А. С. Макаренко утверждал, 
что ученики простят своим учителям и 
строгость, и сухость, и даже придирчивость, 
но не простят плохого знания дела. Выше 
всего они ценят в педагоге уверенное 
и четкое знание, умение, искусство, золотые 
руки, не многословие, полное отсутствие 
фразы, постоянную готовность к работе, 
ясную мысль[12]. 
 
 
3. Новаторство как инструмент 
творчества педагога- психолога
Творческая деятельность 
педагога- психолога связана со способами 
формирования доминантной мотивации, 
направленностью на решение оригинальных 
задач, настойчивостью в достижении цели, 
целеустремленностью, устойчивостью и 
широтой познавательных интересов.
Педагогическая деятельность 
— процесс постоянного творчества[12]. 
Но в отличие от творчества в других сферах 
(наука, техника, искусство) творчество 
педагога не имеет своей целью создание 
социально ценного нового, оригинального, 
поскольку его продуктом всегда остается 
развитие личности. Конечно, творчески 
работающий педагог, а тем более педагог 
новатор, создает свою педагогическую 
систему, но она является лишь средством 
для получения наилучшего в данных условиях 
результата.
Отношение педагогов 
к собственному творчеству и творчеству 
подростков зависит от общей мотивации 
педагогов к педагогической деятельности 
и творчеству в том числе. Оно выражено 
в желании самим создавать новое не только 
для себя, но и для детей, работая как индивидуально 
творчески, так и в сотворчестве с детьми. 
Наше исследование показало, что в качестве 
ведущего, основного условия для творчества 
педагога является детская заинтересованность, 
активное встречное движение к сотворчеству 
педагогов и подростков.
По уровню способностей 
и отношению к педагогическому творчеству 
мы также определили дифференцированно 
группы педагогов. С учетом этого в детском 
центре и прежде, и в настоящее время, существует, 
развивается согласно современной воспитательной 
парадигме центра система воспитательной 
деятельности педагогов, в которой творчество 
как ценность занимает одно из ведущих 
мест; творчество обеспечивает решение 
задач в различных сферах жизнедеятельности 
сообщества взрослых и детей в центре 
дополнительного образования.
Творчество — необходимое 
условие воспитательной деятельности.
 
— передача подросткам 
меры ответственности за организацию 
деятельности своего коллектива, направленную 
на приобретение ими лидерского и гуманитарного 
опыта в условиях совместного проживания 
детей и взрослых, отвечающую их возрастным 
особенностям и возможностям;
— обеспечение творческого 
характера видов коллективной и индивидуальной 
деятельности в целях привлечения подростков 
к самореализации и участию в жизни детского 
коллектива, приобретения опыта организации 
коллективной деятельности и самореализации 
в ней;
— создание условий 
для реализации существующих интересов 
подростков, пробуждения новых интересов, 
направленных на развитие подростков;
— создание ситуаций 
в жизни коллектива, требующих принятия 
осознанных решений и исполнения этих 
решений;
— формирование чувства 
ответственности за собственный выбор, 
принятое решение, поступок на основе 
культурных норм отношений, общения и 
деятельности.
В современной литературе 
педагогическое творчество понимается 
как процесс решения педагогических задач 
в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь 
к решению неисчислимого множества типовых 
и нестандартных задач, педагог так же, 
как и любой исследователь, строит свою 
деятельность в соответствии с общими 
правилами эвристическою поиска: анализ 
педагогической ситуации; проектирование 
результата в соответствии с исходными 
данными; анализ имеющихся средств, необходимых 
для проверки предположения и достижения 
искомого результата; оценка полученных 
данных; формулировка новых задач.
Между простым педагогическим 
мастерством и новаторам часто трудно 
бывает провести границу, потому что, овладев 
известными принципами и методами, педагог 
обычно не останавливается на достигнутом. 
Находя и используя все новые и новые оригинальные 
приемы или по-новому, эффективно сочетая 
старые, педагог-мастер постепенно становится 
настоящим новатором.
Можно выделить следующие 
критерии педагогического творчества[12]:
  - наличие глубоких и 
  всесторонних знаний и их критическая 
  переработка и осмысление
 
  - умение перевести теоретические 
  и методические положения в педагогические 
  действия
 
  - способность к самосовершенствованию 
  и самообразованию
 
  - разработка новых методик, 
  форм, приемов и средств и их оригинальное 
  сочетание
 
  - диалектичность, вариативность, 
  изменчивость системы деятельности
 
  - эффективное применение 
  имеющегося опыта в новых условиях
 
  - способность к рефлексивной 
  оценке собственной деятельности и ее 
  результатов
 
  - формирование индивидуального 
  стиля профессиональной деятельности 
  на основе сочетания и выработки эталонных 
  и индивидуально неповторимых черт личности 
  педагога
 
  - способность к импровизации, 
  основанной на знаниях и интуиции
 
  - умение видеть «веер 
  вариантов».
 
