Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 09:25, контрольная работа
Цель исследования: анализ теоретических подходов к пониманию Я – концепции и ее структуры в психологической науке. 
Объектом исследования является Я – концепция личности, а предметом – теории, изучающие Я – концепцию личности. 
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи: 
1. Проанализировать научную литературу по исследуемой проблеме 
2. Выявить взгляды отечественных и зарубежных авторов на сущность Я – концепции. 
3. Определить специфику структуры Я – концепции.
Введение
Теоретические подходы к изучению Я – концепции в психологической науке
Специфика структуры Я – концепции
Значение «Я – концепции»
Заключение
Список использованных источников
СОДЕрЖАНИЕ
Введение
Заключение
Список использованных источников
Введение 
Я – концепция с момента своего зарождения 
становится активным началом, важным фактором 
в интерпретации опыта. Я – концепция 
способствует достижению внутренней согласованности 
личности, определяет интерпретацию опыта 
и является источником ожиданий, то есть 
представлений о том, что должно произойти. 
Я-концепция формируется под воздействием 
различных внешних влияний, которые испытывает 
индивид. Особенно важными являются для 
него контакты со значимыми другими, которые, 
в сущности, и определяют представления 
индивида о самом себе. Но на первых порах 
практически любые социальные контакты 
оказывают на него формирующее воздействие. 
Однако с момента своего зарождения Я-концепция 
сама становится активным началом, важным 
фактором в интерпретации опыта. Таким 
образом, Я-концепция играет, по существу, 
троякую роль: она способствует достижению 
внутренней согласованности личности, 
определяет интерпретацию опыта и является 
источником ожиданий. 
Поэтому исследования в области самосознания 
имеют огромное значение для каждого индивида, 
т. к. позволяют наиболее глубоко изучить 
особенности собственной психики, и, возможно, 
решить какие-либо значимые проблемы. 
Актуальность данной проблемы состоит 
в том, что феномен я – концепции окончательно 
не изучен по сей день и требует более 
глубинного рассмотрения, т. к. человек 
испокон веков задавался вопросом «кто 
есть я?» и до сих пор не нашел ответа. 
Цель исследования: анализ теоретических 
подходов к пониманию Я – концепции и 
ее структуры в психологической науке. 
Объектом исследования является Я – концепция 
личности, а предметом – теории, изучающие 
Я – концепцию личности. 
Поставленная цель раскрывается через 
следующие задачи: 
1. Проанализировать научную литературу 
по исследуемой проблеме 
2. Выявить взгляды отечественных и зарубежных 
авторов на сущность Я – концепции. 
3. Определить специфику структуры Я – 
концепции. 
     Содержание и объем понятия 
«Я – концепция» до настоящего времени 
остается дискуссионным. Но если синтезировать 
основные подходы к ее изучению, то можно 
выделить наиболее значимые критерии 
ее исследования в психологической науке. 
Основоположником изучения «Я – концепции» 
принято считать У. Джемса, который в своей 
модели разделил личность на две составляющие: 
«Я» – познаваемое  и «Я» – познающее , 
подчеркивая, что такое деление условно 
и отделить одну от другой возможно лишь 
в чисто теоретических построениях. 
Также вклад в исследование феномена я 
– концепции внесло множество различных 
ученых, так или иначе касающихся вопросов 
самосознания личности, и изучающих его 
с различных позиций, таких, как: У. Джемс, 
Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мид, Л.С. Выготский, И.С. Кон, 
В.В. Столин, С.Р. Пантилеев, Т. Шибутани, Р. Бернс, 
К. Роджерс, К. Хорни, Э. Эриксон. 
Наконец, человек, будучи существом социальным, 
просто не может избежать принятия многих 
социальных и культурных ролей, стандартов 
и оценок, определяемых самими условиями 
его жизни в обществе. Он становится объектом 
не только собственных оценок и суждений, 
но также оценок и суждений других людей, 
с которыми он сталкивается в ходе социальных 
взаимодействий. 
 
