Востоке.
Делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, татары сибирские и татары астраханские. Самыми многочисленными являются татары волго-уральские, включающие субэтносы казанских татар, касимовских татар и мишарей, а также субконфессиональную общность кряшен (крещёных татар). Среди сибирских татар выделяются тобольские, тарские, тюменские, барабинские и бухарские (этносословная группа татар).
Исконными для татар были торговля 
и торгово-посреднич. деятельность. Татары 
практически монополизировали в крае 
мелочную торговлю; большинство прасолов-заготовителей 
также были татарами. С XVIII века крупные 
торговцы у татар главенствовали в операциях 
со Средней Азией и Казахстаном. 
Профессиональная культура тесно связана 
с народным творчеством. Значительного 
развития достигли национальная литература, 
музыка, театр, наука. Развито прикладное 
орнаментальное искусство (золотое шитьё, 
вышивка тамбуром, кожаная мозаика, ювелирное 
дело — скань, гравировка, чеканка, штамповка, 
резьба по камню, дереву).
Традиционное жилище
 
У татар существовали городские 
и сельские поселения. Деревни (аул) в основном 
располагались вдоль речной сети, немало 
было их при ключах, трактах, озёрах. Для 
татар Предкамья, части Приуралья характерны 
были селения малой и средней величины, 
расположенные в низинах, на склонах возвышенностей; 
в лесостепных и степных ареалах преобладали 
крупные, раскинутые вширь аулы на ровной 
местности. Старые селения татар Предкамья, 
основанные ещё во времена Казанского 
ханства, вплоть до конца XIX — начала XX 
вв. сохраняли кучевую, гнездовую формы 
расселения, беспорядочную планировку, 
отличались теснотой застройки, неровностью 
и запутанностью улиц, зачастую кончавшихся 
неожиданными тупиками. Нередко наблюдалось 
сосредоточение усадеб родственными группами, 
иногда наличие в одной усадьбе нескольких 
родственных семей. Сохранялась давняя 
традиция расположения жилищ в глубине 
двора, сплошная линия глухих уличных 
оград и т.д. В ареалах с лесостепным и 
степным ландшафтом селения большей частью 
имели очаговую форму расселения в виде 
разреженной сети одиночных обособленных 
поселений. Они характеризовались многодворностью, 
линейной, квартальной, упорядоченной 
уличной застройкой, расположением жилищ 
на линии улицы и т.д. 
В центре аулов были сосредоточены усадьбы 
зажиточных крестьян, духовенства, торговцев, 
здесь же располагались мечеть, лавки, 
магазины, общественные хлебные амбары. 
В моноэтничных селениях могло быть несколько 
мечетей, а в полиэтничных помимо них сооружались 
и церкви. На окраине селения располагались 
бани наземного или полуземляночного 
типа, мельницы. В лесных ареалах, как правило, 
околицы селений отводились под выгоны, 
обносились оградой, а на концах улиц ставились 
полевые ворота (басу капка). Крупные поселения 
зачастую являлись волостными центрами. 
В них проводились базары, ярмарки, имелись 
все необходимые для административного 
функционирования здания. 
Усадьбы разделялись на две части: передняя 
— чистый двор, где располагались жилище, 
хранилища, скотные помещения, задняя 
— огород с гумном. Здесь находились ток, 
овин-шиш, мякинник, иногда баня. Реже встречались 
однодворные усадьбы, а у богатых крестьян 
усадьбы, в которых средний двор целиком 
отводился под животноводческие постройки. 
Основной строительный материал — дерево. 
Преобладала срубная техника строительства. 
Отмечалось и возведение жилых построек 
из глины, кирпича, камня, самана, плетня. 
Избы были наземные или на фундаменте, 
подклети. Преобладал двухкамерный тип 
— изба — сени, местами бытовали пятистенки, 
избы с прирубом. Зажиточные крестьянские 
семьи строили трёхкамерные избы со связью 
(изба — сени — изба). В лесных районах 
преобладали избы, соединённые через сени 
с клетью, жилища крестообразного плана, 
«круглые» дома, крестовики и изредка 
построенные по городским образцам многокамерные 
дома. Волго-уральскими татарами было 
освоено и строительство жилищ вертикального 
развития, также в основном отмечаемые 
в лесной зоне. В их число входили дома 
с полуподвальным жилым этажом, двух-, 
изредка трёхэтажные. Последние, построенные 
по традиционному крестообразному плану, 
с мезонинами, девичьими комнатами (айванами) 
представляли специфику сельского зодчества 
казанских татар. Состоятельные крестьяне 
ставили жилые срубы на каменные, кирпичные 
кладовые, размещали в нижнем этаже лавки, 
магазины. 
Кровля стропильной конструкции, двускатной, 
местами четырёхскатной форм. При бесстропильной 
конструкции в лесных районах применялась 
самцовая, а в степных — покрытие накатом 
из брёвен, жердей. Территориальные различия 
наблюдались и в материале покрытия кровли: 
в лесной зоне — тёс, иногда применялась 
дранка, в лесостепной — солома, луб, степной 
— глина, камыш. 
Внутренняя планировка северно-среднерусского 
типа. В отдельных районах лесной и степной 
зон иногда — восточный вариант южнорусского 
плана, изредка встречался план с обратным 
направлением устья печи (к входу) и редко 
у татар-мишарей Окского бассейна — западнорусская 
планировка.
 
