Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 00:08, курсовая работа
Актуальность. Распознание типа акцентуации у подростка представляет собой немаловажную практическую задачу. Тип указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать понятие декомпенсации или психогенные реакции, ведущие к дезадаптации. Тем самым, открываются перспективы для профилактической работы.
Ведение	2
1. Теоретические характеристики патохарактерологического диагностического опросника А.Е. Личко	4
1.1.Возможности использования опросника	4
1.2. Предназначение метода патохарактерологического исследования	7
2. Практическое использование ПДО	11
2.1.Методика проведения исследования	11
2.2. Интерпретации результатов	12
Заключение	21
Список используемых источников	23
Метод патохарактерологического исследования подростков, названный Патохарактерологическим Диагностическим Опросником (ПДО), предназначен для определения в возрасте 14–18 лет типов акцентуации характера и типов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей (психологической склонности к алкоголизации, делинквентности и др.), перечисленных в предыдущем разделе. ПДО может быть использован психиатрами, медицинскими психологами, врачами других специальностей и педагогами, получившими специальную подготовку по медицинской психологии.
Предпосылками для создания ПДО послужили опыт психиатрии и концепция психологии отношений.
На основании описания типов патологических характеров в руководствах и монографиях: Э.Крепелина, Э.Кречмера, К.Шнайдера, П.Б.Ганнушкина, Г.Е.Сухаревой, К.Леонгарда, А.Е.Личко были составлены наборы фраз, отражающие отношения при разных типах характера к ряду жизненных проблем, актуальных в подростковом возрасте. В число таких проблем вошли оценка собственных витальных функций (самочувствие, сон, аппетит, сексуальное влечение) отношение к окружению (родителям, друзьям, незнакомым и т.д.) и к некоторым абстрактным категориям (к правилам и законам, к опеке и наставлениям, к критике в свой адрес и др.). В эти наборы были включены фразы индифферентные, не имеющие диагностического значения.
Принцип отношения к личностным проблемам, заимствованный из психологии отношений (А.Ф.Лазурский, С.Л.Франк, В.Н.Мясищев), был использован для диагностики типов характера, т.к. оценка испытуемым своих отношений оказалась более объективной и надежной, чем данные исследований, в которых подростку предлагают самому отметить у себя те или иные черты характера.
ПДО включает 25 таблиц — наборов фраз («Самочувствие», «Настроение» и др.) В каждом наборе от 10 до 19 предлагаемых ответов (см. далее раздел «Текст ПДО...»).
С испытуемым проводится два исследования.
В первом исследовании ему предлагается в каждой таблице выбрать наиболее подходящий для него ответ и соответствующий номер поставить в регистрационном листе № 1 (образцы регистрационных листов приведены в Приложении). Если в каком-либо наборе подходит не один, а несколько ответов, допускается сделать два-три выбора. Более трех выборов в одной таблице делать не разрешается. В разных таблицах можно сделать неодинаковое число выборов.
Во втором исследовании предлагается выбрать в тех же таблицах наиболее неподходящие, отвергаемые ответы (при желании можно выбрать в каждой таблице два-три неподходящих ответа, но не более) и поставить соответствующие номера в регистрационном листе № 2.
В обоих исследованиях разрешается отказываться от выбора ответа в отдельных таблицах, проставляя 0 в регистрационном листе. Если число таких отказов в обоих исследованиях составляет в сумме 7 и более, то это свидетельствует либо о трудности работы с опросником в силу невысокого интеллекта (встречается при легкой дебильности), либо, при достаточном интеллекте, но негативном отношении к исследованию. В последнем случае работу с опросником можно повторить после психотерапевтической беседы. Большое число 0 встречается при сенситивном типе — такие подростки предпочитают отмолчаться, чем сказать неправду.
Названия таблиц  | 
  Номера выбранных ответов  | 
  Раскодирование  | 
Самочувствие  | 
  ||
Настроение  | 
  ||
Сон и сновидения  | 
  ||
Пробуждение ото сна  | 
  ||
Аппетит и отношение к еде  | 
  ||
Отношение к спиртным напиткам  | 
  ||
Сексуальные проблемы  | 
  ||
Отношение к одежде  | 
  ||
Отношение к деньгам  | 
  ||
Отношение к родителям  | 
  ||
Отношение к друзьям  | 
  ||
Отношение к окружающим  | 
  ||
Отношение к незнакомым  | 
  ||
Отношение к одиночеству  | 
  ||
Отношение к будущему  | 
  ||
Отношение к новому  | 
  ||
Отношение к неудачам  | 
  ||
Отношение к приключению и риску  | 
  ||
Отношение к лидерству  | 
  ||
Отношение к критике и возражениям  | 
  ||
Отношение к опеке и наставлениям  | 
  ||
Отношение к правилам и законам  | 
  ||
Оценка себя в детстве  | 
  ||
Отношение к школе  | 
  ||
Оценка себя в данный момент  | 
  
 
Названия таблиц  | 
  Номера наиболее неподходящих ответов  | 
  Раскодирование  | 
Самочувствие  | 
  ||
Настроение  | 
  ||
Сон и сновидения  | 
  ||
Пробуждение ото сна  | 
  ||
Аппетит и отношение к еде  | 
  ||
Отношение к спиртным напиткам  | 
  ||
Сексуальные проблемы  | 
  ||
Отношение к одежде  | 
  ||
Отношение к деньгам  | 
  ||
Отношение к родителям  | 
  ||
Отношение к друзьям  | 
  ||
Отношение к окружающим  | 
  ||
Отношение к незнакомым  | 
  ||
Отношение к одиночеству  | 
  ||
Отношение к будущему  | 
  ||
Отношение к новому  | 
  ||
Отношение к неудачам  | 
  ||
Отношение к приключению и риску  | 
  ||
Отношение к лидерству  | 
  ||
Отношение к критике и возражениям  | 
  ||
Отношение к опеке и наставлениям  | 
  ||
Отношение к правилам и законам  | 
  ||
Оценка себя в детстве  | 
  ||
Отношение к школе  | 
  ||
Оценка себя в данный момент  |