Сурдопедагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 00:29, реферат

Описание работы

Сурдопедагогика при изучении ее предмета опирается на естественно-научные методы (эксперимент,математические методы) и методы гуманитарных наук, где явления исследуются главным образом со стороны качества, а не количества и анализ единичнoгo, индивидуального базируется на выявлении общего, закономерного, ибо природа теоретических обобщений обладает определенными особенностями и связана с включенностью в них ценностных компонентов и личностных модальностей. Частно-научный уровень методологии предусматривает опору на каждом этапе исследований на эмпирические и еоретические методы, которые взаимосвязаны между собой, а граница между ними условна и подвижна

Файлы: 1 файл

сурдопед.docx

— 24.86 Кб (Скачать файл)

Сурдопедагогика при изучении ее предмета опирается на естественно-научные  методы (эксперимент,математические методы) и методы гуманитарных наук, где явления исследуются главным образом со стороны качества, а не количества и анализ единичнoгo, индивидуального базируется на выявлении общего, закономерного, ибо природа теоретических обобщений обладает определенными особенностями и связана с включенностью в них ценностных компонентов и личностных модальностей. Частно-научный уровень методологии предусматривает опору на каждом этапе исследований на эмпирические и еоретические методы, которые взаимосвязаны между собой, а граница между ними условна и подвижна.

Сурдопедагогика располагает  системой конкретных исследовательских  методов, которые используются с учетом специфики предмета самой науки и изучаемых явлений. Остановимся на их характеристике.

Эмпирические методы исследования включают методы изучения и обобщения  опыта специального образования людей, имеющих нарушения слуха, и достижений сурдопедагогов. Такое изучение и обобщение ведется в двух направлениях. Прежде всего как составная часть любого педагогического исследования, предоставляющая сведения о реально сложившейся практике обучения и воспитания детей со слуховым дефектом, и вместе с тем как особый вид исследования для обобщения и распространения передового опыта воспитания, обучения, абилитационной, коррекционно-педагогической и реабилитационно -восстановительной помощи детям и взрослым, имеющим нарушения слуха. Полученные при этом данные могут служить базой для разработки научно обоснованных практических рекомендаций по дальнейшему совершенствованию образовательно- воспитательного процесса.

Изучение педагогического  опыта осуществляется на основе наблюдений, опроса (анкетирование, беседа), анализа документов.

Метод наблюдения отражает непосредственно фиксируемое восприятие исследуемых явлений, процессов и объектов. В сурдопедагогике используют несколько видов наблюдения. Оно может быть:

- основным, когда является  единственным способом сбора  информации;

- вспомогательным, когда результаты наблюдения дополняют и: разъясняют данные, полученные другими способами;

- включенным, когда исследователю отводится роль члена наблюдаемой группы, активного участника изучаемого процесса или события, или невключенным, где он выполняет лишь функции наблюдателя;

- открытым, когда наблюдаемые  знают, что они являются объектом  наблюдения, или скрытым, когда  они не

подозревают о том, что  находятся под наблюдением исследователя.

В ходе наблюдений собирается достоверный, документально фиксируемый (в виде, например, описания методики проведения уроков, внеклассных занятий и других учебных ситуаций) фактический материал. В настоящее время используются современные приемы регистрации, такие, как магнитофонная запись, фото- и видеосъемки. Из-за трудностей установления речевых контактов с испытуемыми наблюдение может занимать ведущее место при изучении особенностей поведения, эмоциональных и речевых реакций глухих детей раннего и дошкольного возрастов, не получавших специальной педагогической помощи.

Опросные методы отличает универсальность и простота проведения. Вместе с тем они требуют тщательной подготовки организации речевого общения, а также выбора применяемых при этом специфических средств, необходимость которых определяется уровнем владения неслышащими людьми лексическим и грамматическим строем языка, развитием монологической устной речи. Наиболее часто используются такие разновидности опросных методов, как беседа, анкетирование,интервьюирование.

Беседа строится на диалоге  исследователя с испытуемым по заранее  разработанной программе, предусматривающей получение требуемых сведений. Собеседниками могут быть как неслышащие люди, так и их родители и сурдопедагоги. Эффективность беседы зависит от создания естественной психологической обстановки, от умения исследователя правильно сформулировать вопросы и следовать составленному плану. При этом важно учитывать особенности понимания людьми, имеющими нарушения слуха, обращенной к ним речи, уровень развития их собственной речи, как устной, так и письменной, доступность смыслового оформления вопросов. Для достижения контакта с этой группой испытуемых возможна опора на специфические средства общения, включая жестовую речь.

Разновидностью беседы является интервьюирование, которое, как правило, применяется на ранних стадиях исследования с целью выделения рабочих гипотез.

Анкетирование - наиболее популярный опросный метод сбора первичных данных об изучаемых явлениях процессах, объектах. Его результативность зависит от того, насколько правильно составлена анкета, от формулировок вопросов и вариантов возможных ответов, соблюдения определенного порядка в их предъявлении и др. Чаще всего анкета представляет собой вопросник, содержание которого и способы ответа на вопросы заранее планируются исследователем. Виды используемых вопросов весьма разнообразны - прямые вопросы, касающиеся сути проблемы; косвенные, не требующие прямого выявления данных по теме; личные, связанные с особенностями, свойственными опрашиваемому (с чертами характера, типичными реакциями, значимыми ценностями, установками и т.д.); открытые, предполагающие свободу и естественность высказываний испытуемых; закрытые, ориентированные на выбор ответа (одного или нескольких) из предлагаемых вариантов; и, наконец, комбинированные, позволяющие либо выбрать вариант ответа из предложенных, либо дать собственный ответ. В работе с детьми,имеющими нарушения слух а, целесообразно использовать закрытые вопросы анкеты, так как наличие продуманных исследователем вариантов ответов устраняет трудности самостоятельного построения речевого высказывания.