1. Теоретические 
подходы к изучению Я – концепции в психологической 
науке
Взгляды отечественных и зарубежных авторов на сущность Я – концепци
На данном этапе развития 
психологии проблематика Я – концепции 
привлекает внимание многих отечественных 
и зарубежных исследователей. Не все 
авторы используют термин «Я – концепция», 
также для обозначения этой содержательной 
области применяются термины 
«образ Я», «когнитивный компонент 
самосознания», «самовосприятие», «самоотношение»и т. п. 
Я – концепция – это совокупность всех 
представлений индивида о себе, сопряженная 
с их оценкой. Описательная составляющая 
Я – концепции – образ Я или картина Я; 
составляющая, связанная с отношением 
к себе или к отдельным своим качествам, 
– самооценка или принятие себя. Я – концепция 
определяет не просто то, что собой представляет 
индивид, но и то, что он о себе думает, 
как смотрит на свое деятельностное начало 
и возможности развития в будущем.  
Как отмечает Бернс, выделение описательной 
и оценочной составляющих позволяет рассматривать 
Я – концепцию как совокупность установок, 
направленных на самого себя. Применительно 
к Я – концепции три главных элемента 
установки можно конкретизировать следующим 
образом: 
 
1. Когнитивная составляющая установки 
– образ Я – представление индивида о 
самом себе. 
2. Эмоционально – оценочная составляющая 
– самооценка – аффективная оценка этого 
представления, которая может обладать 
различной интенсивностью, поскольку 
конкретные черты образа Я могут вызывать 
более или менее сильные эмоции, связанные 
с их принятием или осуждением. 
3. Потенциальная поведенческая реакция, 
то есть те конкретные действия, которые 
могут быть вызваны образом Я и самооценкой. 
. 
Категории «Я – концепции» базируются, 
подобно любой категоризации, на восприятии 
внутригруппового сходства и межгруппового 
различия. Они организованы в иерархически 
классифицированную систему и существуют 
на разных уровнях абстрагирования: чем 
больший объем значений охватывает категория, 
тем выше уровень абстрагирования, и каждая 
категория включена в какую-то другую  
категорию, если она не является самой 
высшей. 
 
И.С. Кон раскрывая понятие «Я» как активно-творческое, 
интегративное начало, позволяющее индивиду 
не только осознавать себя, но и сознательно 
направлять и регулировать свою деятельность, 
отмечает двойственность этого понятия, 
сознание самого себя заключает в себе 
двоякое «Я»: 
 
