Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 06:59, курсовая работа
Цель исследования: Развить у старших дошкольников умения наблюдать за сезонными изменениями в природе.
Задачи:
Сущность наблюдения. Понятие «наблюдения».
Выявить особенности наблюдения  у старших дошкольников.
Изучить требования к наблюдению.
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
СУЩНОСТЬ НАБЛЮДЕНИЯ. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕНОСТИ  УМЕНИЯ НАБЛЮДАТЬ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ..................................................5 
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ...................10
2.1 Циклическая организация наблюдения..................................................23 
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦЫИ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА СЕЗОННЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ…………………………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..33                                                                                                                      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….. 35                                  ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………………….37
В течение лета дети ухаживают за огородом и цветником: поливают растения, рыхлят землю, пропалывают от сорняков. При этом воспитатель сообщает о назначении различных видов ухода.
Дети наблюдают за состоянием 
растений после полива и после 
дождя, до и после рыхления почвы, 
устанавливают связь между 
Лето — время интересных 
прогулок. Их необходимо использовать 
для уточнения уже имеющихся 
у детей представлений о 
Целевые прогулки на луг позволяют познакомить детей с луговыми растениями и животными, их жизнью летом, полюбоваться красотой и простором луга. Воспитатель просит детей назвать знакомые растения (колокольчик, луговой василек, ромашка). Рассматривая вместе с ними новые растения — одуванчик, гвоздику, побуждает детей сравнивать их по окраске, форме и величине цветка, по запаху. Педагог проводит дидактические игры с луговыми травами, читает стихи о них.
Во время целевых прогулок 
на поляну воспитатель с подгруппами 
детей может понаблюдать за ее 
обитателями — бабочками (лимонница, 
капустница, махаон, крапивница), жуками 
(бронзовка, божья коровка), кузнечиками, 
пчелами. Надо уточнять и обогащать 
представления детей о 
При повторных целевых 
прогулках на поляну, луг воспитатель 
продолжает знакомить детей с 
луговыми растениями и животными; учит 
узнавать и правильно называть 2—3 
луговых растения, различать их по 
характеру стебля, цветку, форме 
и расположению листьев, узнавать и 
различать насекомых по внешнему 
виду, поведению; учит устанавливать 
связи между особенностями 
Конкретизируя представления детей об обитателях водоема, следует провести наблюдение за лягушкой. Воспитатель обращает внимание детей на внешний вид животного, особенности передвижения, питания, рассказывает о месте обитания лягушки, показывает способы приспособления к окружающей среде. (При этом полезно предложить детям установить связи между строением конечностей лягушки и способом ее передвижения в воде и на суше, между окраской кожного покрова и средой.) Воспитатель сообщает детям о пользе, приносимой лягушкой, учит использовать при наблюдении слова: перепонки, влажная кожа, приспособилась. Такие наблюдения способствуют воспитанию интереса и бережного отношения к лягушкам.
С детьми 4—5 лет следует также организовать прогулку в лес. При этом надо формировать конкретное представление о лесе как месте для жизни разных растений и животных. Воспитатель учит детей .различать деревья (осина, береза, ель, сосна), 2—3 вида кустов, мох, съедобный и несъедобный гриб (мухомор); показывает некоторые конкретные проявления жизни растений и животных в лесу: питание, передвижение. Учит пользоваться словами, обозначающими названия растений, животных. Воспитывать умение вести себя в лесу, не мешать его обитателям — важная задача таких прогулок. Ценным пособием для знакомства детей с природой может стать календарь природы. В средней группе он должен быть несложным по представленному материалу, ярким. С помощью календаря можно надолго сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдений на участке, прогулки, экскурсии. Рисунки детей, отражающие увиденное, помещаются воспитателем в календарь. При этом следует отбирать те, в которых наиболее точно или образно представлено увиденное.
Изменчивую погоду сезона 
также необходимо фиксировать. Это 
можно сделать, пользуясь игрушкой-пособием 
«Какая сегодня погода?». На плотном 
куске картона с укрепленной 
в центре подвижной стрелкой помещаются 
или вкладываются в прозрачные карманы 
кармашек для детских рисунков изображения 
различного, но типичного для определенного 
сезона состояния погоды. Если сделать 
картинки сменными, можно использовать 
календарь в течение всего 
года. Соединив игрушку-пособие с 
планшетом для детских 
2.1 ЦИКЛИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦЫЯ НАБЛЮДЕНИЙ
  Помимо содержания чрезвычайно 
важно определить организационно-методическую 
форму проведения наблюдений с детьми 
за теми объектами природы, которые постоянно 
находятся возле них. Наблюдения лучше 
всего проводить в форме циклов. 
