Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 09:50, курсовая работа
Актуальность исследования. В настоящее время уже достаточно изучен вопрос о таких психологических характеристиках, как темперамент и характер. Тем не менее, темперамент и характер и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Даже сейчас, несмотря на то, что психологическая наука уже дает ответы на многие вопросы эти понятия путают, смешивают и не дифференцируют.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности темперамента………………………………………..5
1.1 История изучения  темперамента………………………………………..5
1.2 Темперамент как  индивидуальные особенности человека…………...11
1.3 Физиологическая основа темперамента………………………………..13
Глава 2. Становление характера…………………………………………….19
2.1 Общее понятие о  характере……………………………………………..19
2.2 Типическое проявление характера……………………………………..21
3.1 Психические исследования темперамента…………………………….25
3.2 Психические исследования  характера………………………………...32
Заключение…………………………………………………………………..37
Список использованной литературы……………………………
2.2.Типичные проявления  
  Характер - это неразрывное целое. Но изучить 
и понять такое сложное 
целое, как характер, нельзя, не выделив 
в нем отдельных сторон или 
типичных проявлений (черт характера). 
Общие черты характера проявляются 
в отношениях личности к общественным 
обязанностям и долгу, к людям, к 
самой себе. Отношение к общественным 
обязанностям и долгу прежде всего 
проявляется в отношении личности к общественному 
труду. В этой связи 
выявляются такие черты характера, как 
трудолюбие, добросовестность, 
настойчивость, бережливость, и противоположные 
им - леность, 
небрежность, пассивность, расточительство. 
Отношение человека к труду 
оказывает решающее влияние на формирование 
его других личностных 
качеств. Д. И. Писарев писал: "Характер 
закаляется трудом, и кто никогда 
не добывал себе собственным трудом насущного 
пропитания, тот в большей 
части остается навсегда слабым, вялым 
и бесхарактерным человеком". 
Отношение к людям наглядно выступает 
в таких чертах характера, как 
общительность, вежливость, доброжелательность 
и т. п. Антиподами этих 
черт являются замкнутость, бестактность, 
недоброжелательность. Как 
утверждал В. Гюго, "у каждого человека 
три характера: тот, который ему 
приписывают; тот, который он сам себе 
приписывает; и, наконец, тот, 
который есть в действительности". В 
целях выяснения сути своего 
характера человеку полезно знать мнение 
о себе коллектива, в котором он 
работает и проводит значительную часть 
своей жизни. И прежде всего то, 
насколько упорядочены у него отношения 
с людьми, насколько он нужен 
людям, насколько он авторитетен среди 
них. Отношение к самому себе 
проявляется в самооценке своих действий. 
Трезвая самооценка - это одно 
из условий совершенствования личности, 
помогающих вырабатывать такие 
черты характера, как скромность, принципиальность, 
самодисциплина. 
Отрицательными чертами характера являются 
повышенное самомнение, 
высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий 
этими чертами, обычно 
неуживчив в коллективе, невольно создает 
в нем предконфликтные и 
конфликтные ситуации. Нежелательна и 
другая крайность в характере 
человека: недооценка своих достоинств, 
робость в высказывании своих 
позиций, в отстаивании своих взглядов. 
Скромность и самокритичность 
должны сочетаться с обостренным чувством 
собственного достоинства, 
основанном на сознании действительной 
значимости своей личности, на 
наличии известных успехов в труде на 
общую пользу. Принципиальность - 
одно из ценных личностных качеств, придающих 
характеру деятельную 
направленность. Волевые черты характера. 
Под волей понимается сложный 
психический процесс, который вызывает 
активность человека и пробуждает 
его действовать направленно. Воля является 
способностью человека 
преодолевать препятствия, добиваться 
поставленной цели. Конкретно она 
выступает в таких чертах характера, как 
целеустремленность, 
решительность, настойчивость, мужество. 
Данные черты характера могут 
способствовать достижению как общественно 
полезных, так и 
антиобщественных целей. Для этого важно 
определить, каков мотив волевого 
поведения человека. "Храбрый поступок, 
мотив которого состоит в 
порабощении другого человека, в захвате 
чужого добра, в продвижении по 
службе, и храбрый поступок, мотив которого 
заключается в том, чтобы 
помочь общему делу, обладают, конечно 
совершенно различными 
психологическими качествами". По волевой 
активности характеры 
подразделяются на сильные и слабые. Люди 
сильным характером имеют 
устойчивые цели, инициативны, смело принимают 
решения и реализуют их, 
обладают большой выдержкой, мужественны 
и смелы. Людей, у которых эти 
качества слабо выражены или отдельные 
из них отсутствуют, относят к 
категории слабохарактерных. Им свойственно 
пассивное проявление своих 
деловых и личных качеств. Зачастую такие 
люди, имея самые хорошие 
намерения, не добиваются значимых результатов 
в работе, учебе. Многие из 
них искренне переживают свое неумение 
самостоятельно, настойчиво и 
решительно действовать. 
  Волевые качества можно воспитывать у 
человека. И. П. Павлов 
подчеркивал, что человек - это единственная 
система, способная 
регулировать сама себя в широких пределах, 
т. е. может 
самосовершенствоваться. Слабовольные 
люди при продуманной педагогической 
работе с ними могут стать активно деятельными. 
