Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 11:49, реферат
Темперамент - это проявления в психике человека врожденного типа нервной дея-тельности. Следовательно, к свойствами темперамента относятся, прежде всего, врож-денные и индивидуально-своеобразные свойства человека. В чем же заключается их своеобразие? Представим себе две реки - одну спокойную, равнинную, другую - стре-мительную, горную.
1. Понятие темперамента
2. История учения темперамента
3. Физиологические основы темперамента
4. Типы темперамента
4.1. Психологическая характеристика типов темперамента
5. Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценности темперамента
6. Темперамент как фактор деятельности
7. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
8. Темперамент и характер
9. Заключение
10. Список использованной литературы
При формировании индивидуального стиля нужно учитывать свойства темперамента и сознательно и творчески относиться к выполняемой работе. Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом часто совершенно непроизвольных и неподотчетных форм реагирования и особенностей движения. Индивидуальный стиль деятельности возникает только в тои случае, если человек ищет наилучшие приемы и способы, помогающие ему достигнуть наиболее успешных результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у лучших учеников, передовых рабочих, у спортсменов-мастеров.
Индивидуальный стиль не проявляется у человека сам собой, стихийно. Он формируется в процессе обучения и воспитания. Первые зачатки формирования индивидуального стиля деятельности наблюдаются уже в старшем дошкольном возрасте при решении практических задач игрового характера.
Ядро индивидуального стиля определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы[3]. Среди тех особенностей, которые относятся к самому стилю, можно выделить две группы:
1. Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.
2. Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.
Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.
Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека. а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления. воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности- постепенно ткут узоры.
Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами.
Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, темперамент относится, прежде всего, к биологически обусловленным подструктурам личности. На основании изложенного выше наглядно и кратко, ограниченно и небесспорно место темперамента среди иерархии подструктур личности можно представить в виде таблицы.
Подструктуры | Подструктуры подструктур | Соотношение социального и биологического | Основные связи с | Специфические виды формирования | Необходимые уровни психологического анализа | |||
|
|
| Отражением | сознанием | потребностями | активностью |
|
|
Биопсихические свойства | Темперамент | Социального почти нет | Физиологические механизмы психического отражения | Только стиль осознания | Через биологическую нужду | Через силу и подвижность нервных процессов | Тренировка | Психофизиологический. Нейропсихологический |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 г.
2. Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ //под ред. Ю.Б.Гиппенрейдера, В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 1982 г.
3. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М., 1982.
4. Павлов И. П. Полн. собр. Соч. Т.3.Кн.2. М.-Л., 1951. С.269.
5. Психология Под ред. П. А. Рудика М. "физкультура и спорт" 1974
6. Психология Под ред. В. А.Крутецкого М. "просвещение" 1974
7. Немов Р. С. Психология Кн.1.
8. Абрамов Р. С. Введение в практическую психологию.
9. Еникеев М. И. "Основы общей и юридической психологии"