  Обитатели уголка природы весь учебный 
год живут рядом с дошкольниками - это 
обстоятельство накладывает особый отпечаток 
на педагогический процесс: нельзя, чтобы 
у детей за этот длительный период наступило 
равнодушное привыкание к ним. Педагогический 
процесс должен быть построен так, чтобы 
у детей постоянно возрастал интерес к 
живым существам, чтобы они все время расширяли 
представления о них, наращивали объем 
конкретных знаний, чтобы к концу учебного 
года любой ребенок старшего дошкольного 
возраста мог бы стать экскурсоводом по 
уголку природы - бойко и интересно рассказывать 
о его обитателях. Этим требованиям отвечает 
прежде всего такая форма педагогической 
работы, как циклы наблюдении, которые 
осуществляются не на занятиях, а в различные 
режимные моменты повседневной жизни. 
  Цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений 
за конкретным объектом уголка природы 
или участка детского сада. Каждое из наблюдений 
цикла имеет свое содержание, свою цель, 
не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано 
с ними. В сумме все наблюдения одного 
цикла формируют у детей конкретные и 
отчетливые представления о данном объекте 
- его строении, функционировании (различных 
проявлениях, поведении), условиях жизни. 
Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным 
путем и самостоятельно приобрести систему 
конкретных знаний о животных или растениях, 
которые живут по соседству с ним.[7.С.151] 
  Цикл наблюдений как организационно-методическая 
форма педагогического процесса имеет 
ряд достоинств. В цикле осуществляется 
распределение всего объема знаний на 
"порции", что обеспечивает постепенное 
и более надежное их усвоение. Каждое следующее 
наблюдение позволяет демонстрировать 
детям новые стороны и особенности уже 
знакомого объекта природы, одновременно 
уточнять и расширять сложившиеся представления.[7.С.152] 
  Достоинством цикла является и его протяженность 
во времени - распределение наблюдений, 
следующих одно за другим, на достаточно 
длительный срок. Многоразовое (но с разным 
содержанием) обращение к одному и тому 
же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует 
у детей устойчивый познавательный интерес 
к нему. И результате у дошкольников возникает 
потребность в новых наблюдениях, которые 
они осуществляют самостоятельно (что 
особенно ценно), без побуждения и руководства 
воспитателя. И, на конец, проведение цикла 
наблюдений в повседневной жизни в разные 
режимные моменты экономит время для занятий 
и делает работу с детьми разнообразной. 
В качестве примера рассмотрим цикл наблюдений 
за золотой рыбкой в аквариуме безотносительно 
возраста дошкольников). 
Наблюдение 1. Что живет в аквариуме?
Цель. Познакомить с аквариумной 
рыбкой, сообщить ее название; вызвать 
эмоциональный отклик (радость) от восприятия 
золотой рыбки, желание наблюдать 
за ней. 
  Наблюдение 2. В каких условиях живет рыбка? 
Цель. Познакомить с условиями, 
необходимыми для жизни золотой 
рыбки: большой аквариум и много 
воды (большое водное пространство); 
вода комнатной температуры (не холодная 
и 11е горячая), чистая (прозрачная), в 
такой воде есть воздух - рыбке '1егко 
дышать; на дне аквариума песок 
и камни, растения. Золотая рыбка 
живет в благоприятных 
чувствует, не болеет. 
  Наблюдение 3. Что и как ест рыбка? 
Цель. Показать сухой рыбий корм, его особенности 
(цвет, запах, сыпучесть), емкость для его 
хранения. Продемонстрировать норму и 
способ кормления рыбки, плавающую в аквариуме 
кормушку. Учить наблюдать за поведением 
рыбки во время кормления: как реагирует 
на действия людей, на появление корма, 
как подплывает, как открывает рот и хватает 
корм. Сообщить, что рыбку в аквариуме 
надо кормить каждый день, так как она 
живая и без пищи может умереть. 
  Наблюдение 4. Что есть у рыбки? 
