Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 12:35, реферат
В типологии личностей преступников следует раз¬личать три градации:
1)  общий тип преступника;
2)  лич¬ность преступника определенной категории;
3)  лич¬ность преступника определенного вида.
Объективная всесторонняя оценка доказательств — основа правильного судебного решения.
В некоторых случаях судебные ошибки допускаются из-за поверхностного исследования доказательств, следствием чего могут быть как неоправданно жесткие, так и мягкие приговоры.
Составление приговора. Закон устанавливает ряд общих требований к структуре приговора. Приговор состоит из следующих частей:
1) вводная,
2) описательная,
3) резолютивная.
Он составляется одним из судей и подписывается всеми судьями (особое мнение излагается отдельно в письменном виде). Приговор составляется в общедоступных, понятных выражениях. Описание преступного деяния в нем должно соответствовать установленным судом фактам.
В оправдательном приговоре не должны допускаться формулировки, ставящие под сомнение невиновность оправданного.
Обоснование судебного решения должно содержать анализ доказательств, доводы, по которым суд принял во внимание одни доказательства и отверг другие. Решение о наказании формулируется так, чтобы при исполнении приговора не возникало никаких сомнений.
Сложный процесс постановления законного, обоснованного, справедливого и воспитательно-эффективного приговора требует глубокой аналитической деятельности судей — они призваны соотнести социально значимые психические дефекты данной личности с конкретными исправительными возможностями назначаемой меры наказания. Уголовно-правовое наказание — не акт мести, а средство ресоциализации нарушившей закон личности.
ТЕМА: Психология следователя и следственной деятельности
Психологические особенности личности следователя
| Просмотров: 1 997 | Комментарии: 0
Правосудие по уголовным делам осуществляется только судом. Но для всестороннего, полного и объективного исследования судом обстоятельств дела требуется подготовительная работа — предварительное следствие.
Задачами предварительного следствия являются:
Цель следственной 
деятельности — установление истины но уголовному 
делу, которая достигается в процессе 
познавательно-
Деятельность следователя характеризуется следующими особенностями:
Повышенная психическая напряженность работы следователя, необходимость постоянной оперативной реактивности предъявляют особые требования к его нейрофизиологической организации и качествам его психики.
К нервно-психическим качествам, значимым в профессии следователя, следует отнести:
· сенситивность— повышенную нервно-психическую чувствительность к внешним воздействиям;
· эмоциональную устойчивость;
· пониженный уровень тревожности — умеренную эмоциональную возбудимость в опасных ситуациях;
· резистентность — сопротивляемость внешним и внутренним психотравмирующим условиям;
· толерантность — устойчивость к нервно-психическим перенапряжениям.
Среди личностных качеств следователя первостепенную значимость имеют интеллектуальные, волевые и коммуникативные качества.
Интеллектуальные качества следователя должны отвечать требованиям развитого практического ума. Особенностью практического ума следователя является тонкая наблюдательность, внимание к отдельным деталям события, умение использовать для разрешения частной задачи то особенное и единичное, что не входит полностью в теоретическое обобщение, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно.
К основным профессионально-
Честность следователя 
— это прежде всего объективное и справедливое 
отношение ко всем участникам уголовного 
процесса, без предвзятости, обвинительного 
уклона, непримиримость ко лжи и несправедливости, 
субъективизму и произволу.
Психологические 
аспекты юридической 
| Просмотров: 1 725 | Комментарии: 0
Ответственность — необходимость подчинения поведения человека социальным требованиям.
Юридическая ответственность — обязанность гражданина подчинять свое поведение социальным нормам, получившим статус юридического закона. Юридическая ответственность — урегулированное правом отношение между нарушителем закона и государством в лице его правомочных представителей.
Целью юридической ответственности является не только охрана существующего правопорядка, но и исправительное воздействие на личность правонарушителя.
