Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 14:36, реферат
Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия. Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо–физиологическими особенностями высшей нервной деятельности.
С точки зрения развития выделяют потенциальные и актуальные способности. Под потенциальными способностями в этом случае подразумеваются возможности развития человека, проявляющиеся каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения. Актуальные способности представляют часть потенциальных способностей. Это те потенциальные способности, для которых имеются объективные условия и возможности.
Чаще всего, в отечественной психологии способности подразделяют на общие и специальные способности. Вслед за Б.М. Тепловым специальными способностями называют способности к определенным видам деятельности. Под общими способностями исследователи подразумевают способности, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. Они связаны с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности. Эти способности представляют собой свойства психики как единой системы, определяющей успешность любой деятельности.
Если взять за основу три функции психики, выделенные Б.Ф. Ломовым: коммуникативную, регуляторную и познавательную, то легко предположить наличие у человека соответственно коммуникативных, регуляторных и познавательных способностей. Наиболее разработанной в русле этого подхода является структура общих познавательных способностей. Она представлена, по мнению В.Н. Дружинина, тремя видами: интеллектом, креативностью и обучаемостью.
В таком случае в общих способностях есть три составляющие части:
Интеллект в широком смысле представляет собой совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения. Интеллект – основная форма познания человеком действительности. Существуют три подхода к пониманию функций интеллекта: 1) способность к обучению; 2) способность к оперированию символами; 3) способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности.
Интеллект не только отражает разные
связи и отношения между
Список
литературы :
Азаров В.Н. Структура импульсивного
и рефлексивно–волевого стилей действования
/ Вопросы психологии, 1988, N 3, с. 132–138;
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.
СПб., 2000
Басов М.Я. Воля, как предмет функциональной психологии. Пг., 1922;
Идеалистическая диалектика в XX столетии:
Критика мировоззренческих основ немарксистской
диалектики / А.С. Богомолов, П.П. Гайденко,
;
Кречмер Э. Строение тела и характер.
2 изд., М.–Л., 1930;
Лазурский А.Ф. Очерк науки о
характерах. СПб., 1908;
Мерлин В.С. Очерк интегрального
исследования индивидуальности. М.: Педагогика,
1986;
Юнг К.Г. Мышление у экстравертов и интровертов / Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд–во МГУ, 1981, с. 391–398.