Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 20:14, курсовая работа
Структурной начальной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей.
Семья – это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье формируются все личностные качества. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании детей заключены основные функции семьи.
В исследовании приняли участие 40 семей: из них 40 родителей и 40 детей в возрасте 5-6 лет. Выборка являлась случайной. Исследование состояло из 3-х этапов.
Первый этап:
На заполнение опросника отводилось 10 – 15 минут, затем опросные листы собирались и подвергались интерпретации.
Второй этап:
С детьми родителей, которые заполнили опросники, проводилось исследование с помощью комплекса методик, для выявления особенностей самооценки. Каждый ребенок отдельно проходил в специально отведенное помещение того учреждения, которое он посещал. В течении 5-10 минут ребенок рисовал рисунок семьи, затем он обследовался по следующим 2-м методикам («Лесенка», «ЦТО»).
2.4 Обработка и интерпретация результатов
1. После заполнения опросников 
всеми родителями по каждому 
результату опросника был 
Далее мы рассортировали наиболее схожие графики типов родительского отношения. Те графики, которые входили в допустимые пределы по оси У или были близки к идеальному типу родительского отношения, мы отнесли в одну группу и дали ей название – сбалансированный тип родительского отношения. Те графики, на которых явно были выражены показатели по шкале симбиоза и инфантилизации, были отнесены в группу родительского отношения с названием симбиотический с элементами инфантилизации. Графики, на которых выделялись шкалы симбиоза и низкой кооперации, были отложены в группу родительского отношения с названием симбиотический с элементами конфронтации. Последняя группа родительского отношения отличалась выраженностью показателей по шкалам авторитаризм и инфантилизация. Этой группе было присвоено название авторитарного типа родительского отношения с элементами инфантилизации. В каждую группу вошло по 9 родителей. Остальные 4 графика из 40 не вошли ни в одну группу по причине отсутствия схожих показателей. Эти типы родительского отношения были отличны от всех остальных и представляли индивидуально-своеобразные варианты.
2. По результатам комплекса 
методик для исследования 
 
Таблица 2 – Особенности образа «Я» и самооценки ребенка при сбалансированном типе родительского отношения
№  | 
  Имя ребенка  | 
  № ступеньки по «Лесенке»  | 
  Последовательность выбора себя по «ЦТО»  | 
  Анализ детского рисунка по методике "Рисунок семьи"  | ||||
Последовательность рисования себя  | 
  Отсутствие себя на рисунке  | 
  Изображение себя после вопроса  | 
  Позиция ребенка по Г.Т. Хоментаускасу  | 
  Общие особенности рисунка и интерпретация  | ||||
1  | 
  Алена З.  | 
  3  | 
  2  | 
  1  | 
  -  | 
  -  | 
  Поз.2  | 
  Интерпретация по методике «Рисунок семьи»Вся семья нарисована, размеры пропор- циональны, сама прорисована лучше всех  | 
2  | 
  Лиза Ш.  | 
  3  | 
  2  | 
  2  | 
  -  | 
  -  | 
  Поз.1  | 
  Вся семья нарисована, размеры пропорциональны  | 
3  | 
  Полина К.  | 
  3  | 
  1  | 
  1  | 
  -  | 
  -  | 
  Поз.1  | 
  Вся семья нарисована, размеры пропорциональны  | 
4  | 
  Мелисса А.  | 
  3  | 
  Посл.  | 
  Посл.  | 
  -  | 
  -  | 
  Поз.1  | 
  Убеждение в значимости интеллекта, визуальный контакт  | 
5  | 
  Изабель Ш.  | 
  3  | 
  2  | 
  1  | 
  -  | 
  -  | 
  Поз.2  | 
  Рисует только себя, самоценность, высокая самооценка  | 
6  | 
  Артем Б.  | 
  3  | 
  Посл.  | 
  2  | 
  -  | 
  -  | 
  Поз.1  | 
  Ощущение недостаточности достигнутого  | 
7  | 
  Данил К.  | 
  3  | 
  1  | 
  Посл.  | 
  -  | 
  -  | 
  Поз.1  | 
  Недостаточный контакт, застенчивость  | 
8  | 
  Лена Г.  | 
  3  | 
  2  | 
  1  | 
  -  | 
  -  | 
  Поз.1  | 
  Все члены семьи нарисованы пропорционально и детально  | 
9  | 
  Оля В.  | 
  3  | 
  1  | 
  1  | 
  -  | 
  -  | 
  Поз.2  | 
  Вся семья нарисована, сама прорисована детально  | 
Итог  | 
  9 детей-3 ступень  | 
  3 реб.- 1 выбор, 4 реб.-2 , 2 -.посл.  | 
  4 реб.-1 изображение, 2 реб.-2, 2- посл.  | 
  Все дети нарисовали себя  | 
  Все дети рисуют се бя без на поминания  | 
  6 детей- 1 позиция, 3 реб.- 2.  | 
  Основная особенность: Рисунок содержит всех членов семьи (в одном случае только себя), изображение ребенка говорит о благоприятной самооценке  | |
 
