Содержание
 
Введение…………………………………………………………………….3
  - Теория развития личности Э.Эриксона………………………….....4
 
  - Восемь стадий развития личности 
  по Э.Эриксону………….……..7
 
Заключение…………………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………………...16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
       Как объект исследования личность 
уникальна  по своей сложности. Сложность эта  
заключена, прежде всего, в том, что  в личности 
объединены различные плоскости бытия 
конкретного человека – от его телесного 
бытия до духовного – как живого тела, 
как сознательного и активного субъекта, 
как члена общества.
 
       Само  слово личность (personality) 
в английском языке происходит от латинского  
«persona». Персона – это маска, которую надевают 
актеры в древнегреческом театре. Таким 
образом, личность – это личина, социальный 
образ, который индивидуальность принимает, 
когда играет определенные жизненные 
роли.
Каждое из определений личности, 
имеющихся в научной литературе, подкреплено 
экспериментальными исследованиями и 
теоретическими обоснованиями и поэтому 
заслуживает того, чтобы его учесть при 
рассмотрении понятия «личность». Чаще 
всего под личностью понимают человека 
в совокупности его социальных и жизненно 
важных качеств, приобретенных им в процессе 
социального развития. К числу личностных 
качеств также не принято относить качества 
человека, характеризующие особенности 
развития его познавательных психических 
процессов или индивидуальный стиль деятельности, 
за исключением тех, которые проявляются 
в отношениях к людям и обществу в целом. 
Чаще всего в содержание понятия «личность» 
включают устойчивые свойства человека, 
которые определяют значимые в отношении 
других людей поступки.
Таким образом, личность - это 
конкретный человек, взятый в системе 
его устойчивых социально обусловленных 
психологических характеристик, которые 
проявляются в общественных связях и отношениях, 
определяют его нравственные поступки 
и имеют существенное значение для него 
самого и окружающих.
 
 
  - Теория развития 
  личности Эрика Эриксона
 
Теоретические формулировки Эриксона 
касаются исключительно развития Я (эго). 
Хотя он неизменно настаивал на том, что 
его идеи не более, чем дальнейшее систематическое 
развитие концепции Фрейда о психосексуальном 
развитии в свете новых открытий в социальных 
и биологических науках, Эриксон решительно 
отошел от классического психоанализа 
по четырем важным пунктам. Во-первых, 
в его работе отчетливо виден решительный 
сдвиг акцента от Оно к Я, что сам Фрейд 
лишь частично признавал в последние годы 
своей деятельности. С позиции Эриксона, 
скорее именно Я составляет основу поведения 
и функционирования человека. Он рассматривал 
Я как самостоятельную структуру личности, 
основным направлением развития которой 
является социальная адаптация; параллельно 
идет развитие Оно и инстинктов. Подобный 
взгляд на природу человека, названный эго-психологией, радикально отличается от раннего психодинамического 
мышления тем, что эго-психология описывает 
людей как более рациональных и поэтому 
принимающих осознанные решения и сознательно 
решающих жизненные проблемы. В то время 
как Фрейд считал, что Я борется, пытаясь 
разрешить конфликт между инстинктивными 
побуждениями и моральными ограничениями, 
Эриксон доказывал, что Я – это автономная 
система, взаимодействующая с реальностью 
при помощи восприятия, мышления, внимания 
и памяти. Уделяя особое внимание адаптивным 
функциям Я, Эриксон считал, что человек, 
взаимодействуя с окружением в процессе 
своего развития, становится все более 
и более компетентным.[1]
Во-вторых, Эриксон развивает новый взгляд 
относительно индивидуального взаимоотношения 
с родителями и культурным контекстом, 
в котором существует семья. Если Фрейда 
интересовало влияние родителей на становление 
личности ребенка, то Эриксон подчеркивает 
исторические условия, в которых формируется 
Я у ребенка. Он основывается на результатах 
наблюдений за людьми, принадлежащими 
к различным культурам, чтобы показать: 
развитие Я неизбежно и тесно связано 
с меняющимися особенностями социальных 
предписаний и системой ценностей.[1]
В-третьих, теория развития Я охватывает 
все жизненное пространство индивидуума 
(то есть от младенчества до зрелости и 
старости). Фрейд, напротив, ограничился 
влиянием ранних детских переживаний 
и не уделял внимания вопросам развития 
за пределами генитальной стадии.
И наконец, в-четвертых, у Фрейда и Эриксона 
различные взгляды на природу и разрешение 
психосексуальных конфликтов. Целью Фрейда 
было раскрытие сущности и особенностей 
влияния на личность неосознаваемой психической 
жизни, а также объяснение того, как ранняя 
травма может привести к психопатологии 
в зрелости. Эриксон, наоборот, видел свою 
задачу в том, чтобы привлечь внимание 
к способности человека преодолевать 
жизненные трудности психосоциального 
характера. Его теория ставит во главу 
угла качества Я, то есть его достоинства, раскрывающиеся 
в различные периоды развития. Возможно, 
это последнее различие является ключевым 
для понимания концепции Эриксона об организации 
и развитии личности. Фрейдовскому фаталистическому 
предупреждению о том, что люди обречены 
на социальное угасание, если отдадутся 
своим инстинктивным стремлениям, противостоит 
оптимистическое положение о том, что 
каждый личный и социальный кризис представляет 
собой своего рода вызов, приводящий индивидуума 
к личностному росту и преодолению жизненных 
препятствий. Знание того, как человек 
справлялся с каждой из значимых жизненных 
проблем или как неадекватное разрешение 
ранних проблем лишило его возможности 
справляться с дальнейшими проблемами, 
составляет, по мнению Эриксона, единственный 
ключ к пониманию его жизни.[1]
Пока мы касались только основных теоретических 
расхождений между Эриксоном и Фрейдом. 
Однако стоит отметить, что существуют 
и вопросы, по которым между ними существует 
согласие. Например, оба теоретика сходятся 
в том, что стадии развития личности предопределены, 
и порядок их прохождения является неизменным. 
Эриксон также признает биологические 
и половые основы всех более поздних мотивационных 
и личностных диспозиций, а также принимает 
фрейдовскую структурную модель личности 
(Оно, Я, Сверх-Я). Однако, несмотря на наличие 
сходных положений, многие персонологи 
считают, что теоретические посылки Эриксона 
отличаются от таковых в классическом 
психоанализе.[1]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  - Восемь стадий развития 
  личности по Э.Эриксону
 
Стадия 1. Младенчество. Доверие или недоверие. (1-ый 
год жизни). Первая стадия развития человека соответствует 
оральной фазе классического психоанализа 
и обычно охватывает первый год жизни. 
В этот период, считает Эриксон, развивается 
параметр социального взаимодействия, 
положительным полюсом которого служит 
доверие, а отрицательным —недоверие.
Степень доверия, которым ребенок 
проникается к окружающему миру, к другим 
людям и к самому себе, в значительной 
степени зависит от проявляемой к нему заботы. 
Младенец, который получает все, что хочет, 
потребности которого быстро удовлетворяются, 
 который никогда долго не испытывает недомогания, 
которого баюкают и ласкают, с которым 
играют и разговаривают, чувствует, что 
мир, в общем, место уютное, а люди—существа 
отзывчивые и услужливые. Если же ребенок 
не получает должного ухода, не встречает 
любовной заботы, то в нем вырабатывается 
недоверие - боязливость и подозрительность 
по отношению к миру вообще, к людям в частности, 
и недоверие это он несет с собой в другие 
стадии его развития.[2]
Необходимо подчеркнуть, однако, 
что вопрос о том, какое начало одержит 
верх, не решается раз и навсегда в первый 
год жизни, но возникает заново на каждой 
последующей стадии развития. Это и несет 
надежду и таит угрозу. Ребенок, который 
приходит в школу с чувством настороженности, 
может постепенно проникнуться доверием 
к какой-нибудь учительнице, не допускающей 
несправедливости по отношению к детям. 
При этом он может преодолеть первоначальную 
недоверчивость. Но зато и ребенок, выработавший 
в младенчестве доверчивый подход к жизни, 
может проникнуться к ней недоверием на 
последующих стадиях развития, если, скажем, 
в случае развода родителей в семье создается 
обстановка, переполненная взаимными 
обвинениями и скандалами.
 
