Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:09, курсовая работа
Одна из заметных тенденций нашего времени - это признание важности человеческой личности.
Пристальное внимание и  учёт "человеческого фактора" наблюдается во всех сферах, так  как без этого в настоящее  время ничего сделать нельзя.
Итак, если в прошлые  эпохи человек чаще всего воспринимался как винтик общества, государства, то теперь набирает силу подход, согласно которому необходим индивидуальный подход к человеку во всех сферах: в бизнесе, на производстве и, конечно, в образовании. Этого требует время, с новейшими технологиями, с обилием информации. Нужны не винтики, не послушные исполнители, а самостоятельные и зрелые личности.
В создании условий для  становления и развития таких личностей очень может и должно сделать образование, в частности дошкольное образование.
Проблема индивидуального подхода в обучении, воспитании разрабатывается в отечественной науке давно, однако, сейчас актуальность таких исследований особенно велика. Учёт индивидуальных особенностей детей необходим в отношении особенностей темперамента.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….  3
 
 
ГЛАВА 1. ТЕМПЕРАМЕНТ И  ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…….. 5
        Общее представление о темпераменте……………………………………… 5
        Концепции темперамента по И.П.Павлову и по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицину…………………………………………………………………. 6
        Типы темпераментов…………………………………………………………12
 
 
 
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Особенности проявления  темперамента у детей младшего  дошкольного возраста……………………………………………………….................................16
2.2. Учёт особенностей  темперамента детей младшего  дошкольного возраста в учебно-воспитательной  работе…………………………………………………...19
 2.3. Психолого-педагогические рекомендации для проведения занятий с учётом особенностей темперамента детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….24
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..31
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….32
         
Для детей меланхолического 
         
При изложении нового 
         
У дошкольников холерического 
темперамента при правильной 
организации воспитателем 
         
Дети флегматического 
         
От индивидуального подхода к 
детям разных темпераментов во 
многом зависит и выполнение 
на занятии самостоятельных 
         
Нужно побуждать ребёнка 
         
Внимание меланхолика обычно 
неустойчиво, ребёнок не 
Во время закрепления знаний также необходимо обращать внимание на эмоциональное состояние меланхоликов. У некоторых воспитателей не хватает выдержки ждать, пока ребёнок сосредоточится и начнёт отвечать. Уравновешенность особенно следует соблюдать при общении с детьми холерического темперамента. Причиной сильного возбуждения холерика во многих случаях является незнание или непонимание, какого- либо вопроса. Снижению возбудимости будет способствовать спокойнее разъяснение воспитателем вопроса.
         
Дошкольники же с сильным 
         
Активизации памяти и мышления 
детей сангвинистического 
         
Воспитателю необходимо 
замечание.
         