  Н.Д. Никандров 
и В. А. Кан-Калик выделяют три сферы 
творческой деятельности учителя: методическое 
творчество, коммуникативное творчество, 
творческое самовоспитание[8].
Педагогическое новаторство 
является условием развития образования, 
поскольку оно вносит в него различного 
рода новации. Последние выражаются в 
тенденциях накопления видоизменения 
разнообразных инициатив и нововведений 
в образовательном пространстве. Их следствием 
могут быть как частичные трансформации 
в содержании образования и педагогических 
технологиях, так и глобальные изменения 
в сфере образования.
М.М. Князева (1995) отмечает, что 
педагогические инновации - это такие 
актуально значимые и системно самоорганизующиеся 
новообразования, возникающие на основе 
разнообразных инициатив и новшеств, которые 
становятся перфективными для эволюции 
образования и позитивно влияют на развитие. 
Развитие инновационного процесса в образовании 
предполагает:
  - создание творческой атмосферы 
  в образовательных учреждениях, культивирование 
  интереса в педагогическом, сообществе 
  к инициативам и новшествам;
 
  - создание социокультурных и 
  материальных (экономических) условий 
  для принятия и действия разнообразных 
  нововведений;
 
  - инициирование экспериментальных 
  образовательных учреждений и механизмов 
  их всесторонней поддержки;
 
  - интеграция наиболее перспективных 
  нововведений продуктивных проектов в 
  реально действующие образовательные 
  системы и перевод накопленных инновации 
  в режим постоянно действующих экспериментальных 
  образовательных учреждений.
 
Педагог всегда творит в соавторстве 
с учениками, что позволило В. А. Кан-Калику 
и Н.Д. Никандрову описать варианты сотворчества 
педагога с учащимися: творческий потенциал 
педагог инновационный[8].
  - педагог не соотносит свой творческий 
  процесс с деятельностью учащихся, творит 
  для себя и от себя;
 
  - педагог соотносит свое творчество 
  с деятельностью класса, управляет общим 
  творческим процессом;
 
  - педагог учитывает нюансы деятельности 
  отдельных учащихся;
 
  - педагог создает общую концепцию 
  урока, учитывает особенности отдельных 
  учеников, обеспечивает им индивидуальный 
  подход.
 