1) «Я» как субъект мышления, рефлексивное 
«Я» – активное, действующее, субъектное, 
экзистенциальное «Я» или «Эго»; 
2) «Я» как объект восприятия и внутреннего 
чувства – объектное, рефлективное, феноменальное, 
категориальное «Я» или образ «Я», «понятие 
Я», «Я – концепция» . 
Рефлективное «Я» – своего рода когнитивная 
схема, лежащая в основе имплицитной теории 
личности, в свете которой индивид структурирует 
свою социальную перцепцию и представления 
о других людях. В психологической упорядоченности 
представления субъекта о себе и своих 
диспозициях ведущую роль играют высшие 
диспозиционные образования – система 
ценностных ориентаций в частности И.С. Кон 
поднимает вопрос о том, может ли индивид 
адекватно воспринимать и оценивать себя, 
в связи с проблемой соотношения главных 
функций самосознания – регуляторно-организующей 
и Эго-защитной. Чтобы успешно направлять 
свое поведение, субъект должен обладать 
адекватной информацией, как о среде, так 
и о состояниях и свойствах своей личности. 
Напротив, Эго-защитная функция ориентирована 
преимущественно на поддержание самоуважения 
и стабильности образа «Я» даже ценой 
искажения информации. В зависимости от 
этого один и тот же субъект может давать 
как адекватные, так и ложные самооценки. 
Пониженное самоуважение невротика – 
это мотив и одновременно самооправдание 
ухода из деятельности, тогда как самокритика 
творческой личности – стимул к самосовершенствованию 
и преодолению новых рубежей . 
      Структура феноменального 
«Я» зависит от характера тех процессов 
самопознания, результатом которых она 
является. В свою очередь, процессы самопознания 
включены в более объемлющие процессы 
общения человека с другими людьми, в процессы 
деятельности субъекта. От того, как будут 
поняты эти процессы и каким, следовательно, 
предстанет в исследовании сам субъект, 
носитель самосознания, зависят и результаты 
анализа строения его представлений о 
себе, его «Я – образов», его отношения 
к самому себе.  
      В первых десятилетиях 
двадцатого века «Я-концепцию» начали 
изучать с позиций социологии такие ученые, 
как Ч. Кули и Дж. Мид. Это направление получило 
название «Социальный интеракционизм». 
Однако, задолго до них, в 1752 г. А. Смит – 
представитель шотландской школы философии 
морали – писал о том, что отношение человека 
к себе, его самооценка зависят от других 
людей, глядя на которых и опираясь на 
их отношение, можно как в зеркале увидеть 
собственные достоинства и недостатки. 
И мы судим о себе и своем поведении во 
многом также, как думаем, что судят о нас. 
        Позднее Ч. Кули 
и Дж. Мид развили теорию «зеркального 
Я» и поставили в основу своей позиции 
тезис о том, что именно общество определяет 
как развитие, так и содержание «Я-концепции». 
В дальнейшем последователи символического 
интеракционизма, такие, как М. Кун, А. Роуз, 
Леви-Стросс, Т. Шибутани и т. д. продолжили 
разработку проблем, которые ставили перед 
собой эти ученые. Д. Сьюпер, Р. Эквайер, 
Дж. Бугенталь как авторы индивидуального 
подхода сделали противоположный акцент 
– поставили в основу своей теории внутренние 
факторы становления «Я-концепции». 
                     
В исследованиях ряда ученых, таких, как 
Р.А. Неймейер, М.Д. Берзонский, Р.М. Перкинс, 
Дж. Адамс-Вебер и т. д. прослежено влияние 
«Я-концепции» на различные характеристики 
когнитивных процессов, таких, как организация 
памяти, когнитивная сложность, также 
на структуру образа Другого и различные 
личностные характеристики. В теории когнитивного 
диссонанса Л. Фестингера личность в процессе 
самопознания, исследуя себя, достигает 
внутренней когнитивной согласованности. 
В теории конгруэнтности Ч. Осгурда и П. Танненбаума 
исследуется отношение, возникающее при 
сравнении внутри когнитивной структуры 
личности двух объектов – информации 
и коммуникатора. 
             
Среди исследователей «Я-концепции» нельзя 
не упомянуть Р. Бернса. В основе его теории 
лежат взгляды таких ученых, как Э. Эриксон, 
Дж. Мид, K. Роджерс. У Бернса «Я-концепция» 
связана с самооценкой как совокупность 
установок «на себя» и является суммой 
всех представлений индивида о самом себе. 
Это, по его мнению, следует из выделения 
описательной и оценочной составляющих. 
Описательную составляющую «Я-концепции» 
автор называет образом Я или картиной 
Я. Составляющую, связанную с отношением 
к себе или к отдельным своим качествам, 
самооценкой или принятием себя. Он пишет, 
что «Я-концепция» определяет не просто 
то, что собой представляет индивид, но 
и то, что он о себе думает, как смотрит 
на свое деятельное начало и возможности 
развития в будущем. 
             
Хотя в структуре «Я» большинство исследователей 
выделяют множество образов, наибольшая 
дифференциация встречается у американского 
психолога М. Розенберга. Наиболее существенные 
среди них – это «настоящее Я», «фактическое 
Я», «динамическое Я», «возможное или будущее 
Я», «идеализированное Я», также как и 
ряд «изображаемых Я». Различения между 
Я-реальным и Я-идеальным присутствуют 
в работах З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса 
и других. 
                      