При этом надо принимать во внимание индивидуальные 
особенности человека, например его 
темперамент. Так, у холерика легче выработать 
активность и 
решительность, чем у меланхолика. Сам 
человек должен с юного возраста 
тренировать свою волю, вырабатывать такие 
качества, как самообладание, 
активность, смелость.
3. Глава. Психодиагностические исследования.
3.1. Психические исследования темперамента.
Было проведено исследование на базе школы №6 города Пятигорска в 11 классе. Со школьниками были проведены следующие методики:
Для диагностирования темпераменты были использованы следующие методики на основе опросников.
Тест Айзенка.
Цель методики: выявить особенности темперамента.
Задачи: На основе анализа ответов на анкетный опросник определить, к какому типу темперамента относится человек.
Материал методики: Для проведения методики подготавливается специальный тестовый бланк, ручка или карандаш для его заполнения и текст опросника. Для обработки результатов используется «ключи» предлагаемые ниже.
Известные типы темперамента- сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик- диагностируются по Айзенку исходя из двух основных шкал: шкалы экстраверсии- интроверсии и шкалы нейротизма.
Экстраверт — это тип личности (или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих. Экстраверт - человек, психологические особенности которого выражаются в сосредоточении своих интересов на внешнем мире, внешних объектах.
Экстравертам свойственны импульсивность поведения, активность в жестах, общительность, проявление инициативы, социальная адаптированность и открытость внутреннего мира.
Для экстравертов характерно поведение, при котором человек стремится:
Экстраверт может быть превосходным тамадой, организатором (часто на общественных началах), чиновником, управляющим людьми, артистом или конферансье.
Экстраверт направлен наружу, обращен к окружающим объектам. Понять других ему легче, чем самого себя. Экстраверт склонен к повышенной активности, часто переоценивает свои шансы, поступает опрометчиво. Он не боится открыто противопоставить себя обществу. Экстраверт пропускает через себя большее количество информации, но рассматривает ее поверхностно. Экстраверт стремится к ответственности, но не любит обязанностей. Ответственность воспринимается им как привилегия, а обязанность как насилие. В компании экстраверт обращает внимание на других, старается их "расшевелить", рассмешить, иначе ему скучно. Он вдохновитель и организатор. Экстраверт постоянно недоволен тем, что не сделал еще чего-то.
Наиболее известно понятие экстраверта, принадлежащее Карлу Густаву Юнгу и Гансу Юргену Айзенку.
Согласно Юнгу, экстраверт, предпочитает социальные и практические аспекты жизни погружению в мир воображения и размышлений.
По Айзенку, типичный экстраверт, общителен, оптимистичен, импульсивен, имеет широкий круг знакомств и слабый контроль над эмоциями и чувствами.
Интроверт - человек, психический склад которого 
характеризуется сосредоточенностью 
на своем внутреннем мире, замкнутостью, 
он обращен на самого себя. Интроверты 
считают свои интересы самыми важными, 
придают им высшую ценность; для них характерна 
социальная пассивность и склонность 
к самоанализу.   
  Интроверт с удовольствием исполняет 
возложенные на него обязанности, но не 
любит ответственности за конечные результаты.
Самая важная отличительная черта интровертов заключается в источнике энергии: интроверты черпают энергию из своего внутреннего мира идей, эмоций и впечатлений. Они консервируют энергию. Внешний мир быстро вводит их в состояние перевозбуждения, и у них появляется неприятное ощущение, когда чего-то «чересчур много». Это может проявляться в издерганности или, наоборот, в апатии. В любом случае им необходимо ограничивать социальные контакты, чтобы не оказаться полностью опустошенными. Тем не менее интровертам нужно дополнить время, проведенное в одиночестве, временем, когда они выходят во внешний мир, иначе они могут потерять ощущение перспективы и взаимосвязи с другими людьми. Интроверты, способные уравновесить энергетические потребности, обладают стойкостью и упорством, могут смотреть на вещи независимо, глубоко сосредоточиваться и творчески работать.
Интроверты подобны электрической батарее с подзарядкой. Им необходимо периодически останавливаться, переставать тратить энергию и отдыхать, чтобы зарядиться снова. Именно возможность зарядиться и обеспечивает интровертам менее возбуждающая обстановка. В ней они восстанавливают энергию.
Наиболее известно понятие интроверта, принадлежащее Карлу Густаву Юнгу и Гансу Юргену Айзенку. Согласно Юнгу, интроверт, предпочитает размышления и воображение операциям с реальными внешними объектами. Интроверт — тип личности (или поведения), ориентированный вовнутрь или на себя.
Для интровертов характерно поведение, больше связанное с комфортным одиночеством, внутренними размышлениями и переживаниями, творчеством или наблюдением за процессом. Интроверт может быть превосходным ученым, исследователем, наблюдателем, писателем или индивидуальным предпринимателем. Интроверту комфортно трудиться и в одиночестве.
Типичный интроверт по Айзенку, спокоен, застенчив, отдалён от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всём и держит свои чувства под строгим контролем.
  Нейротизм.  
Характеризует эмоциональную устойчивость 
или неустойчивость (эмоциональная стабильность 
или нестабильность).  
 
