Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:32, реферат
Эмоции -  субъективные реакции  человека или животного на воздействие  внутренних и внешних раздражителей, проявляется в виде удовольствии, неудовольствия, радости, страха и т.п.
Практически все психические  состояния и процессы сопровождаются эмоциями, выраженными в той или  иной мере и форме. Главная роль эмоций заключается в налаживании четкой связи между объективной реальностью  и оценочным восприятием человека. Эмоции позволяют человеку давать оценку всему, что происходит вокруг и внутри него.
Введение……………………………………………………………………………………..3
Теории эмоций………………………………………………………………………………4
Виды эмоций………………………………………………………………………………...8
Функции эмоций…………………………………………………………………………...12
Заключение…………………………………………………………………………………13
Список литературы………………………………………………………………………...14
4)  эмоциональные процессы 
взаимодействуют с драйвами, с 
гомеостатическими, 
5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса.
В своей теории К. Изард определяет эмоции как сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты, вследствие чего он рассматривает эмоцию как систему. Источниками эмоций являются нейронные и нервно-мышечные активаторы (гормоны и нейромедиаторы, наркотические препараты, изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы), аффективные активаторы (боль, половое влечение, усталость, другая эмоция) и когнитивные активаторы (оценка, атрибуция, память, антиципация).
Говоря о базовых эмоциях, К. Изард выделяет их некоторые признаки:
1)   базовые эмоции 
всегда имеют отчетливые и 
специфические нервные 
2) базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);
3)  базовая эмоция сопровождается 
отчетливым и специфическим 
4)  базовые эмоции возникли 
в результате эволюционно-
5) базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.
Однако сам К. Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками.
 
Виды эмоций
Классификация эмоций по С.Л. Рубинштейну.
Эмоции – психическое 
отражение актуального 
Выделяет 4 вида эмоциональных переживаний:
1.Чувства (эмоции) – переживания, передающие отношение человека к внешнему миру. В развитии эмоций есть 3 уровня чувств в связи с развитием мотивационно-потребностной сферы личности и по возможности осознания:
-       Уровень 
органической аффективно-
-       Предметные 
чувства. Устойчивые 
-       Уровень 
мировоззренческих установок 
2.Аффект – стремительный, 
бурно протекающий 
3.Страсти – сильное, 
стойкое, длительное чувство, 
которое захватывает человека 
и владеет им. Человек теряет 
контроль над своим поведением, 
страсть навязывает его. 
4.Настроение – общее 
диффузное беспредметное 
Классификация эмоций по А.Н. Леонтьеву.
Эмоции – психическое отражение смыслов выполняемых действий и условий их выполнения.
Выделяет 4 класса эмоциональных процессов:
1.Аффект – сильное и относительно кратковременные неуправляемые эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию, имеют способность к аккумуляции, накапливанию. Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта – аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект.
2.Собственно эмоции – 
более длительные состояния, 
3.Чувства – предметные 
эмоциональные состояния, 
4. Настроение.
В зависимости от субъективной ценности переживаний Б. И. Додонов выделяет следующие виды эмоций.
Альтруистические - переживания, возникающие на основе потребностей в содействии, помощи другим людям: желание принести другим людям радость и счастья, чувство тревоги за свою судьбу, сопереживания, чувство надежности, преданности, сочувствия.
Коммуникативные - возникают 
на основании потребности в 
Глоричные - связаны с потребностью в самоутверждения, славе: стремление завоевать признание, уважение, чувство самовлюбленности и желание взять реванш, чувство гордости, преимущества, удовлетворение тем, что произошел рост, повышенная ценность своей личности.
Практические - определяются успешностью или неуспешности деятельности, трудностями ее осуществления и завершения: желание достичь успеха в работе, чувство напряжения, увлеченность работой, приятная усталость, приятное удовольствие от результатов своего труда.
Романтические - проявляются в стремлении ко всему необычному, тайного: ожидание чего-то необычного и очень хорошего, светлого; волнующе чувства восприятия измененного окружающей среды: все кажется другим, необычным, наполненным особой значимости, таинственности.
Гностичные - связаны с потребностью в познавательной и духовной гармонии: стремление познать суть явлений, чувство удивления или непонимания, колебания; чувство ясности или неясности мысли; безудержное стремление преодолеть противоречия в своих суждениях и все систематизировать; чувство близости решения проблемы; радость открытия истины .
Эстетические - связанные с лирическими переживаниями: потребность в красоте, чувство изящного, возвышенного и величественного; наслаждение звуками, чувство волнующих драматизма, светлого сумму, поэтическо-наблюдательного состояния; чувство духовного роста; чувство родного, близкого, угодная воспоминаний о прошлом, горько-приятное чувство одиночества.
Гедоничные - связанные с удовлетворением потребности в телесном и духовном комфорте: наслаждение приятными духовными и физическими ощущениями от знаний, вкусной пищи, тепла, солнца и т.п.; чувство беззаботности, покоя, изнеможения чувство веселья; приятное бездумно возбуждение.
Акизитивные - возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционирование: стремление накопления, радость в связи с увеличением накоплений; приятное чувство от созерцания своих собраний.
Мобилизационные - происходят от потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе: потребность в острых ощущениях, увлечение риском, чувство спортивного азарта, решительность, спортивная злость, чувство сильного волевого и эмоционального напряжения, мобилизация своих физических и умственных способностей.
В зависимости от модальности, качества переживаний К. Изардом были выделены десять фундаментальных эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь – к отрицательным.
1. Интерес-возбуждение – чувство захваченности, любопытства, это наиболее часто испытываемая положительная эмоция, выступающая исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, мышления. У человека, испытывающего эмоцию интереса, возникает желание исследовать, вмешаться, расширить свой опыт; подойти по-новому к человеку или объекту, возбудившему интерес. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным и оживленным.
2. Радость характеризуется 
чувством уверенности и 
3. Удивление является 
преходящей эмоцией: оно 
4. Страдание представляет 
собой наиболее 
5. Гнев – сильная отрицательная 
эмоция, возникающая в ответ на 
препятствие в достижении 
6. Отвращение как эмоциональное 
состояние связано с 
7. Презрение связано с 
ситуациями, в которых человеку 
необходимо чувствовать себя 
сильнее, умнее, лучше в каком-
8. Страх является наиболее 
сильной и опасной из всех 
эмоций, которая оказывает большое 
влияние на сознание и 
9. Стыд как эмоция повергает 
человека в такое состояние, 
когда он кажется себе 
10. Вина возникает при 
совершении неправильных