Темперамент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 14:36, реферат

Описание работы

Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия. Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо–физиологическими особенностями высшей нервной деятельности.

Файлы: 1 файл

Темперамент.docx

— 37.58 Кб (Скачать файл)

С точки зрения развития выделяют потенциальные и актуальные способности. Под потенциальными способностями в этом случае подразумеваются возможности развития человека, проявляющиеся каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения. Актуальные способности представляют часть потенциальных способностей. Это те потенциальные способности, для которых имеются объективные условия и возможности.

  • Общие и специальные способности.

Чаще всего, в отечественной  психологии способности подразделяют на общие и специальные способности. Вслед за Б.М. Тепловым специальными способностями называют способности к определенным видам деятельности. Под общими способностями исследователи подразумевают способности, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. Они связаны с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности. Эти способности представляют собой свойства психики как единой системы, определяющей успешность любой деятельности.

Если взять за основу три функции  психики, выделенные Б.Ф. Ломовым: коммуникативную, регуляторную и познавательную, то легко предположить наличие у человека соответственно коммуникативных, регуляторных и познавательных способностей. Наиболее разработанной в русле этого подхода является структура общих познавательных способностей. Она представлена, по мнению В.Н. Дружинина, тремя видами: интеллектом, креативностью и обучаемостью.

  • Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма у музыкантов, «оценка пропорций» у художников и др. Рассматривая психику как единую систему, перерабатывающую информацию, можно сказать, что она: а) приобретает знания, б) применяет и в) преобразовывает и сохраняет знания.

В таком случае в общих способностях есть три составляющие части:

  • интеллект, как способность к применению знаний, способность решать задачи на основе имеющихся знаний;
  • обучаемость, как способность к приобретению знаний;
  • креативность, как способность к преобразованию имеющихся знаний.

Интеллект в широком смысле представляет собой совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения. Интеллект – основная форма познания человеком действительности. Существуют три подхода к пониманию функций интеллекта: 1) способность к обучению; 2) способность к оперированию символами; 3) способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности.

Интеллект не только отражает разные связи и отношения между предметами и явлениями, но и дает возможность  творчески преобразовывать действительность. Он не сводится к способности к  учению. Результат измерение интеллекта обычно представлен в так называемом уровне интеллекта, или IQ.

Список  литературы : 
      Азаров В.Н. Структура импульсивного и рефлексивно–волевого стилей действования / Вопросы психологии, 1988, N 3, с. 132–138; 
   Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2000

   Басов М.Я. Воля, как предмет функциональной психологии. Пг., 1922;   

Идеалистическая диалектика в XX столетии: Критика мировоззренческих основ немарксистской диалектики / А.С. Богомолов, П.П. Гайденко,   ; 
   Кречмер Э. Строение тела и характер. 2 изд., М.–Л., 1930; 
   Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. СПб., 1908; 
   Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986;      

Юнг К.Г. Мышление у экстравертов и интровертов / Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд–во МГУ, 1981, с. 391–398.


Информация о работе Темперамент