По отношению к детям-
         
Осуществление воспитателем 
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Исследования проводились на базе центра развития ясли - сад №167 г. Гомеля в феврале 2008 года.
Опытно – экспериментальная работа проводилась во второй младшей группе, диагностика темперамента осуществлялась посредством методики «Изучение типа темперамента ребенка методом наблюдения» (приложение №1). Количественный состав группы составляет 23 ребенка: 9 мальчиков и 14 девочек.
Цель: пронаблюдать за проявлением темперамента ребенка, выявить тип темперамента.
Результаты представлены в таблице:
Фамилия. Имя.  | 
  Пункты плана наблюдений  | 
  |||||||||||||||||
1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | |||||||||||||||
А  | 
  Б  | 
  В  | 
  Г  | 
  А  | 
  Б  | 
  В  | 
  Г  | 
  А  | 
  Б  | 
  В  | 
  Г  | 
  А  | 
  Б  | 
  В  | 
  Г  | |||
1  | 
  Авдеева Ангелина  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  Меланхолик  | ||||||||||||
2  | 
  Анищенко Оксана  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  Флегматик  | ||||||||||||
3  | 
  Атананенко Маша  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  Флегматик  | ||||||||||||
4  | 
  Белоус Алеся  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  Сангвиник  | ||||||||||||
5  | 
  Васильев Ваня  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  Холерик  | ||||||||||||
6  | 
  Гандзюк Дарья  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  Сангвиник  | ||||||||||||
7  | 
  Гнетов Никита  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  Сангвиник  | ||||||||||||
8  | 
  Григорян Тигран  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  Холерик  | ||||||||||||
9  | 
  Жукова Ксения  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  Сангвиник  | ||||||||||||
10  | 
  Занкевич Марина  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  Меланхолик  | ||||||||||||
11  | 
  Захарова Вика  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  Сангвиник  | ||||||||||||
12  | 
  Коновалова Алина  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  Сангвиник  | ||||||||||||
13  | 
  Кунюков Даниил  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  Флегматик  | ||||||||||||
14  | 
  Кулаковский Никита  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  Сангвиник  | ||||||||||||
15  | 
  Кизогуб Егор  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  Сангвиник  | ||||||||||||
16  | 
  Макаренко Настя  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  Меланхолик  | ||||||||||||
17  | 
  Михайлов Саша  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  Сангвиник  | ||||||||||||
18  | 
  Михалкова Снежанна  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  Сангвиник  | ||||||||||||
19  | 
  Моисеенко Ростислав  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  Флегматик  | ||||||||||||
20  | 
  Мурашко Владислав  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  Сангвиник  | ||||||||||||
21  | 
  Одрова Анна  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  Сангвиник  | ||||||||||||
22  | 
  Савченко Полина  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  Сангвиник  | ||||||||||||
23  | 
  Свиридова Сабина  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  Холерик  | ||||||||||||
а) реакция сангвиника 13 детей проявляют реакцию сангвиника
б) реакция холерика 3 детей проявляют реакцию холерика
в) реакция флегматика            
г) реакция меланхолика 3 детей проявляют реакцию меланхолика
Тест «Определение типа темперамента» (Приложение № 2)
Цель: определить тип темперамента ребенка методом наблюдения.
Тест «Определение типа темперамента методом наблюдения»
(Приложение №3)
Цель: выявить тип темперамента посредством наблюдения.
Результаты представлены в таблице:
- Больше вариантов а), то у ребенка преобладает сильный, уравновешенный,
подвижный тип – сангвиник.
- Если чаще встречаются варианты б), то у ребенка сильный, уравновешенный, инертный темперамент – флегматик.
-    Если чаще 
встречаются варианты в), то у 
ребенка характер сильный, 
- Больше вариантов г), то преобладает темперамент – меланхолика.
По итогам теста следует выделить:
14 детей – сангвиники
5 детей – холерики
4 детей – флегматики
3 детей – меланхолики
Таким образом, исходя из тестов, которые проводились посредством
наблюдений видно, что в чистом виде темпераменты встречаются
редко. Обычно у ребёнка преобладают черты какого – либо одного темперамента, но при этом могут наблюдаться и отдельные черты, свойственные другому темпераменту.
Это объясняется следующим:
Заключение
Изучив необходимую литературу в рамках данной темы и организовав опытно-экспериментальную работу, можно сказать, что дети обладают определенным темпераментом. Они приходят в мир с некоторыми изначально заложенными в них стилями поведения, которые все вместе и составляют темперамент.
Под темпераментом понимают 
природные особенности 
Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связывающим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами. От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность.
Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбуждение и торможение; также влияет на развитие способностей, связанных с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.
Исходя из проведенных исследований можно заметить, что в чистом виде темпераменты встречаются сравнительно редко. Обычно у ребёнка преобладают черты какого-либо одного темперамента, но при этом могут наблюдаться и отдельные черты, свойственные другому темперамент. Однако для правильного индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе вполне можно исходить из общей оценки темперамента, ориентируясь на его основную характеристику, не вдаваясь в особые тонкости. Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим», каждый темперамент имеет свои положительные стороны, и на основе каждого темперамента при неправильном воспитании могут сложиться отрицательные проявления.
Вот поэтому очень важно воспитателю в процессе обучения постепенно развивать у детей положительные черты их темперамента и учиться сдерживать его отрицательные воздействия; выделять среди детей четыре типа темперамента и учитывать это при распределении заданий. Это сделает учебно-воспитательный процесс более успешным
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Тест: «Изучение вида темперамента ребенка методом наблюдения»
Выбрать соответствующие ответы и отметить наблюдения в таблице + или - Подсчитать количество отметок.
а) реакция сангвиника
б) реакция холерика
в) реакция флегматика
г) реакция меланхолика
Варианты реакции  | 
  Пункты плана наблюдений  | |||
1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | |
а б в г  | 
  ||||
План: Наблюдение за проявлением темперамента ребенка.
1) Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
а) легко включается в работу;
б) активно действует;
в) действует спокойно, без лишних слов;
г) действует робко, неуверенно.
2) Как реагирует на 
замечания воспитателя (авторит
а) говорит, что так делать не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
б) не слушает и поступает по-своему. Бурно реагирует на замечания;
в) выслушивает молча;
г) молчит, обижен, переживает.
3) Как разговаривает с другими (сверстниками) в значимых ситуациях:
  а) быстро, с жаром, 
но прислушивается к 
б) быстро, со страстью, но других не слушает;
в) медленно, спокойно, не уверенно;
г) с большой неуверенностью.
4) Как ведет себя в непривычной обстановке (в кабинете заведующего, врача):
а) легко ориентируется, проявляет активность;
б) активен, отличается повышенная возбудимость;
в) спокойно рассматривает окружающее;
г) робок, растерян.
Приложение 2
Тест «Определение типа темперамента»
Начертите на листке бумаги горизонтальную ось и напишите у левого ее конца «замкнутость», а у правого - «общительность». Поставьте в центре нулевую точку и отметьте на этой оси место, которое ребенок, по вашему мнению, на ней занимает (с учетом того, что у левого конца оси находится действительно замкнутые дети, а у правого - очень открытые и общительные, а центр – это статическая норма).
Затем проведите через центр горизонтальную ось и вертикальную. Напишите у нижнего её конца «эмоциональная стабильность», а у верхнего – «невротизм» и поставьте на этой оси точку, соответствующую вашим представлениям о душевном спокойствии ребенка (с учетом того, что внизу находятся спокойные, эмоционально устойчивые, а вверху – дети с повышенной нервозностью и неустойчивыми эмоциями).