Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 14:16, лекция
“Юрген Хабермас – младший представитель франкфуртской школы социальной философии. Главное отличие социального учения Ю. Хабермаса – теория коммуникативного действия. Для Хабермаса коммуникация – это определенное социальное действие, важный аспект жизненного мира. Жизненный мир – это повседневная реальность человека, которую создает человек посредством действий и общения, коммуникации. Жизненный мир – продукт коммуникативного действия человека.
Министерство образования и науки РФ
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Факультет психологии и 
Кафедра специальных психолого-
Дисциплина « Теория 
Презентация на тему: «Теория 
коммуникативного действия 
Выполнила:
Студентка 4 курса заочной формы обучения
Специальности «Социальная 
Сенкевич Ольга Ивановна
Научный руководитель:
Лифинцев Дмитрий Валентинович
Калининград 2013
“Юрген Хабермас – младший 
представитель франкфуртской 
Краткая биографическая справка
Юрген Хабермас родился 18 июня 1926 
года в Дюссельдорфе. С 1949 года 
он изучал философию, историю, филологию, 
немецкую литературу и 
Процессы коммуникативного 
Большое внимание Хабермас уделял процессу рационализации коммуникативной деятельности. Процессы взаимодействия людей должны быть рационально истолкованными, иначе невозможна коммуникация. Основные компоненты рационализации: нормативные, т. е. опирающиеся на существующие нормы отношений и поведения людей; экспрессивные, т. е. вызванные непосредственной реакцией человека; ценностные, т. е. опирающиеся на существующие жизненные ценности людей.
Основные подходы «
1. Хабермас осуществляет - конечно, опираясь 
на концепцию "рационализации" Вебера 
(устранение религиозно-мифологических 
картин мира) - "десубстанциализацию" 
и демифологизацию разума, прежде всего 
в борьбе с идеалистическими концепциями 
гегелевского типа.  
2. Критически преодолеваются субъективистские 
тенденции трансценденталистской философии, 
которая в оправданной борьбе против субстанциалистской 
метафизики перевела учение о разуме на 
уровень философии сознания. В борьбе 
с заблуждениями философии сознания Хабермас 
видит свою постоянную задачу. 
 
3. В борьбе с 
4. Хабермас, в частности, 
5. Свою цель Хабермас видит 
в переплетении "
Типы социальных действий 
в теории коммуникативных 
В современных условиях можно 
выделить четыре идеальных 
Первым идеальным типом 
Вторым идеальным типом 
Третий тип √ драматургическое действие, целью которого является самопрезентация, "представление самого себя" или создание публичного имиджа. Введение Хабермасом этого типа действия во многом обусловлено его интересом к разработкам Э. Гофмана в рамках "драматургического подхода". Однако у Хабермаса понятие драматургического действия или "ролевой игры" обозначает не приспособление к социально установленным формам поведения, а свободное выражение индивидуальности деятеля.
Четвертый тип действия коммуни
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что коммуникативное действие противостоит всем трем предыдущим типам, а особенно стратегическому действию.
Создавая собственную 
Жизненный мир (Lebenswelt) - это организованный и передаваемый от поколения к поколению посредством культурных традиций запас знания, сосредоточенного в культуре и, прежде всего, в языке. Этот запас знания составляет основание жизненного опыта индивида.
Хабермас следующим образом характеризует жизненный мир:
* Во-первых, жизненный мир несомненно наличествует у говорящего;
* Во-вторых жизненный мир 
- общий. Он непосредственен 
и существует в качестве 
* В-третьих, жизненный мир образует среду, контекст, за который невозможно выйти.
Жизненный мир в целом 
В процессе коммуникации (коммуникативного 
действия) производится и 
Говоря о теории социальной работы (эволюций) Хабермаса, следует отметить пять ее стадий: мифопоэтическую, космологическую, религиозную, метафизическую, современную. Каждая новая стадия характеризуется большей степенью рациональности, чем предыдущая, и большей способностью отличаться от нее. Каждая последующая стадия социальной эволюции дает новые средства для решения социальных проблем, включая и возможность объяснения того, почему эти средства лучше, чем им предшествующие.
1. ПЕЙН 
М. СОЦИАЛЬНЫЕ РАБОТЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ 
М. 2009Г. 
 
2. ШТОМПКА П. СОЦИОЛОГИЯ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО 
ОБЩЕСТВА М. 2005Г. 
 
3. РИТЦЕР ДЖ. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ 
ТЕОРИИ СПБ 2002Г
ЛИТЕРАТУРА