2) Оценка 
проделанной работы требует учета 
коллективного мнения, проведения 
индивидуальных бесед с сотрудниками. 
На основе этой подготовительной работы 
начальник определяет:
  - в какую сторону сместить оценочные акценты;
 
  - когда высказать оценку (сразу или спустя некоторое время);
 
  - в какой обстановке (публично или индивидуально);
 
  - в какой форме (устно или письменно);
 
  - от чьего имени (от своего или от коллектива).
 
3) Оценка 
проделанной работы требует корректности 
и такта. При публичном обсуждении 
итогов недопустимо сенсационно, с сарказмом, 
преподносить выявленные недостатки, 
приписывать вину. Важно предоставлять 
подчиненным возможность отвечать на 
выдвинутые в их адрес обвинения. Если 
руководитель сделает ошибочный вывод, 
то его долг публично признать свою ошибку.
К основным формам 
вербальной оценки подчиненного относят:
  - поощрение;
 
  - похвалу;
 
  - одобрение;
 
  - критику.
 
Важно избрать 
такую ее форму, которая побуждала бы 
его к изменению отношения к заданию.
Возможны 
следующие варианты критики:
  - упрек («А мы на вас так рассчитывали!»);
 
  - надежда («Надеюсь, в следующий раз вас ждет успех!»);
 
  - аналогия («В моей практике была подобная ошибка»);
 
  - похвала («Работа выполнена хорошо, но только не для этого случая»);
 
  - озабоченность («Особую озабоченность вызывает состояние дел у...»);
 
  - сопереживание («К сожалению, вынужден отметить некачественную работу»);
 
  - удивление («К сожалению, не ожидал от вас этого»);
 
  - смягчение («Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы»);
 
  - опасение («Очень жаль, но я уверен, что подобное может повториться снова»);
 
  - намек («Я знал одного человека, который поступил так же, но карьера у него почему-то не пошла»);
 
  - наказание.
 
Важнейшей формой 
управленческого воздействия руководителя 
является отдача приказов (распоряжений). 
Зачастую руководителям не хватает чувства 
уверенности. Они ясно представляют, что 
необходимо делать, однако им не хватает 
способностей и навыков добиться качественного 
выполнения всех своих распоряжений. Это 
вызывает у них постоянное ощущение несоответствия 
своему месту.
Обычно различают 
следующие варианты отдачи приказов 
и распоряжений:
1. «Туманный приказ». Он 
характеризуется неясностью, неконкретностью, 
размытостью требований и, как правило, 
почти не имеет шансов привести к положительным 
результатам.
2. «Приказ-уговор». Руководитель 
взывает к логике, чувству личной заинтересованности 
или лояльности подчиненного. Этот метод 
может быть эффективен, если он удачно 
применен и подчиненный понимает, почему 
ему необходимо изменить свое поведение, 
выполнить что-то. Однако он только тогда 
полезен, когда подчиненный разделяет 
убеждения и ценности руководителя и организации 
в целом.
3. «Приказ-угроза». Этот 
метод основан на том предположении, что 
страх иногда является достаточным мотивом 
и короткое время эффективен. Однако чувство 
обиды может усилиться и сказаться на 
самочувствии как руководителя, так и 
подчиненного, может привести к конфликтам. 
Он эффективен лишь в экстремальных ситуациях, 
требующих быстрых действий.
4. «Приказ-просьба». Руководитель 
пытается взывать к лучшим чувствам подчиненного 
и обеспечить себе сочувствие. Этот метод 
обоснован и эффективен при условии, что 
между руководителем и подчиненным существует 
особая доверительность отношений.
5. «Приказ-подкуп». Руководитель 
может предоставить своему подчиненному 
какие-либо преимущества, если он определенным 
образом изменит свое поведение, свои 
действия или будет выполнять что-либо. 
В некоторых ситуациях подкуп как метод 
действует, однако его применение таит 
в себе нежелательные последствия для 
руководителя. Этот метод разделяет и 
противопоставляет подчиненных, заставляет 
их в дальнейшем ждать еще больших уступок.
6.«Приказ 
– категоричное требование». Руководитель 
использует правила и требования обычной 
субординации, чтобы заставить подчиненного 
выполнить определенную задачу. Он в категоричной 
и лаконичной форме отдает распоряжение, 
не терпящее ним возражений, ни двусмысленностей. 
Этот подход не слишком оригинален, но 
его преимуществами являются простота, 
четкость, отсутствие множества толкований.
Какой-либо 
из вариантов отдачи распоряжений и 
приказов эффективен лишь в конкретной 
ситуации, при решении конкретных 
задач и в отношении конкретного подчиненного.
 
 
Резюме
  - Психологическое воздействие рассматривается как структурная единица, компонент общения, целью и результатами которого является изменение, перестройка индивидуальных или групповых психологических явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний). Управленческое воздействие выступает частью, функциональной формой психологического воздействия и используется преимущественно в системе, где доминируют статусные роли (в первую очередь такие, как «руководитель», «подчиненный» и др.).
 
  - Основные способы управленческого воздействия – внушение, заражение, подражание и убеждение.
 
  - Внушение – способ психологического воздействия преимущественно эмоционально-волевого характера, основанный на некритическом восприятии и принятии индивидом целенаправленного потока информации, которая не нуждается в доказательствах и логике, которая содержит готовые выводы.
 
  - Заражение – способ психологического воздействия, основанный на бессознательной, невольной подверженности индивида определенным эмоциональным состояниям, передающимся извне.
 
  - Подражание – способ психологического воздействия, основанный не только на принятии внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но и на воспроизведении индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.
 
  - Убеждение – преимущественно интеллектуальное психологическое воздействие, основанное на передаче логически выстроенной информации и ставящее целью добровольное ее принятие в качестве побудительного мотива деятельности. При убеждении достигается не просто принятие информации, а внутреннее согласие с ней, причем окончательный вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно.
 
  - Эффективность психологического воздействия зависит от учета индивидуальных особенностей подчиненных. Анализ темперамента, характера, способностей, интересов, потребностей, поведенческих стереотипов позволяет выявить определенную типологию объектов психологического воздействия.
 
 
Вопросы и задания 
для самоконтроля:
  - Какова структура управленческого воздействия?
 
  - Раскройте основные подходы к проблеме управленческого воздействия руководителя.
 
  - Что такое феномен конформизма?
 
  - В чем особенность механизма: убеждение, внушение, заражение, подражание, просьба, принуждение, манипуляция?
 
  - Раскройте сущность различных форм управленческого воздействия руководителя.
 
  - Представьте типологию объектов психологического воздействия.
 
  - Дайте характеристику различных видов приказов и распоряжений как форм психологического воздействия.
 
 
Литература:
  - Кабаченко, Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами /Т.С. Кабаченко. – СПб.: Питер, 2006. –399 с.
 
  - Коноваленко, В.А. Управление персоналом – креативный менеджмент в помощь руководителю / В.А.Коноваленко, М.Ю.Коноваленко. – М.: Дашков и К., 2009. – 223 с.
 
  - Мерманн, Э. Мотивация персонала /Э. Мерманн. – Мотивация персонала.: Гуманит. центр, 2007. – 182 с.
 
  - Рамендик, Д.М. Управленческая психология /Д.М. Рамендик. – М.: Форум: Инфра-М, 2010. – 254 с.
 
  - Семенов, А.К. Психология и этика менеджмента и бизнеса / А.К.Семенов, Е.Л.Маслова. – М.: Дашков и К., 2006. – 274 с.