Дети, родители которых вошли в группу со сбалансированным типом родительского отношения, занимают 1 и 2 позиции по Г.Т. Хоментаускасу. Это наиболее благоприятные позиции детей, при которых формируется адекватная или слегка завышенная самооценка. Из таблицы 1 мы видим, что все дети считают себя лучшими (по методике «Лесенка»), большее количество детей выбирают и рисуют себя первыми в методиках «ЦТО» и «Рисунок семьи». Размер ребенка на рисунке либо соответствует пропорциям либо немного увеличен и является одинаковым с размером изображения родителей. По общей интерпретации рисунка можно сказать, что дети чувствуют себя в семье достаточно комфортно. Результаты говорят о том, что у детей из этой группы наблюдается сформированность и четкость образа «Я» и самооценка ближе к адекватной.
 
Таблица 3 – Особенности образа «Я» и самооценки ребенка при симбиотическом типе родительского отношения с элементами инфантилизации
№  | 
  Имя ребенка  | 
  № ступеньки по «Лесенке»  | 
  Последовательность выбора себя по «ЦТО»  | 
  Анализ детского рисунка по методике «Рисунок семьи»  | ||||
Последовательность рисования себя  | 
  Отсутствие себя на рисунке  | 
  Изображение себя после вопроса  | 
  Позиция ребенка по Г.Т. Хоментаускасу  | 
  Общие особенности рисунка и интерпретация  | ||||
1  | 
  Данил У.  | 
  2  | 
  Посл.  | 
  Посл.  | 
  -  | 
  +  | 
  Поз.3  | 
  Стремление быть незаметным, отсутствие опоры, связь с матерью  | 
2  | 
  Настя С.  | 
  3  | 
  Посл.  | 
  Посл.  | 
  -  | 
  -  | 
  Поз.1  | 
  Связь с матерью, отсутствие опоры, защита, осторожность  | 
3  | 
  Настя Б.  | 
  2  | 
  1  | 
  2  | 
  -  | 
  -  | 
  Поз.1  | 
  Все члены пропорциональны, мама является значимым человеком  | 
4  | 
  Оля Н.  | 
  3  | 
  2  | 
  1  | 
  -  | 
  -  | 
  Поз.2  | 
  Сама и сестра большого размера и хорошо прорисованы  | 
5  | 
  Кристина П.  | 
  3  | 
  Посл.  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
  Поз.3  | 
  Малоценность, исключение себя из семьи, значимость матери  | 
6  | 
  Полина Н.  | 
  3  | 
  -  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
  Поз.3  | 
  Малоценность, желание иметь близкого друга, исключение себя из семьи  | 
7  | 
  Аня Н.  | 
  3  | 
  Посл.  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
  Поз.3  | 
  Ищет друга в лице матери, мать очень яркая, значимая  | 
8  | 
  Максим Л.  | 
  3  | 
  Посл.  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
  Поз.3  | 
  Малоценность, исключение себя из семьи  | 
9  | 
  Антон Ш.  | 
  3  | 
  Посл.  | 
  Посл.  | 
  -  | 
  +  | 
  Поз.3  | 
  Сам нарисован безликим, большая дистанция с родителями, желание иметь друга в лице родителей  | 
Итог  | 
  7 детей – 3 ступень, 2 реб.-2  | 
  1 реб-1 выбор, 1-2-й, 6 детей-посл., 1-не выбор  | 
  1 реб- 1 изображение, 1 реб.-2-е, 3-посл, 4- не нари- сованы  | 
  4 реб. не рисуют себя  | 
  2 реб. рисуют себя после вопроса  | 
  2 реб-1 позиция, 1 реб.- 2-я 6 детей – 3-я  | 
  Общее на рисунках: У детей наблюдается симбиоз с матерью, многие чувствуют себя неуверенно и мало ценят себя  | |
 