Метод анализа  документов (контент-анализ) предполагает, что педагогическая и научно-исследовательская

деятельности, связанные  с образованием, требуют знания и  учета многочисленных документов и  фактов,

отражающих содержание и  своеобразие учебного процесса (программ, планов и методических разработок,

контрольных и текущих  работ учащихся, характеристик, личных дел, медицинских карт, классных журналов,

протоколов собраний и  т.д.). Систематизированная фиксация единиц содержания в исследуемом  материале

основывается на методе контент-анализа. Он применяется как основной метод, направленный на выделение наиболее

значимой информации об изучаемом  явлении, как параллельный, включенный в комплекс других методов, и как

вспомогательный при сопоставлении выявленных в исследовании данных.

К эмпирическим методам относится  также педагогический эксперимент, с помощью которого в контролируемых и

управляемых условиях изучаются педагогические процессы, явления или объекты. При этом исследователь

целенаправленно вызывает, изменяет и повторяет изучаемое  явление, активно вмешивается в  его течение,

сознательно создавая и варьируя условия, моделируя свою совместную деятельность с испытуемыми. Главная  цель

эксперимента - практическая проверка научных предположений, более  глубокое (по сравнению, например, с  наблю-

дением), детальное изучение особенностей образовательного процесса. В исследовании могут быть использованы

разные виды эксперимента. В зависимости от условий проведения выделяются:

- естественный эксперимент,  предусматривающий изучение педагогического  процесса, явления или объекта  в

контролируемых условиях естественной среды (на уроке, во внеурочное время, в беседе и т.д.); - лабораторный

эксперимент, проводимый в  лабораторных условиях с использованием приборов, фиксирующих и измеряющих

действия испытуемого  по инструкции экспериментатора (при  этом испытуемый может не знать, что  конкретно

исследуется).

В зависимости от задач  исследования эксперимент может  быть: - констатирующим, служащим основой

предварительного сбора  материала об изучаемых педагогических явлениях, объектах, качествах испытуемых. Так, с

помощью данного метода можно  выявить особенности педагогического  опыта сурдопедагогов; установить реальное

состояние сформированных знаний, умений и навыков у школьников и спрогнозировать оказание им необходимой

педагогической помощи; определить влияние применяемых методов  обучения на развитие познавательной

активности учащихся и  др.;

- формирующим, представляющим  собой способ специального воздействия  на сложившийся опыт обучения,

воспитания, абилитационной, коррекционно-педагогической и реабилитационной помощи, в результате которого

меняются качества субъекта;

- контрольным, используемым для проверки и оценки тех изменений, которые произошли в ходе выполнения

задач исследовательской  программы.

В сурдопедагогике при  организации педагогического эксперимента важно обеспечить понимание испытуемыми

речевой инструкции, адекватное выполнение которой зависит от продуманности  ее содержания и доступности

языковых средств. для объяснения часто используются показ, наглядность, в случае непонимания возможно

обращение к специфическим  средствам общения. Кроме того, надо добиться фиксации внимания обследуемого на

лице говорящего, продумать вариативные способы сенсорного восприятия речи, включая учет удаленности губ

говорящего от собеседника. При проведении формирующего эксперимента важна опора на поэтапную, дозируемую

педагогическую помощь.

Неотъемлемую часть эмпирических методов исследования составляют психодиагностические тесты. Так,

информация об особенностях учебной деятельности может быть дополнена результатами психодиагностического

обследования неслышащих школьников. При этом сурдопедагог-исследователь выступает в новой для него роли -

пользователя психодиагностическими  методиками. Такие обследования целесообразно  проводить совместно со

специалистом-психологом, особенно на этапе интерпретации полученных результатов. При условии тщательной

подготовки процедуры  тестирования не исключено самостоятельное  проведение педагогом тестового  обследования.

В сурдопедагогике используется ряд инструментальных методов аудиологии, среди них - исследования слуха с

помощью тональной и речевой  аудиометрий.

Теоретические методы исследования обеспечивают объективную интерпретацию  собранной информации. Любое

педагогическое явление  или факт рассматривается сквозь призму его отношения к общим  результатам исследования,

и в каждом из них могут  быть выделены и рассмотрены отдельные  его стороны, признаки, свойства. Достигается  это

в процессе теоретического анализа, позволяющего разобраться  в многообразной сложности педагогических явлений.

Всесторонний теоретический  анализ дает возможность обнаружить связь и взаимодействие отдельных  сторон

изучаемого педагогического  явления. При этом научный анализ всегда связан с синтезом, что помогает

исследователю разобраться  в накопленных фактах, проникнуть в сущность наблюдаемых явлений, отделить

существенное от несущественного и второстепенного. Рассматривая отдельные факты, группируя и систематизируя

их, исследователь выявляет их особенности и устанавливает  общие закономерности и правила.

Теоретический уровень исследования определяется его структурными компонентами, такими, как проблема, 21

гипотеза и теория.

Математические методы исследования используются при оценке результатов  исследований. В сурдопедагогике

широко применяются методы математической статистики. Как правило, они используются на этапе обработки

информации, помогают точно  оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, позволяют

выявлять количественные зависимости между изучаемыми явлениями. При анализе и математической обработке

данных применяются такие  статистические методики, как определение  средних величин подученных показателей,

установление ранговой корреляции между рядами данных, коэффициента вариации и др.

Таким образом, состав методов  исследования в сурдопедагогике  достаточно разнообразен, и каждый

исследователь должен подходить  к их применению с учетом обоснованного  выбора направления научного поиска,

творческого соответствия теме, задачам и предмету исследования.


Информация о работе Сурдопедагогика