  Эмоциональная устойчивость(низкие показатели 
по шкале нейротизма) – черта, выражающая 
сохранения организованного поведения 
в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется 
зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием 
большой напряженности, беспокойства, 
а также склонностью к лидерству, общительности.  
 
  Эмоциональная неустойчивость (высокие 
показатели по шкале нейротизма) выражается 
в чрезвычайной нервности, неустойчивости, 
плохой адаптации, склонности к быстрой 
смене настроений, чувстве виновности 
и беспокойства, озабоченности, депрессивных 
реакциях, рассеянности внимания,, неустойчивости 
в стрессовых ситуациях. Этой черте соответствует 
эмоциональность, импульсивность, неровность 
в отношениях с людьми, изменчивость интересов, 
неуверенность в себе, выраженная чувствительность, 
впечатлительность, склонность к раздражительности. 
Нейротическая личность характеризуется 
неадекватно сильными реакциями по отношению 
к вызывающим стимулам. У лиц с высокими 
показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных 
стрессовых условиях может развиться 
невроз.  
 
  В приведенной ниже схеме можно увидеть, 
как соотносятся показатели по шкале интроверсии-экстраверсии 
и по шкале нейротизма с качествами человека.
Опросник состоит из 60 вопросов, из которых 24- по шкале интроверсии- экстраверсии, 24- по шкале нейротизма и 12- по шкале лжи.
Инструкция: Вам предлагается ряд вопросов об особенностях вашего повеления. Если Вы отвечаете не вопрос утвердительно ("согласен"), то поставьте знак "+", если отрицательно ("несогласен"), то знак "-". Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция. Отвечать нужно на каждый вопрос. Результаты фиксируются на тестовом бланке.
Ключ: 
 
1. Экстраверсия-интроверсия: 
"да" ("+") 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 
30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57. 
"нет" ("-") 6, 33, 51, 55, 59. 
 
2. Нейротизм: 
"да" ("+") 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 
29, 31, 34, 37, 39,42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60. 
 
3. Показатель лжи: 
"да" ("+") 8, 16, 24, 28, 44. 
"нет" ("-") 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48. 
 
Оценка результатов: 
 
Оценочная таблица для 
шкалы экстра-интроверсии: 
Интроверсия значительная: 1-7. 
Интроверсия умеренная: 8-11. 
Экстраверсия умеренная: 12-18. 
Экстраверсия значительная: 19-24. 
 
Оценочная таблица для 
шкалы нейротизма: 
Эмоциональная устойчивость высокая: 
до 10. 
Эмоциональная устойчивость средняя: 
11-14. 
Эмоциональная неустойчивость высокая: 
15-18. 
Эмоциональная неустойчивость очень высокая: 
19-24. 
 
По шкале лжи показатель в 4-5 баллов 
рассматривается как критический.
Тест прошли два испытуемых – А и Б.
Испытуемый А.
Испытуемый Б.
3.2 Психические исследования характера.
Было проведено исследование на базе школы №6 города Пятигорска в 11 классе. Со школьниками были проведена методика
Опросник Шмишека. Акцентуации характера
Согласно теории «акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств. У психопатов эти черты достигают особо большой выраженности.
Выделяют десять основных типов акцентуации (классификация Леонгарда).