 
 
 Стадия 2. Достижение 
равновесия
Самостоятельность и нерешительность
 
 Вторая стадия охватывает второй 
и третий год жизни, совпадая с анальной 
фазой фрейдизма. В этот период, считает 
Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на 
основе развития его моторных и психических 
способностей. На этой стадии ребенок 
осваивает различные движения, учится 
не только ходить, но и лазать, открывать 
и закрывать, толкать и тянуть, держать, 
отпускать и бросать. Малыши наслаждаются 
и гордятся своими новыми способностями 
и стремятся все делать сами: разворачивать 
леденцы, доставать витамины из пузырька, 
спускать в туалете воду и т.д. Если родители 
предоставляют ребенку делать то, на что 
он способен, а не торопят его, у ребенка 
вырабатывается ощущение, что он владеет 
своими мышцами, своими побуждениями, 
самим собой и в значительной мере своей 
средой — то есть у него появляется самостоятельность.  
Но если воспитатели проявляют нетерпение 
и спешат сделать за ребенка то, на что 
он и сам способен, у него развивается стыдливость 
и нерешительность. Конечно, не бывает 
родителей, которые ни при каких условиях 
не торопят ребенка, но не так уж неустойчива 
детская психика, чтобы реагировать на 
редкие события. Только в том случае, если 
в стремлении оградить ребенка от усилий 
родители проявляют постоянное усердие, 
неразумно и неустанно браня его за «несчастные 
случаи», будь то мокрая постель, запачканные 
штанишки, разбитая чашка или пролитое 
молоко, у ребенка закрепляется чувство 
стыда перед другими людьми и неуверенность 
в своих способностях управлять собой 
и окружением.[2]
Если из этой стадии ребенок 
выйдет с большой долей неуверенности, 
то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем 
на самостоятельности и подростка, и взрослого 
человека. И наоборот, ребенок, вынесший 
из этой стадии гораздо больше самостоятельности, 
чем стыда и нерешительности, окажется 
хорошо подготовлен к развитию самостоятельности 
в дальнейшем. И опять-таки соотношение 
между самостоятельностью, с одной стороны 
и стыдливостью и неуверенностью - с другой, 
установившееся на этой стадии, может 
быть изменено в ту или другую сторону 
последующими событиями.
 
Стадия 3. Предприимчивость 
и чувство вины
Третья стадия обычно приходится 
на возраст от четырех до пяти лет. Дошкольник 
уже приобрел множество физических навыков, 
он умеет и на трехколесном велосипеде 
ездить, и бегать, и резать ножом, и камни 
швырять. Он начинает сам придумывать 
себе занятия, а не просто отвечать на 
действия других детей или подражать им. 
Изобретательность его проявляет себя 
и в речи, и в способности фантазировать. Социальный 
параметр этой стадии, говорит Эриксон, 
развивается между предприимчивостью на 
одном полюсе ичувством вины на другом. 
От того, как в этой стадии реагируют родители 
на затеи ребенка, во многом зависит, какое 
из этих качеств перевесит в его характере. 
Дети, которым предоставлена инициатива 
в выборе моторной деятельности, которые 
по своему желанию бегают, борются, возятся, 
катаются на велосипеде, на санках, на 
коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. 
Закрепляет ее и готовность родителей 
отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная 
предприимчивость) и не мешать ему фантазировать 
и затевать игры. Но если родители показывают 
ребенку, что его моторная деятельность 
вредна и нежелательна, что вопросы его 
назойливы, а игры бестолковы, он начинает 
чувствовать себя виноватым и уносит это 
чувство вины в дальнейшие стадии жизни.[2]
 
Стадия 4. Умелость и неполноценность
Четвертая стадия — возраст 
от шести до одиннадцати лет, годы начальной 
школы. Классический психоанализ называет 
их латентной фазой. В этот период любовь 
сына к матери и ревность к отцу (у девочек 
наоборот) еще находится в скрытом состоянии. 
В этот период у ребенка развивается способность 
к дедукции, к организованным играм и регламентированным 
занятиям. Только теперь дети  учатся играть 
в камешки и другие игры, где надо соблюдать 
очередность. Эриксон говорит, что психосоциальный 
параметр этой стадии характеризуется умелостью с 
одной стороны и чувством неполноценности - 
с другой.
В этот период у ребенка обостряется 
интерес к тому, как вещи устроены, как 
их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. 
Этому возрасту понятен и близок Робинзон 
Крузо; в особенности отвечает пробуждающемуся 
интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм, 
с которым Робинзон описывает во всех 
подробностях свои занятия. Когда детей 
поощряют мастерить что угодно, строить 
шалаши и авиамодели, варить, готовить 
и рукодельничать, когда им разрешают 
довести начатое дело до конца, хвалят 
и награждают за результаты, тогда у ребенка 
вырабатывается умелость и способности 
к техническому творчеству. Напротив, 
родители, которые видят в трудовой деятельности 
детей одно «баловство» и «пачкотню», 
способствуют развитию у них чувства неполноценности.[2]
В этом возрасте, однако, окружение 
ребенка уже не ограничивается домом. 
Наряду с семьей важную роль в его возрастных 
кризисах начинают играть и другие общественные 
институты. Здесь Эриксон снова расширяет 
рамки психоанализа, до сих пор учитывавшего 
лишь влияние родителей на развитие ребенка. 
Пребывание ребенка в школе и отношение, 
которое он там встречает, оказывает большое 
влияние на уравновешенность его психики. 
Ребенок, не отличающийся сметливостью, 
в особенности может быть травмирован 
школой, даже если его усердие и поощряется 
дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу 
для умственно отсталых детей, но он усваивает 
учебный материал медленнее, чем сверстники, 
и не может с ними соревноваться. Непрерывное 
отставание в классе несоразмерно развивает 
у него чувство неполноценности.
Зато ребенок, склонность которого 
мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных 
насмешек дома, может оживить ее в школе 
благодаря советам и помощи чуткого и 
опытного учителя. Таким образом, развитие 
этого параметра зависит не только от 
родителей, но и от отношения других  взрослых.[2]
 
Стадия 5. Кризис подросткового возраста
Идентификация личности и путаница 
ролей
При переходе в пятую стадию (12-18 
лет) ребенок сталкивается, как утверждает 
классический психоанализ, с пробуждением 
«любви и ревности» к родителям. Успешное 
решение этой проблемы зависит от того, 
найдет ли он предмет любви в собственном 
поколении. Эриксон не отрицает возникновения 
этой проблемы у подростков, но указывает, 
что существуют и другие. Подросток созревает 
физиологически и психически, и в добавление 
к новым ощущениям  и желаниям, которые 
появляются в результате этого созревания, 
у него развиваются и новые взгляды на 
веши, новый подход к жизни. Важное место 
в новых особенностях психики подростка 
занимает его интерес к мыслям  других 
людей, к тому, что они сами о себе думают. 
Подростки могут создавать себе мысленный 
идеал семьи, религии, общества, по сравнению 
с которым  весьма проигрывают далеко несовершенные, 
но реально существующие семьи, религии 
и общества. Подросток способен вырабатывать 
или перенимать теории и мировоззрения, 
которые сулят примирить все противоречия 
и создать гармоническое целое. Короче 
говоря, подросток - это нетерпеливый идеалист, 
полагающий, что создать идеал на практике 
не труднее, чем вообразить его в теории.  
Эриксон считает, что возникающий в этот 
период параметр связи с окружающим колеблется 
между положительным полюсомидентификации 
«Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. 
Иначе говоря, перед подростком, обретшим 
способность к обобщениям, встает задача 
объединить все, что он знает о себе самом 
как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, 
бойскауте, газетчике и так далее. Все 
эти роли он должен собрать в единое целое, 
осмыслить его, связать с прошлым и проецировать 
в будущее. Если молодой человек успешно 
справится с этой задачей — психосоциальной 
идентификацией, то у него появится ощущение 
того, кто он есть, где находится и куда 
идет.  
В отличие от предыдущих стадий, где родители 
оказывали более или менее прямое воздействие 
на исход кризисов развития, влияние их 
теперь оказывается косвенным. Если благодаря 
родителям подросток уже выработал доверие, 
самостоятельность, предприимчивость 
и умелость, то шансы его на идентификацию, 
то есть на опознание собственной индивидуальности, 
значительно увеличиваются.  
Противоположное - справедливо для подростка 
недоверчивого, стыдливого, неуверенного, 
исполненного чувства вины и сознания 
своей неполноценности. Поэтому подготовка 
к всесторонней психосоциальной идентификации 
в подростковом возрасте должна начинаться, 
по сути, с момента рождения.[2]                  
  
Если из-за неудачного детства или тяжелого 
быта подросток не может решить задачу 
идентификации и определить свое «Я», 
то он начинает проявлять симптомы путаницы 
ролей и неуверенность в понимании того, 
кто он такой и к какой среде принадлежит. 
Такая путаница нередко наблюдается у 
малолетних преступников. Девочки, проявляющие 
в подростковом возрасте распущенность, 
очень часто обладают фрагментарным представлением 
о своей личности и свои беспорядочные 
половые связи не соотносят ни со своим 
интеллектуальным уровнем, ни с системой 
ценностей. В некоторых случаях молодежь 
стремится к «негативной идентификации», 
то есть отождествляет свое «Я» с образом, 
противоположным тому, который хотели 
бы видеть родители и друзья.