В отечественной психологии «Я-концепция» 
рассматривалась в основном в русле изучения 
самосознания. Этой проблематикой занимались 
В.В. Столин, Т. Шибутани, А.А. Налачжанян, 
Е.Т. Соколова, С.Р. Пантелеев, Н.И. Сарджве 
– ладзе. 
          Многие 
авторы все множество теорий в исследовании 
«Я» делят на структуралистические и функциональные. 
К первой группе относятся все теории, 
рассматривающие «Я» как структуру, выполняющую 
определенные функции. Ко второй – исследующие 
«Я» как часть психического опыта, и изучающие 
структуру этого опыта. Исходя из первого 
подхода – «Я» сложно и многомерно, согласно 
второму – едино и целостно. 
          Анализ 
научной литературы показал, что существует 
множество подходов в изучении «Я-концепции», 
рассматривающих проблему в тесной связи 
с самосознанием личности, с различных 
теоретических позиций, взаимосвязанных, 
а порой, и противоречащих одна другой. 
2. Специфика структуры Я – концепции.
Когнитивная составляющая Я 
– концепции 
 
          Представления 
индивида о самом себе, как правило, кажутся 
ему убедительными независимо от того, 
основываются ли они на объективном знании 
или субъективном мнении, являются ли 
они истинными или ложными. Конкретные 
способы самовосприятия, ведущего к формированию 
образа Я, могут быть самыми разнообразными. 
            Абстрактные 
характеристики, которые мы употребляем 
описывая какого-то человека, никак не 
связаны с конкретным событием или ситуацией. 
Как элементы обобщенного образа индивида 
они отражают, с одной стороны, устойчивые 
тенденции в его поведении, а с другой 
– избирательность нашего восприятия. 
То же самое происходит, когда мы описываем 
самих себя: мы в словах пытаемся выразить 
основные характеристики нашего привычного 
самовосприятия, к ним относятся любые 
ролевые, статусные, психологические характеристики 
индивида, описание имущества, жизненных 
целей и т. п. Все они входят в образ Я с различным 
удельным весом – одни представляются 
индивиду более значимыми, другие – менее. 
Причем значимость элементов самоописания 
и, соответственно, их иерархия могут меняться 
в зависимости от контекста, жизненного 
опыта индивида или просто под влиянием 
момента. Такого рода самоописания – это 
способ охарактеризовать неповторимость 
каждой личности через сочетания ее отдельных 
черт.
Поведенческая составляющая 
Я – концепции 
Тот факт, что люди не всегда ведут себя 
в соответствии со своими убеждениями, 
хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное 
выражение установки в поведении модифицируется 
или вовсе сдерживается в силу его социальной 
неприемлемости, нравственных сомнений 
индивида или его страха перед возможными 
последствиями. 
Оценочная составляющая Я 
– концепции 
              
Эмоциональная составляющая установки 
существует в силу того, что ее когнитивная 
составляющая не воспринимается человеком 
безразлично, а пробуждает в нем оценки 
и эмоции, интенсивность которых зависит 
от контекста и от самого когнитивного 
содержания. 
             