Юридическая ответственность реализуется на основе ряда принципов: законности, обоснованности, справедливости, целесообразности, неотвратимости и милосердия. Все эти принципы имеют свои психологические аспекты.
Законным основанием возникновения 
юридической ответственности 
Вина —причастность личности (личностных психических качеств) к противоправному деянию и его последствиям.
Наличие вины может быть и при отсутствии в структуре деяния осознанных мотивов. Необходимо освобождать следователей и судей от бесплодных поисков мотивов в тех деяниях, которые сами по себе не содержат осознанных мотивов.
Тема: Исправительно-трудовая психология
Предмет и задачи исправительно-трудовой психологии
| Просмотров: 2 054 | Комментарии: 0
Исправительная психология изучает психологические основы ресоциализании осужденных:
· восстановление нарушенных социальных качеств личности, необходимых для ее полноценной жизнедеятельности в обществе;
· проблемы эффективности наказания;
· динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих возможностей в различных условиях жизнедеятельности;
· соответствие исправительного законодательства задачам исправления осужденных.
Исправительная психология призвана выработать практические рекомендации по ресоциализации осужденных, разрабатывать средства и приемы психологической коррекции личности правонарушителей.
Ресоциализация 
личности 
осужденных связана прежде всего с их 
ценностной переориентацией, формированием 
у них механизма социально положительного 
целеполагания, отработкой прочных стереотипов 
социально положительного поведения. 
Создание условий формирования адаптированного 
поведения личности — основная задача 
исправительных учреждений. Решение этой 
задачи связано с теоретической разработкой 
проблемы личностного исправления, личностной 
реконструкции в процессе исполнения 
наказания.
Сложные задачи, стоящие перед уголовно-исполнительными учреждениями, могут успешно решаться лишь на основе коренной перестройки их деятельности, комплексных социальных и психолого-педагогических программ ресоциализации различных категорий осужденных.
Исправительная психология исследует закономерности и особенности жизнедеятельности человека, отбывающего наказание, положительные и отрицательные факторы условий социальной изоляции для личностной самореализации индивида. Задача работников исправительных учреждений состоит в диагностике личностных дефектов осужденных, разработке обоснованной программы их исправления, предупреждении тех многочисленных отрицательных «влияний тюрьмы», которые традиционно содействуют криминализации.
Решение сложных проблем психодиагностики и психокоррекции отдельных категорий осужденных по силам только соответствующим специалистам в области ресоциализирующей психологии. В связи с этим отметим и острый дефицит в подобных кадрах, и крайнюю научную неразработанность проблем пенитенциарной психологии — теории личностной перестройки, социальной реконструкции осужденных.
В качестве общих задач исправительной психологии можно указать следующие:
· психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление конкретных дефектов ее общей социализации, правовой социализации, а также дефектов ее психической саморегуляции;
· разработка долгосрочной программы индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции, поэтапной ее реализации;
· осуществление необходимых мер психотерапии, релаксации, нивелирование личностных акцентуаций, психопатических проявлений, снятие всевозможных психологических барьеров, проявлений криминальной психологической защиты;
· разработка и внедрение новых принципов режима, его коренная гуманитаризация;
· всемерное восстановление нарушенных социальных связей личности, мобилизация ее психической активности, формирование социально положительной микросреды;
· формирование социально положительных жизненных перспектив.
Исправление преступника — сложный психологизированный процесс его личностной реконструкции. Драматизм психического состояния преступников состоит в том, что своему жуткому, мерзкому преступлению они придают положительный личностный смысл, оправдывают себя путем обесценивания нарушенных ими ценностей, ограждения своего внутреннего мира от психотравмирующих воздействий, использования ложных, суррогатных замещений.
Исправить преступника 
— значит осуществить его глубинную личностную 
перестройку, изменить личностную направленность, 
сформировать новый социально адаптированный 
стиль его жизнедеятельности. Но возможно 
ли достижение этих задач только методом 
наказания? Человека нельзя сформировать 
и тем более исправить методом устрашения, 
кары, прямого грубого принуждения. Одно 
и то же наказание по-разному действует 
на разных людей.
