Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 13:04, дипломная работа
Задачи:
1.	Осуществить теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме соотношения темперамента и индивидуального стиля деятельности, 
2.	Обозначить механизмы влияния темперамента на индивидуальный стиль деятельности. 
3.	Подобрать методики по теме исследования.
4.	Провести эмпирическое исследование соотношение темперамента на индивидуальный стиль деятельности в профессиональной сфере.
5.	Провести анализ и интерпретация результатов исследования эмпирического исследования.
Введение…………………………………………………………………….
Глава I. Теоретические аспекты проблемы соотношения темперамента и индивидуального стиля деятельности в профессиональной сфере.…..
1.1. Понятие и виды темперамента в психологической литературе.……
1.2. Понятие индивидуального стиля деятельности в психологической литературе…………………………………………………………………..
1.3. Проявление темпераментных особенностей в профессиональной деятельности…………………………………………………………………
Выводы……………………………………………………………………….
Глава II. Эмпирическое изучение соотношения темперамента
и индивидуального стиля деятельности..…………………………………
2.1. Организация и методы исследования темперамента и индивидуального стиля деятельности……………………………………..
2.2. Результаты исследования темперамента и индивидуального
стиля деятельности и их обсуждение..……………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………………
Приложения
3. Изучение влияния темперамента на индивидуальный стиль деятельности.
4. Сопоставление полученных данных и анализ результатов исследования.
Этапы исследования:
На первом этапе проводился отбор испытуемых в две группы в зависимости от типа профессиональной деятельности. На втором этапе были изучены темперамент и индивидуальный стиль деятельности. На третьем этапе исследования была дана характеристика типов темперамента и индивидуального стиля. Выборку составляли лица женского пола в возрасте 30-35 лет. Форма проведения исследования – индивидуальная, проводилось в свободное от работы время испытуемых.
Характеристика выборки
В исследовании принимали участие женщины, занимающиеся различной профессиональной деятельностью, в количестве 60 человек. Они были поделены на две группы согласно занимаемой профессии. В первую группу вошли лица, занимающиеся преподавательской деятельностью (экспериментальная группа), в количестве 30 человек; во вторую (контрольную группу) лица, занимающиеся охранной деятельностью, в количестве 30 человек.
Поставленные цели и задачи определили отбор методов исследования по трём основным направлениям:
Методики стандартизированного самоотчёта:
 Опросник структуры темперамента В.М. Русалова;
 Методика для выявления интересов и типологических особенностей личности «Опросник Юнга»;
 Методика «Дифференциально – диагностический опросник».
Методы математической обработки данных:
 данные первичной статистики;
Описание методик, применяемых в исследовании
1. Опросник структуры темперамента В.М. Русалова. Опросник предназначен для диагностики свойств темперамента, таких как эргичность, темп, пластичность и эмоциональность.
Инструкция испытуемому: Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Если вы выбрали ответ «да», поставьте крестик (или галочку) в графе «да» на бланке для ответов возле соответствующего номера вопроса. Если вы выбрали ответ «нет», поставьте крестик (галочку) соответственно в графе «нет».
2. Методика для выявления интересов и типологических особенностей личности «Опросник Юнга». Данная методика предназначена для выявления типологических особенностей личности.
Инструкция: на каждый вопрос имеется два варианта ответа, необходимо выбрать ответ, который подходит вам больше, и поставить букву, обозначающую этот ответ.
3. Методика «Дифференциально – диагностический опросник». Методика предназначена для отбора на различные типы профессии в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова.
Инструкция: предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?
2.2. Результаты исследования темперамента и индивидуального стиля деятельности и их обсуждение
Для выявления структуры темперамента женщин, занимающихся преподавательской деятельностью был использован опросник В.М. Русалова.
Мы предположили, влияет ли темперамент личности на его индивидуальный стиль деятельности у женщин, занимающихся преподавательской деятельностью по сравнению с женщинами, занимающиеся охранной деятельностью.
В результате обработки первичных данных по опроснику В. М. Русалова (см. Приложение 1) нами были получены средние значения по восьми основным шкалам и одной дополнительной субшкале в экспериментальной (группа 1) и контрольной (группа 2) группах. Данные представлены в таблице 1.