Симбиотический тип родительского отношения с элементами инфантилизации влияет на формирование преимущественно 3-й позиции у детей. Интерпретация детских рисунков показала, что большинство детей видят родителей (особенно мать) очень значимыми и важными, симбиотически связаны с ними или желают иметь друга в их лице. Кроме этого из таблицы видно, что дети оценивают себя как очень хороших детей, но по методикам «ЦТО» и «Рисунок семьи» только незначительное количество детей выбирают себя первыми, а вот последними выбирает себя большая часть детей этой группы. Более того, почти половина детей исключают себя из семьи. В 4-х случаях из 9-ти дети не нарисовали себя, изображая семью. Это позволяет сделать вывод, что дети этой группы считают себя малоценными, малозначимыми и даже стремятся быть незаметными.
 
Таблица 4 – Особенности образа «Я» и самооценки ребенка при авторитарном типе родительского отношения с элементами инфантилизации
№  | 
  Имя ребенка  | 
  № ступеньки по «Лесенке»  | 
  Последовательность выбора себя по «ЦТО»  | 
  Анализ детского рисунка по методике «Рисунок семьи»  | ||||
Последовательность рисования себя  | 
  Отсутствие себя на рисунке  | 
  Изображение себя после вопроса  | 
  Позиция ребенка по Г.Т. Хоментаускасу  | 
  Общие особенности рисунка и интерпретация  | ||||
1  | 
  Леша М.  | 
  3  | 
  Посл.  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
  Поз.3  | 
  Исключение себя из семьи, чувство физической или психологич. неловкости  | 
2  | 
  Эдик Г.  | 
  3  | 
  Посл.  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
  Поз.3  | 
  Исключение себя из семьи, ощущение малозначимости  | 
3  | 
  Семен А.  | 
  3  | 
  Посл.  | 
  Посл.  | 
  -  | 
  Поз.2  | 
  Агрессия, неопределенность, неподчинение, игнорирование требован.  | |
4  | 
  Данил А.  | 
  1  | 
  Посл.  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
  Поз.3  | 
  Исключение из семьи, ее отвержение, агрессия, грубость, бессилие  | 
5  | 
  Сережа С.  | 
  2  | 
  Посл.  | 
  Посл.  | 
  +  | 
  Поз.3  | 
  Малоценность, осторожность, защита, грубость, агрессия, регрессия, торможение  | |
6  | 
  Коля К.  | 
  3  | 
  Посл.  | 
  Посл.  | 
  -  | 
  Поз.3  | 
  Несформированность образа «Я», бессилие, тревожность, неуверенность  | |
7  | 
  Антон М.  | 
  2  | 
  Посл.  | 
  Посл.  | 
  +  | 
  Поз.4  | 
  Боязливость, потребность в опоре, бессилие, неустойчивость, отсутствие контакта  | |
8  | 
  Ваня А.  | 
  2  | 
  Посл.  | 
  Посл.  | 
  +  | 
  Поз.4  | 
  Нет опоры, стремление к защите, страхи, замкнутость, робость отстранение от родителей  | |
9  | 
  Леша К.  | 
  3  | 
  Посл.  | 
  Посл.  | 
  +  | 
  Поз.4  | 
  Агрессия, защита, страхи, малоценность  | |
Итог  | 
  1реб.- 1 ступень, 3 –2-я, 5 – 3-я  | 
  Все дети выбрали себя посл.  | 
  6 детей рисуют себя посл., 3-е не рисуют  | 
  3-е детей не рисуют себя  | 
  4 реб. рисуют себя после вопроса  | 
  1реб.-2-я поз, 5 детей- 3-я, 3-е – 4-я  | 
  Общее: Дети в основном беззащитны, но стремятся к защите. Проявляют агрессию, неподчинение. Считают себя малозначимыми  | |
 