Традиционные черты интерьера 
избы — свободное расположение печи у 
входа, почётного места «тур» в середине 
нар (сэке), поставленных вдоль передней 
стены. Лишь у татар-кряшен «тур» помещался 
по диагонали от печи в переднем углу. 
Площадь избы по линии печи разделялась 
перегородкой или занавесью на женскую 
— кухонную и мужскую — гостевую половины. 
Отопление осуществлялось печью с топкой 
«по-белому» и лишь в редких избах татар-мишарей 
сохранились печи без труб. Хлебопекарные 
печи возводились глинобитными и из кирпича, 
различались отсутствием или наличием 
котла, способом его укрепления — подвесным 
(у отдельных групп татар-мишарей Окского 
басcейна), вмазанным и т.д. 
Интерьер жилища представлен длинными 
нарами, являвшимися универсальной мебелью: 
на них отдыхали, ели, работали. В северных 
ареалах и особенно у татар-мишарей применялись 
укороченные нары, сочетавшиеся с лавками, 
столами. Стены, простенки, углы, навершия 
и т.д. декорировались матерчатыми украшениями 
с ярким цветовым колоритом, ткаными и 
вышитыми полотенцами, салфетками, молитвенниками. 
Спальные места огораживались занавесью, 
пологом. Вдоль матицы, по верхнему периметру 
стен навешивались подзоры. Наряд избы 
дополнялся навешанной на перегородку 
или полки праздничной одеждой, настланными 
на нары и на полу войлочными и безворсовыми 
коврами, дорожками и т.д.
 
Архитектурное декоративное оформление 
жилищ сохранилось в селениях казанских 
татар районов Заказанья: старинные постройки, 
двух- и трёхэтажные байские дома, украшенные 
резным и накладным орнаментом, колонками 
с ордерами, пилястрами, стрельчатыми 
и килевидными фронтонными нишами, лёгкими 
верандами, галереями, балкончиками, оформленными 
фигурными столбиками, решёткой. Резьбой 
оформлялись наличники, плоскость фронтона, 
карниза, причелины, а также детали крыльца, 
полотнища и столбы ворот, верхняя решётка 
глухих заборов перед домом. Мотивы резьбы: 
растительный и геометрические орнаменты, 
а также стилизованное изображение птиц, 
голов животных. Резная декорировка архитектурных 
частей сочеталась с полихромной раскраской 
контрастных цветов: бело-голубой, зелёно-голубой 
и т.д. Ею же покрывались обшитые плоскости 
стен, углов. Накладная пропильная резьба 
больше использовалась в северных районах 
Окского бассейна. Здесь же получило развитие 
оформление навершия кровли, печных труб, 
водостоков узорами просечного железа. 
Наиболее простой внешний облик имели 
избы татар смежных, отчасти и южных местностей 
лесостепной зоны: обмазанные стены покрывали 
побелкой и на чистой поверхности стен 
выделялись небольшие проёмы окон без 
наличников, но большей частью снабжённые 
ставнями.