Название шкалы  | Среднее значение (ЭГ)  | Стандарт-ное отклонение  | Среднее значение (КГ)  | Стандарт-ное отклонение  | 
Предметная эргичность  | 7,46  | 1,13  | 8,46  | 1,43  | 
Социальная эргичность  | 7,23  | 1,25  | 8,33  | 1,93  | 
Пластичность  | 5,26  | 1,25  | 6,13  | 1,52  | 
Социальная пластичность  | 6,56  | 1,16  | 9,1  | 1,24  | 
Темп или скорость  | 6,5  | 1,04  | 8,03  | 2,1  | 
Социальный темп  | 5,86  | 0,7  | 7,8  | 2,17  | 
Эмоциональность  | 7,0  | 1,05  | 8,4  | 1,47  | 
Социальная эмоциональность  | 7,76  | 1,0  | 8,23  | 1,85  | 
Шкала «К»  | 3,76  | 1,47  | 4,06  | 1,43  | 
Анализ данных позволяет говорить, что в экспериментальной части выборки получены умеренные средние значения (6,5) по шкале «темп или скорость». Это может свидетельствовать о скорости выполнения отдельных операций, быстроте моторно – двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
Умеренное средние значение (5,86) по шкале «социальный темп» позволяет говорить о скоростных характеристиках речедвигательных актов в процессе общения.
Умеренное среднее значение (5,26) по шкале «пластичность» свидетельствует о степени легкости, или наоборот, трудности переключения с одного предмета на другой, быстроты перехода с одного способа мышления на другой в процессе взаимодействия с предметной средой, стремления к разнообразию форм предметной деятельности.
Средние значения, полученные по субшкале «К» (3,76) находится в области низких значений. Данный факт может свидетельствовать о том, что испытуемые экспериментальной группы отвечали на данные вопросы искренне и честно.
Таким образом, анализ средних значений, полученных в экспериментальной группе по опроснику В.М. Русалова, показал, что преобладания какого-либо вида из шкал у женщин – преподавателей не наблюдается, так как все средние значения находятся в области умеренных.
Перейдем к описанию результатов обработки данных первичной статистики по опроснику В.М. Русалова в контрольной группе выборки, которую составили женщины - охранники. Нами были получены следующие средние значения.
Сопоставляя данные таблицы 1, мы можем утверждать, что полученные средние значения в контрольной группе (6,13) по шкале «пластичность» находятся в области умеренных значений. Это свидетельствует о степени легкости, или наоборот, трудности переключения с одного предмета на другой, быстроты перехода с одного способа мышления на другой в процессе взаимодействия с предметной средой, стремления к разнообразию форм предметной деятельности.
Умеренное среднее значение (7,8) по шкале «социальный темп» позволяет говорить о скоростных характеристиках речедвигательных актов в процессе общения.
Среднее значение по шкале «темп или скорость» (8,03) также находится в области умеренных значений. Это может свидетельствовать о скорости выполнения отдельных операций, быстроте моторно – двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
Умеренное среднее значение (4,06), полученное по субшкале «К», свидетельствует о том, что испытуемые в контрольной группе также отвечали на вопросы честно и открыто.
Таким образом, анализ средних значений, полученных в контрольной группе, показал, что преобладания какой – либо из шкал не выявлено.
Подводя некоторые итоги, мы можем отметить, что анализ средних значений экспериментальной и контрольной групп не выявил преобладания какого - либо вида из шкал.
Далее мы проверим наши гипотезы с помощью методики «Дифференциально – диагностический опросник». Результаты проведенного исследования приведены в таблицах 2 и 3.