Родители, которым свойственен авторитарный тип родительского отношения с элементами инфантилизации характеризуются тем, что их дети в своем большинстве занимают 3-ю позицию, а 3-е детей из 9-ти – четвертую. Треть детей чувствуют себя малозначимыми, почти у половины отмечается агрессия и в то же время незащищенность и бессилие. Двое детей испытывают боязливость и страхи. В целом группу детей можно охарактеризовать, как агрессивно-обороняющуюся, но бессильную. Из таблицы мы видим, что по методике «Лесенка» 5 детей ставят себя на 3-ю ступень, один ребенок считает себя плохим и ставит себя на первую. Последовательность выбора себя показывает преобладание малозначности и малоценнности детей. Почти все дети делают выбор в отношении себя последними. Из этого можно сделать следующий вывод: у родителей, предпочитающих авторитарный тип родительского отношения с элементами инфантилизации, дети склонны очень низко оценивать себя, они проявляют агрессию, неподчинение требованиям, испытывают бессилие и потребность в защите. В следствии этого у детей наблюдается тревожность, регрессия и страхи.
 
Таблица 5 – Особенности образа «Я» и самооценки ребенка при симбиотическом типе родительского отношения с элементами конфронтации
№  | 
  Имя ребенка  | 
  № ступеньки по «Лесенке»  | 
  Последовательность выбора себя по «ЦТО»  | 
  Интерпретация по методике «Рисунок семьи»  | ||||
Последовательность рисования себя  | 
  Отсутствие себя на рисунке  | 
  Изображение себя после вопроса  | 
  Позиция ребенка по Г.Т. Хоментаускасу  | 
  Общие особенности рисунка и интерпретация  | ||||
1  | 
  Дима К.  | 
  3  | 
  Посл.  | 
  1  | 
  -  | 
  -  | 
  Поз. 1  | 
  Ощущение недостаточности достигнутого, потребность в опоре, отсутствие стремление вместе с чувством неадекватности  | 
2  | 
  Рома А.  | 
  3  | 
  Посл.  | 
  Посл.  | 
  -  | 
  -  | 
  Поз.3  | 
  Незащищенность, ригидность, нехватка самоуверенности, замкнутость, робость  | 
3  | 
  Дима М  | 
  3  | 
  Посл.  | 
  Посл.  | 
  -  | 
  -  | 
  Поз.3  | 
  Агрессия, отсутствие опоры, зависимость, желание любви и привязанности  | 
4  | 
  Артем М.  | 
  3  | 
  Посл.  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
  Поз.3  | 
  Исключение себя из семьи, чувство физич. или психологич. неловкости  | 
5  | 
  Маша Ч.  | 
  1  | 
  Посл.  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
  Поз.3  | 
  Исключение себя из семьи, страхи, тревога, робость  | 
6  | 
  Марина Ш.  | 
  3  | 
  Посл.  | 
  Посл.  | 
  -  | 
  +  | 
  Поз.3  | 
  Пугливость, застенчивость, импульсивность, дистанция с матерью, значимость сестры  | 
7  | 
  Лиза Я  | 
  3  | 
  Посл.  | 
  2  | 
  -  | 
  -  | 
  Поз.3  | 
  Контакт с родителями, отсутсвие стремления вместе с чувством неадекватности  | 
8  | 
  Маша Д  | 
  3  | 
  Посл.  | 
  Посл.  | 
  -  | 
  +  | 
  Поз.1  | 
  Тревога, недостаточный контроль действий, незащищенность, страх, враждебность  | 
9  | 
  Рома Г.  | 
  3  | 
  Посл.  | 
  Посл.  | 
  -  | 
  +  | 
  Поз.3  | 
  Большая дистанция с родителями, бессилие, малоценность, стремление быть незамеченным  | 
Итог  | 
  8 детей – 3 ступень, 1 реб.-1-я  | 
  Все дети выбрали себя посл.  | 
  1 реб.- нарисан 1-м, 1 реб.- 2-м, 5-посл..  | 
  2 ребенка не нарисовали себя  | 
  3 реб. рисуют себя после вопроса  | 
  2 реб.- 1-я поз, 7 детей – 3-я поз.  | 
  Общее: дети чувствуют себя незащищенными, пугливы, застенчивы, многие испытывают страхи  | |
Информация о работе Типы родительского отношения и виды воспитания