Пенитенциарное воздействие — воздействие духовное. Личность может самоизменяться только изнутри. Внешние же побуждения — лишь условие для принятия ею своих решений.
Исправление провинившейся личности может быть достигнуто только через покаяние, самоснятие вины преступником посредством ее признания и чистосердечного самоосуждения — раскаяния, ее ценностной переориентации, включение в сферу ее стыда и совести нарушенной социальной ценности.
Барьер нравственного 
самоанализа преступника — 
Кризис нравственного самоанализа является не только индивидуальным пороком. Он имеет широкую социальную базу. Прошедшие десятилетия нашей истории были малочувствительны к душевным проблемам личности, нравственные категории относились к разряду второстепенных по сравнению с политической грамотностью.
Жизнедеятельность и психологическое состояние предварительно заключенных и осужденных
| Просмотров: 1 641 | Комментарии: 0
Тюрьмы предварительного заключения, следственные изолятор (СИЗО) — скорбное обиталище людей, суд над которыми еще не состоялся и которые могут быть еще признаны невиновными. Но их уже карают тяжелым тюремным режимом; тяжелым настолько, что, длительно пребывая в этих невыносимых условиях, человек становится способным на самооговор, чтобы побыстрее попасть в более приемлемые условия стационарного заключения.
Основным видом учреждения, в котором отбывается предварительное заключение, является тюрьма (следственный изолятор), то есть самый тяжелый режим наказания. Требования этого режима наказания грубо подавляют личность.
Ресоциализация осужденных осуществляется исправительными колониями общего, строгого, особого режимов и тюрьмой.
В исправительных колониях общего режима отбывают наказание лица, впервые осужденные к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести.
Для них установлена 
Отряды осужденных постоянно обновляются вновь прибывшими, что значительно затрудняет процесс группового нормообразования.
В исправительных колониях строгого режима содержатся лица, осужденные на срок более десяти лет, совершившие особо тяжкие преступления, и лица, ранее судимые за умышленные преступления. Это наиболее криминализированная часть преступников, трудно поддающаяся ресоциализации, укорененная в криминальную субкультуру. Это стабильный контингент исправительной колонии, с которым осуществляется длительная исправительная работа.
Исправительные колонии особого режима и тюрьма – учреждения с ужесточенным режимом, в которых содержатся рецидивисты.
Эти осужденные отбывают наказание в строгих условиях, постоянно находятся в запираемых помещениях. Их права в приобретении продуктов и предметов первой необходимости существенно ограничены. Тюрьма — исправительное учреждение особого режима, исполняющее наказание в виде лишения свободы в отношении лиц, представляющих особую общественную опасность. Отличается строжайшей изоляцией и подавлением личности заключенного. Несовершеннолетние правонарушители содержатся в воспитательных колониях.
Особенно жестоко изоляция травмирует неокрепшую психику подростков. Здесь возможны тяжкие, необратимые психические деформации личности. Ограниченность поля возможностей для развития и самореализации личности особенно пагубна для подростков. Но еще более пагубна для них ранняя криминализация. Уже па «входе» в систему ИУ в следственном изоляторе на несформированную еще личность обрушивается шквал тяжких испытаний: ритуал «прописки», испытание на выносливость, сообразительность, толерантность. Все это сразу вскрывает перед подростком значимость криминальной субкультуры.
Криминальная субкультура включает в себя ряд поведенческих императивов: цинизм, жестокость, дерзость, запирательство в уголовном процессе, необходимость обязательного реагирования на оскорбление и т. п. Однако сила, жестокость, цинизм высоко ценятся лишь в среде «вульгарных» преступников. В среде организованной преступности более высоко ценятся интеллект, расчет, решительность, многоопытность.