Педагогическое проектирование 
в структуре творческой деятельности 
проходит этапы: анализ-синтез предыдущего 
педагогического опыта; вычленение проблем 
предстоящей творческой деятельности 
в системе педагог-ребенок; выдвижение 
творческих мотивов тематики смены; выдвижение 
новых содержательных творческих идей 
предстоящей деятельности; постановка 
творческих задач на предстоящую смену. 
Последние годы детские лагеря получили 
право автономии в проектировании педагогического 
содержания. Анализ проектирования позволяет 
заметить, что в ходе проектировочной 
работы существуют объективные проблемы, 
как то: сложность определения целей и 
задач программы, основного смысла как 
педагогической деятельности, так и предполагаемой 
деятельности подростков. В определении 
педтехнологий тоже видны затруднения, 
но в связи с большим потенциалом педагогических 
возможностей, проверенных практикой 
существующих технологий, эта проблема 
менее видна в ходе общего процесса жизнедеятельности 
сообщества.
На этапе проектирования программ 
не всегда получается полный анализ социопедагогической 
ситуации и ситуации развития детского 
движения в системе «детский лагерь — 
регион». В определении содержания деятельности, 
основных педтехнологий, организации 
практической части программы берут на 
себя ответственность детские лагеря 
центра, как главные субъекты реализации 
педагогической программы.
Педагогическое проектирование, 
как на уровне детского лагеря, так и на 
уровне более малых сообществ внутри его 
(центры, содружества, отряды, мастерские, 
клубы) осложняется проблемой общекультурного 
уровня образованности. У начинающих педагогов 
отмечается недостаточное представление 
о своих личных возможностях, интересах, 
их динамике, о возможностях профессионального 
роста. На основе изучения теории и практики 
творческой деятельности педагогов, а 
также используя конкретные данные, полученные 
в ходе исследования проблем творческой 
деятельности педагогов в центре дополнительного 
образования, мы предлагаем варианты возможных 
путей развития и реализации творческих 
возможностей педагогов центра дополнительного 
образования.
Педагогическое творчество 
является одновременно главнейшим условием 
и важным фактором развития творчества 
подростков в условиях детского сообщества. 
Педагог сам должен знать и развивать 
в себе ценность творчества как основу 
любой профессии. Педагог сам должен быть 
свободным человеком в творчестве. Под 
свободой в данном случае мы подразумеваем 
не только право на собственные мысли 
и способ их выражения, но и осознание 
педагогом необходимости активного саморазвития, 
образования, владения знаниями в области 
теории, истории и практики творческой 
деятельности, культурными нормами организации 
творческой деятельности подростков и 
собственной педагогической деятельности. 
Педагогическая свобода приобретается 
в процессе активной деятельности человека.
Цель программы развития педагогов 
может определиться как создание условий 
для развития каждого педагога с учетом 
его личных способностей, имеющегося опыта, 
личных мотивов и ценностей, а также его 
самоопределение относительно реально 
существующих возможностей. К ведущим 
принципам обучения педагогов относятся:
Принципы обучения педагога 
творчеству
— дифференцированное участие 
педагогов, имеющих различный стаж (общий 
и педагогический), опыт творческой деятельности, 
в подготовке и организации творческой 
деятельности различного уровня сложности;
— принцип самоопределения 
педагога относительно уровня содержания 
обучения при наличии обязательных базовых 
образовательных компонентов в знаниях 
педагога;
— принцип сотрудничества и 
преемственности более опытных педагогов 
и начинающих (в соответствии с личным 
педагогическим опытом и личной программой 
более опытного педагога).
Содержательные аспекты программы 
творческого развития педагогов выстраиваются 
с учетом следующих положений:
а) материалов анализа участия 
подростков в целесообразных для них видах 
деятельности текущих смен года;
б) осознания проблем собственной 
деятельности каждым педагогом;
в) наличия в центре и детском 
лагере специалистов из регионов, работающих 
по программе смены, а также сотрудничеством 
с отделами, службами, учебно-методическим 
центром и колледжем «Орленка».
Формы творческой работы по 
профессиональному развитию педагогов
Формами совместной коллективно-творческой 
и индивидуальной творческой работы по 
профессиональному развитию могут быть:
— лекции и тематические сообщения;
— встречи-обсуждения по текущим 
проблемам смены, проблемам образования, 
культуры, искусства;
— тематические семинары по 
проблемам реализации программ года в 
различных сменах;
— тематические семинары по 
подготовке к предстоящим программам 
и их совместной разработке;
— участие опытных педагогов 
детского центра в обучении начинающих 
коллег;
— обмен опытом работы (по периодам 
года или локально по конкретной проблеме);
— целевые взаимопосещения 
(планерки, отрядные и дружинные дела);
— накопление личной методической 
копилки педагога-организатора;
— индивидуальная работа педагога-организатора 
с методистами по осмыслению и описанию 
опыта работы;
— ведение индивидуальной карты 
развития педагога (по желанию);
— разработка и презентация 
авторских программ педагогов (индивидуально, 
профессиональными парами, авторскими 
творческими группами).
Выделение групп педагогов 
по отношению к творческой деятельности 
и саморазвитию
На этапе организации творческого 
процесса педагоги осуществляют отбор 
средств, методов, приемов и форм реализации 
идей, выдвинутых на этапе педагогического 
проектирования. В практике детских лагерей 
центра каждая из 11 смен года имеет свою 
педагогическую программу. Для решения 
тактических задач программы с первых 
лет «Орленка» и по сегодняшний день в 
организации педагогического процесса 
используется творческая группа. В функции 
творческой группы, состоящей из нескольких 
педагогов (от 3 до 5), входит разработка 
и проведение больших дел в масштабах 
детского лагеря (праздники, сборы, линейки, 
вечера; сюжетно-ролевые, спортивные игры 
и т.д.), а также последующий анализ выполнения 
поставленных задач и способов их решения.
 
4. Личностные качества 
педагога в структуре педагогической 
деятельности
  Как было отмечено 
в отечественной педагогической 
психологии еще в конце XIX в. П.Ф. 
Каптеревым, одним из важных факторов 
успешности педагогической деятельности 
являются «личностные качества» учителя. 
Отмечается обязательность таких качеств, 
как целеустремленность, настойчивость, 
трудолюбие, скромность, наблюдательность. 
Специально подчеркивается необходимость 
остроумия, а также ораторских способностей, 
артистичности натуры. Особенно важна 
готовность к эмпатии, то есть пониманию 
психического состояния учеников, сопереживанию, 
и потребность в социальном взаимодействии. 
Большое значение придается исследователями 
и педагогическому такту, в проявлении 
которого выражается общая культура учителя 
и высокий профессионализм его педагогической 
деятельности.