Таблица 2
Сравнительные результаты по методике «Дифференциально – диагностический опросник» в экспериментальной группе
№ п\п  | Чловек-природа  | Человек -техника  | Человек- Человек  | Человек-знак  | Человек-художественный образ  | 
1  | 2  | 2  | 7  | 4  | 5  | 
2  | 5  | 2  | 7  | 2  | 4  | 
3  | 3  | 2  | 5  | 5  | 4  | 
4  | 3  | 2  | 4  | 5  | 6  | 
5  | 6  | 5  | 5  | 4  | 0  | 
6  | 7  | 2  | 5  | 3  | 3  | 
7  | 6  | 4  | 3  | 3  | 4  | 
8  | 2  | 6  | 6  | 3  | 2  | 
9  | 2  | 5  | 6  | 3  | 4  | 
10  | 3  | 4  | 5  | 1  | 7  | 
11  | 5  | 0  | 6  | 4  | 5  | 
12  | 2  | 5  | 7  | 2  | 4  | 
13  | 4  | 1  | 6  | 5  | 4  | 
14  | 3  | 5  | 5  | 3  | 4  | 
15  | 4  | 4  | 1  | 4  | 7  | 
16  | 3  | 6  | 2  | 4  | 1  | 
17  | 5  | 4  | 2  | 8  | 0  | 
18  | 4  | 4  | 3  | 1  | 1  | 
19  | 4  | 5  | 7  | 2  | 0  | 
20  | 6  | 2  | 0  | 0  | 1  | 
21  | 4  | 7  | 1  | 2  | 1  | 
22  | 5  | 3  | 2  | 2  | 0  | 
23  | 6  | 2  | 2  | 1  | 4  | 
24  | 4  | 5  | 5  | 1  | 3  | 
25  | 7  | 5  | 2  | 0  | 1  | 
26  | 1  | 0  | 6  | 5  | 2  | 
27  | 2  | 5  | 0  | 6  | 3  | 
28  | 7  | 2  | 1  | 0  | 5  | 
29  | 4  | 5  | 4  | 4  | 0  | 
30  | 4  | 0  | 2  | 3  | 6  | 
Σ  | 123  | 104  | 117  | 90  | 91  | 
Сред-нее  | 4,1  | 3,46  | 3,9  | 3,0  | 3,03  | 
Станд откл.  | 1,6  | 1,9  | 2,2  | 1,8  | 2,1  | 
Как видно из таблицы 2, мы видим, что испытуемые экспериментальной группы отдают предпочтение таким профессиям, которые связанны с растениеводством, животноводством; с техникой и связанные с обслуживанием людей, с общением.
Таблица 3
Сравнительные результаты по методике «Дифференциально – диагностический опросник» в контрольной группе
№ п\п  | Чловек-природа  | Человек -техника  | Человек- Человек  | Человек-знак  | Человек-художественный образ  | 
1  | 7  | 5  | 0  | 2  | 3  | 
2  | 4  | 5  | 2  | 1  | 2  | 
3  | 5  | 5  | 2  | 1  | 3  | 
4  | 4  | 4  | 6  | 1  | 3  | 
5  | 6  | 7  | 5  | 0  | 2  | 
6  | 4  | 3  | 2  | 0  | 5  | 
7  | 0  | 1  | 2  | 6  | 7  | 
8  | 6  | 4  | 4  | 3  | 1  | 
9  | 6  | 4  | 5  | 3  | 5  | 
10  | 2  | 5  | 2  | 4  | 4  | 
11  | 2  | 5  | 2  | 2  | 3  | 
12  | 0  | 3  | 0  | 0  | 4  | 
13  | 0  | 4  | 2  | 2  | 5  | 
14  | 3  | 4  | 1  | 2  | 4  | 
15  | 3  | 2  | 3  | 5  | 3  | 
16  | 5  | 2  | 3  | 5  | 1  | 
17  | 6  | 4  | 4  | 7  | 0  | 
18  | 4  | 6  | 4  | 6  | 7  | 
19  | 4  | 4  | 5  | 4  | 2  | 
20  | 2  | 3  | 5  | 4  | 1  | 
21  | 1  | 3  | 1  | 2  | 0  | 
22  | 4  | 5  | 1  | 3  | 6  | 
23  | 6  | 2  | 2  | 3  | 4  | 
24  | 2  | 7  | 2  | 4  | 2  | 
25  | 2  | 4  | 3  | 5  | 3  | 
26  | 0  | 4  | 2  | 7  | 5  | 
27  | 1  | 6  | 0  | 3  | 4  | 
28  | 2  | 6  | 1  | 0  | 4  | 
29  | 3  | 5  | 4  | 4  | 5  | 
30  | 3  | 7  | 5  | 5  | 0  | 
Σ  | 97  | 129  | 80  | 94  | 98  | 
Сред-нее  | 3,2  | 4,3  | 2,6  | 3,1  | 3,2  | 
Станд откл.  | 2,06  | 1,5  | 1,6  | 2,06  | 1,9  | 
Информация о работе Темперамент и индивидуальный стиль деятельности