Самооценка не является постоянной, она 
изменяется в зависимости от обстоятельств. 
Источником оценочных знаний различных 
представлений индивида о себе является 
его социокультурное окружение, в котором 
оценочные знания нормативно фиксируются 
в языковых значениях. Источником оценочных 
представлений индивида могут быть также 
социальные реакции на какие-то его проявления 
и самонаблюдения. 
Самооценка отражает степень развития 
у индивида чувства самоуважения, ощущения 
собственной ценности и позитивного отношения 
ко всему тому, что входит в сферу его Я. 
            Самооценка 
проявляется в сознательных суждениях 
индивида, в которых он пытается сформулировать 
свою значимость. Однако, она скрыто или 
явно присутствует в любом самоописании. 
Есть три момента, существенных 
для понимания самооценки. 
            Во-первых, 
важную роль в ее формировании играет 
сопоставление образа реального Я с образом 
идеального Я, то есть с представлением 
о том, каким человек хотел бы быть. Те, 
кто достигает в реальности характеристик, 
определяющих для него идеальный образ 
Я, должны иметь высокую самооценку. Если 
же человек ощущает разрыв между этими 
характеристиками и реальностью своих 
достижений, его самооценка, по всей вероятности, 
будет низкой. 
            Второй 
фактор, важный для формирования самооценки, 
связан с интериоризацией социальных 
реакций на данного индивида. Иными словами, 
человек склонен оценивать себя так, как, 
по его мнению, его оценивают другие. 
          Наконец, 
еще один взгляд на природу и формирование 
самооценки заключается в том, что индивид 
оценивает успешность своих действий 
и проявлений через призму идентичности. 
Индивид испытывает удовлетворение не 
от того, что он просто что-то делает хорошо, 
а от того, что он избрал определенное 
дело и именно его делает хорошо. 
           Следует 
особо подчеркнуть, что самооценка, независимо 
от того, лежат ли в ее основе собственные 
суждения индивида о себе или интерпретации 
суждений других людей, индивидуальные 
идеалы или культурно заданные стандарты, 
всегда носит субъективный характер. 
          Позитивную 
Я-концепцию можно приравнять к позитивному 
отношению к себе, к самоуважению, принятию 
себя, ощущению собственной ценности; 
синонимами негативной Я-концепции становятся 
в этом случае негативное отношение к 
себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности. 
          Мы рассмотрели 
понятие Я-концепции и её структурные 
компоненты. Формирование Я-концепции 
складывается на основе индивидуальных 
особенностей личности, а также под действием 
механизма взаимного общения. Процесс 
психосоциального развития человека, 
стадии формирования Я-концепции личности 
в течение всего жизненного цикла наиболее 
полно представлены Э. Эриксоном. 
              
Во многих психологических теориях Я-концепция 
является одним из центральных понятий. 
Вместе с тем до сих пор не существует 
ни ее универсального определения, ни 
единства в терминологии. Термины, которые 
одни авторы употребляют для обозначения 
Я-концепции в целом, другие используют 
для обозначения отдельных ее элементов. 
Чтобы внести ясность в терминологию нашего 
исследования, мы будем пользоваться схемой, 
предложенной Р. Бернсом, которая, по нашему 
мнению, с одной стороны наиболее полно 
отражает структуру Я-концепции, а с другой 
– упорядочивает терминологию, встречающуюся 
на страницах психологической литературы 
. 
             
На схеме Я-концепция представлена в виде 
иерархической структуры. На ее вершине 
располагается глобальная Я-концепция, 
включающая всевозможные грани индивидуального 
самосознания. В связи с тем, что человек 
с одной стороны обладает сознанием, а 
с другой – осознает себя как один из элементов 
действительности, У. Джеймс глобальное, 
личностное Я  рассматривал как двойственное 
образование, в котором соединяются Я-сознающее 
 и Я-как-объект . Это – две стороны одной 
целостности, всегда существующие одновременно. 
Одна из них являет собой чистый опыт, 
а другая – содержание этого опыта. 
            Однако 
не следует забывать об условности такого 
разграничения, которое, в сущности, является 
лишь удобной семантической моделью. Невозможно 
представить себе сознание, лишенное содержания, 
как и содержание психических процессов, 
существующих в отрыве от сознания. 
3. Значение «Я–концепции»
       Я-концепция 
– это одна из мощнейших «5», которая опосредует 
стимулы из окружающего мира, предопределяет 
образ действий людей и является ключевой 
причиной ощущения ими своей жизни как 
счастливой или трагичной. Я-концепция 
выполняет важные функции в жизни человека. 
По мнению английского психолога Роберта 
Бернса, она выполняет ряд функций. 
        Я-концепция способствует 
достижению внутренней согласованности 
личности. Если Я-концепция человека противоречива, 
содержит взаимоисключающие представления, 
то человек испытывает дискомфорт. Его 
действия в таких случаях направлены либо 
на изменение Я-концепции, либо на искажение 
реальности во имя устранения дискомфорта. 
Согласованная Я-концепция позволяет 
личности чувствовать себя уверенно, находиться 
в тесном контакте с реальностью. 
           Я-концепция 
определяет интерпретацию жизненного 
опыта личности. У человека существует 
устойчивая тенденция интерпретировать 
свой индивидуальный опыт на основе представлений 
о себе. Я-концепция служит своеобразной 
«призмой», через которую преломляется 
воспринимаемая реальность. Например, 
человек, считающий себя «неспособным», 
может объяснить свой успех случайностью, 
а «способный» – проявлением своего таланта; 
«непривлекательный» расценивает внимание 
к себе как попытку подшутить, а «привлекательный» 
как попытку познакомиться. Человек с 
позитивной Я-концепцией расценивает 
улыбку в свой адрес как проявление добрых 
чувств, а с негативной – как насмешку.  
         Если поведение 
человека противоречит его Я-концепции, 
оно вызовет когнитивный диссонанс. Поэтому 
человек, обладающий сложившейся Я-концепцией, 
строит свое поведение таким образом, 
чтобы оно не противоречило его представлениям 
о себе. «Умный» стремится вести себя так, 
как полагается умному; «бедный» – в соответствии 
с известными ему стандартами поведения 
«бедного»; «неуспевающий» будет прогуливать 
занятия, отвлекаться на уроках и т. д. Таким 
образом, Я-концепция во многом определяет 
поведение. 
        Поскольку Я-концепция 
– это совокупность установок человека 
«на себя», то и в ней можно выделить те 
же аспекты, что и в любой установке. 
        Когнитивный аспект 
– убеждение, которое может быть как обоснованным, 
так и необоснованным. Применительно к 
Я-концепции этот компонент называют «образ 
Я» – совокупность представлений человека 
о самом себе. 
       Оценочный аспект 
– эмоциональное отношение к этому убеждению. 
В Я-концепции – это аффективная сторона 
представлений о самом себе, называемая 
«самооценкой» или «принятием себя». Различные 
черты «образа Я» могут вызывать различные 
по знаку и интенсивности эмоции. Поведенческий 
аспект – реакция, которая может выражаться 
в поведении. Применительно к Я-концепции 
этот компонент отражает конкретные действия, 
реакции, которые могут быть вызваны образом-Я 
и самооценкой. 
       Описывая себя, человек 
использует суждения, которые отражают 
некоторые устойчивые тенденции в его 
поведении. Как правило, эти суждения являются 
ответами на вопросы: Кто я? . Какой я? . 
Что я хочу? . Что я могу? . Что мне принадлежит? 
. 
         Все эти характеристики 
входят в Я-концепцию с различным «удельным 
весом»: одни представляются более значимыми, 
другие – менее; значимость отдельных 
суждений может меняться в различном контексте, 
в разных жизненных ситуациях, в различные 
периоды жизни. Данные Я-концепции организованы 
иерархически: есть более общие суждения, 
включающие в себя более частные. Например, 
«Я не люблю поэзию», «У меня сильная воля» 
и «Я – рационально мыслящий человек» 
могут быть следствиями установки «Я никогда 
не должен проявлять своих чувств». По 
мнению основателя сценарного анализа 
Эрика Берна, некоторые из таких решений 
могут лежать в основе плана жизни, который 
мы принимаем в раннем возрасте. 
Информация о работе Теоретические подходы к изучению Я – концепции в психологической науке