Цель. Познакомить детей с частями тела 
рыбки: вытянутое, овальное туловище, с 
одного конца - голова, с другого - хвост, 
сверху туловища спина, снизу - брюшко; 
есть плавники на спине, брюшке и хвосте; 
на голове глаза, рот, жаберные крышки; 
тело покрыто чешуей. Золотая рыбка ярко-оранжевого 
цвета с золотистым 
отливом.  
  Наблюдение 5. Рыбка живая - о ней надо 
заботиться. 
Цель. Показать, что живая рыбка не может 
жить в плохих условиях (грязная вода, 
малое количество воды, грязный аквариум), 
она начнет задыхаться, болеть, может умереть. 
В грязной воде рыбке нечем дышать, она 
часто подплывает к поверхности, высовывается 
из воды и хватает воздух. О рыбке надо 
заботиться: убирать грязь с песка, доливать 
чистую воду, протирать стекла аквариума, 
прикрывать его сверху. 
  Наблюдение6.Какрыбка* плавает? 
Цель. Учить наблюдать за поведением рыбки 
- способом пере движения в воде. Рыбка 
плавает в толще по всему водному пространству 
- вперед, назад, вверх и вниз. Она плавает 
легко (плотная вода не является препятствием), 
быстро, поворачиваете, всем телом в любую 
сторону. Рыбке помогают плавать гладкое 
вытянутое и обтекаемое тело, плавники, 
хвост. У нее всегда спинка бывает сверху, 
а брюшко снизу. Если рыбка плавает вяло, 
качается, заваливается на бок, она плохо 
себя чувствует, заболела ее надо лечить, 
ей надо сочувствовать. 
  Наблюдение 7. Как рыбка отдыхает?
Цель. Знакомить с разными 
особенностями поведения 
  Наблюдение 8. Аквариум с золотой рыбкой 
- это красиво. 
Цель. Учить, на примере аквариума, 
замечать красоту природы - любоваться 
обликом хорошо оформленного, чистого 
искусственного водоема, красивым расположением 
водных растений, камней и коряг, крупной 
и ярко окрашенной рыбкой, которая 
хорошо себя чувствует, уверенно плавает 
и красиво шевелит вуали 
  В приведенном цикле комплекс наблюдений 
охватывает разные стороны жизни и поведения 
золотой рыбки. Весь цикл - это сумма, элементарных 
экологических знаний об отдельно взятом 
водном обитателе. В нем представлены 
его жизнь в привычной среде и морфофункциональная 
приспособленность к ней. В цикле показана 
среда образующая роль человека: как он 
заботится об условиях жизни рыбки, поддерживает 
среду в хорошем состоянии. Очень важно, 
что эти знания дети получают маленькими 
"порциями", постепенно увеличивая 
общий объем. Важно также, что дошкольники 
получают знания самостоятельно, чувственным 
путем, что обеспечивается соответствующей 
организацией и руководством педагога. 
  Цикл проводится в течение длительного 
времени - на неделю планируется одно, 
два наблюдения. Таким образом, представленный 
цикл из 8 наблюдений может быть реализован 
в практике работы с детьми старших групп 
за 1,5-2 месяца. Такое, достаточно длительное, 
общение дошкольников с обитателями аквариума 
способствует развитию у них интереса 
к данному объекту природы. 
  Цикл наблюдений - удобная форма организации 
педагогического процесса. Составление, 
разработка цикла наблюдений - это творческое 
дело педагога: цикл можно спланировать 
по-разному (короче, длиннее, с включением 
самых различных моментов и ситуаций), 
в цикле всегда учитываются конкретные 
особенности объекта природы: например, 
в аквариуме живут две разные золотые 
рыбки, или золотая рыбка живет вместе 
с другими видами рыб, или и аквариуме 
не золотые, а другие рыбки - во всех случаях 
циклы наблюдений за ними будут иметь 
свои особенности.[7.С.163] 
  По каждому животному уголка природы 
во всех возрастных группах составляется 
отдельный цикл наблюдений - дети должны 
знать и любить тех питомцев, которые являются 
их постоянными соседями. Специальные 
циклы наблюдений посвящаются представителям 
растительного мира - комнатным растениям, 
ели и березе (рябине, каштану, яблоне и 
т.д.) на участке ДОУ, первоцветам, а 1акже 
зимующим птицам, часто встречающимся 
насекомым. Все, что постоянно находится 
рядом с ребенком, должно быть им замечено, 
должно привлекать его внимание, вызывать 
интерес. 
 
 
3.ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА СЕЗОННЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА