Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:21, контрольная работа
В современных условиях развития общества особую значимость приобрела семья и внутрисемейные отношения.
По мнению многих специалистов родители и педагоги обязаны готовить молодежь ответственно подходить к брачной и семейной жизни; к социальной престижности отцовства и материнства; повышать психологическую готовность юношей и девушек к браку; предоставлять им необходимые знания по гигиене и уходу за ребенком, психологии дошкольного возраста, детской психологии, психогигиене сексуальной жизни, основным проблемам взаимоотношений между супругами; наконец, освещение вопросов наиболее рационального ведения домашнего хозяйства, эффективной и экономной организации бюджета семьи.
Введение……………………………………………………………….2
Функции семьи, классификация отношений……………………..4
Кризисные периоды………………………………………………..8
Супружеские конфликты………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………17
Список использованной литературы
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы
Введение
В современных
условиях развития общества особую значимость
приобрела семья и
По мнению многих специалистов родители и педагоги обязаны готовить молодежь ответственно подходить к брачной и семейной жизни; к социальной престижности отцовства и материнства; повышать психологическую готовность юношей и девушек к браку; предоставлять им необходимые знания по гигиене и уходу за ребенком, психологии дошкольного возраста, детской психологии, психогигиене сексуальной жизни, основным проблемам взаимоотношений между супругами; наконец, освещение вопросов наиболее рационального ведения домашнего хозяйства, эффективной и экономной организации бюджета семьи.
Отметим наиболее важные направления подготовки юношества к браку.
1. Деятельное осознание социальной сущности семьи и вытекающих из этого последствий для личной жизни.
2.Воспитание и самовоспитание необходимых для жизни в браке качеств.
3.Формирование
адекватных брачно-семейных
4. Усвоение определенной суммы знаний по психологии и социологии брака и семьи.
Начнем с
осознания социальной сущности семьи,
т. е. того, что, будучи по сути своей
общественным явлением, она сполна
подчиняется законам
Дело в том, что исходным моментом готовности человека к браку и семье является деятельное понимание им общественной значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и ограничение личной свободы. К сожалению, понимание этого не всегда свойственно современным юношам и девушкам, отчего сплошь и рядом переход от неформальных, основанных исключительно на эмоциях взаимоотношений любви и предбрачного ухаживания к формализованным, достаточно регламентированным и, главное, обязательным отношениям супругов как брачно-семейных партнеров оказывается для них сопряженным со значительными, прежде всего чисто психологическими, трудностями - мучительным осознанием новизны и сложности ситуации, болезненной перестройкой своего и чужого поведения. Как исходное в этой связи, нужно помнить, что семья является исторически-конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми; малой группой, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения и трудовых ресурсах.
1. Функции семьи, классификация взаимоотношений
Любое общество ожидает от семьи выполнения определенных функций, и прежде всего двух важнейших, тесно взаимосвязанных: воспитательной и репродуктивной.
Остановимся на функции воспитательной. Сущность ее достаточно ясна, ибо именно через семью наши дети входят в общество. В семье ребенок совершает свои первые шаги в осмыслении окружающего мира. В семье ему вручается эстафета опыта поколений, которую он обязан понести дальше, чтобы передать ее своим детям и тем самым будущему. В семье закладывается фундамент идейного, эстетического, нравственного, философского опыта ребенка, его представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом и т. п.; основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина современного общества. Почему именно в семье? Да потому, что за всю свою историю человечество так и не создало - и, наверное, никогда не создаст - лучшего института воспитания. Специальные исследования психологов и педагогов убедительно доказали: ни одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что дает нормальная семейная атмосфера, общение ребенка с отцом и матерью. Дети, выросшие в этих учреждениях (как, впрочем, и те, хотя и меньше, кто в ранние годы лишился отца или матери и воспитывался в неполной семье), обычно отстают в чем-то от своих сверстников, растущих в полноценной семье, и они значительно труднее находят свое место в жизни. А раз так, нужно постоянно помнить, что мы воспитываем не только ребенка, но гражданина и человека.
Теперь обратимся ко второй из важнейших функций семьи - репродуктивной. Главное здесь - воспроизводство в детях численности родителей. Естественно, что только в семье это воспроизводство может осуществляться полноценно. В масштабе общества для простого (даже расширенного) воспроизводства населения (т.е. чтобы нас не стало меньше) необходимо, чтобы на каждые двое лиц противоположного пола приходилось не меньше двух детей. С учетом же того, что далеко не все женщины и мужчины вступают в брак и обзаводятся семьей, весьма желательно, чтобы большинство семей у нас были трехдетными. Однако, к сожалению, пока лишь некоторые семьи выполняют эту “общественную нагрузку”.
В психологии и педагогике семейных отношений специалисты обычно выделяют три важнейшие сферы существования семьи - хозяйственно-экономическую, нравственно-психологическую и интимную. Именно эти три сферы более всего определяют бытие и существование семьи, соответственно ее стабильность и условия для воспитания детей.
Заметим, что было описано только содержание семейных отношений, их содержательный аспект. По характеру же все эти различные виды отношений могут быть весьма схожи. Прежде чем коснуться этого другого измерения бытия семьи, хотелось бы указать на их теснейшую взаимосвязь. Дело в том , что современные психологи установили существование в семье так называемого закона круговой причинности семейных отношений. Суть его довольно проста: все, без исключения, сферы семейных взаимоотношений причинно взаимосвязаны друг с другом. А вот следствия из этого закона весьма важны, ибо из них вытекает, что отношения в различных содержательных сферах также взаимосвязаны. И стоит этим отношениям измениться в одной из сфер, как неизбежно подобное изменение более или менее скоро произойдет и в других. В лучшем случае – в положительную сторону, когда вы, например, после долгих поисков нашли наилучший вариант распределения домашних обязанностей и семейного бюджета в хозяйственно-экономической сфере, отчего вскоре закономерно оздоровились и ваши нравственно-психологические отношения, и даже отношения интимно-личные (согласитесь, что трудно быть ласковым и нежным, если вы перед этим два часа конфликтовали по поводу того, кому убрать со стола и мыть посуду). В худшем же (увы, более распространенном) – в сторону отрицательную, когда, например, те же материально-бытовые недоразумения как бы взорвут ранее царившую гармонию в других сферах отношений. Последствия и для семьи, и для развития детей в ней предсказать в этом случае нетрудно – они будут весьма плачевными. Значит, необходимо всегда помнить, что по закону круговой причинности семейная гармония является функцией гармоничных отношений во всех, без исключения, сферах деятельности семьи. И необходимо строить в них тот характер отношений, который является наилучшим для семейного микроклимата. Какой именно?
Социальная психология утверждает, что все виды межличностных отношений между людьми можно свести к двум (весьма обобщенным) полярным типам – кооперации и (или) конкуренции. Если попытаться слегка удлинить и “градуировать” эту классификацию, то можно отметить следующие виды взаимоотношений:
Сотрудничество – идеальный способ взаимоотношений, предполагающий взаимопомощь и взаимоподдержку.
Паритет - ровные, союзнические отношения, основанные на взаимовыгоде всех членов союза.
Соревнование – желание добиваться большего и лучшего по сравнению с другими при сохранении с ними хороших взаимоотношений.
Конкуренция – стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах.
Антагонизм – резкие противоречия между членами группы, при которых их объединение носит явно выраженный характер и сохраняется из-за сильного давления извне.
Любой из этих пяти характеров
отношений может в той или
иной степени проявляться в семье,
способствуя или, наоборот, препятствуя
ее стабильности, сохранению и выполнению
важнейших функций
И конкурентные, и антагонистические отношения пагубны для семьи в целом – она весьма редко выдерживает давление внутренних противоречий и чаще всего прекращает свое существование. Но еще страшнее они сказываются на детях, которые могут просто не появиться в подобной семье, либо постоянно испытывать столь тяжелые травмы и потрясения, что нормальное их развитие становиться невозможным.
Именно характер семейных отношений определяет успешность выполнения семьей важнейших ее функций и ее благополучие в самом широком смысле этого слова.
Супружеские конфликты
– малоизученная область
Исследование
супружеских конфликтов, как и
самих супружеских взаимоотноше
Как только схлынут первые восторги и упоение “медового” месяца, а иногда и раньше, молодые супруги начинают замечать, что брак “изнутри” воспринимается по-иному, чем представлялось. Молодожены вступают в первый, и не единственный, кризисный период брака. Выделяется несколько таких периодов, или спадов, в отношениях, которые не все преодолевают:
Начинается, как правило, во второй половине первого года после свадьбы. Этот кризис характерен и для пар, которые до брака уже жили вместе, и для молодоженов, только познающих этот опыт. В это время с глаз молодоженов спадают «розовые очки», медовый месяц сменяют будни со множеством мелких бытовых проблем и раздражающих привычек партнера.
Партнеры начинают активно внедрять в новую семью нормы семейной жизни своих родителей. Каждый из супругов приходит в «семейный монастырь» со своим «уставом» и считает, что именно его нормы единственно правильные.
Чтобы избежать развода на этом этапе, необходимо знать, что этот кризис есть у всех и всегда, что ничего не рушится, что любовь не ушла. Придется отнестись философски к тому, что любовь-страсть переходит в любовь-дружбу (более спокойное, стабильное чувство). Также необходимо с уважением отнестись ко всем привычкам супруга и к тому, что он думает о семейной жизни. Если вы будете готовы к спокойному обсуждению, в вашей семье выработаются свои нормы, и ни к чему будет пользоваться нормами родителей.
Время прихода этого кризиса, как правило, совпадает со временем, когда в семье родился ребенок или он совсем мал. Рождение первого ребенка является для родителей сильной стрессовой ситуацией, связанной с тем, что они получают новые роли (мама, папа), которые им надо освоить. Этот период также связан с повышенной усталостью родителей (ночной плач, постоянный уход за ребенком). Муж часто чувствует себя несколько брошенным, ведь жена все время находится рядом с ребенком.
Это проблема ярко проявляется в нашей культуре, в которой главная роль в уходе за ребенком отводится именно матери, а отец должен «обеспечить тыл» (деньги, вещи). Между родителями начинаются активные споры: нужно ли часто брать ребенка на руки (нужно!), как одевать, как кормить и т. д. Часто, опять же, проявляются нормы, идущие из семей супругов («а меня так воспитывали, и вот вырос нормальным!»).
Чтобы пережить этот кризис, надо знать, что как бы ни был труден и утомителен уход за ребенком, это время пройдет. То, что вы спорите, как его воспитывать, — это правильно, ведь вы оба любите. На этом этапе обоим супругам также требуется проявить гибкость и, относясь с уважением к мнению партнера, выработать единую линию воспитания.
Самый «загадочный» кризис. Возможно, время его появления связано с кризисом, который в это время переживает ребенок (кризис трех лет: проявление самостоятельности, выделение «Я», очерчивание границ дозволенного).
Это время психологически тяжело для родителей, ребенок постоянно капризничает, делает недозволенные вещи. Однако такое поведение имеет серьезные психологические корни. Не пройдя этот этап, ребенок не приобретет самостоятельности и навыков. Поэтому придется набраться терпения и философски пережить это время: ваш ребенок не «испортился», он просто взрослеет.
Очень часто проблемы,
возникающие в семье с
Этот кризис связан с индивидуальным кризисом «среднего возраста». Это период, когда каждый из супругов оглядывается назад на свою жизнь и «ведет счет» победам и поражениям. Происходит сравнение своих достижений с успехами сверстников (часто не в свою пользу). Происходит переоценка и внутрисемейных ценностей: слишком много накопленных обид, и каждый решает, не зря ли он связал жизнь с супругом. Конечно, такие самокопания не могут не отразиться на жизни семьи в целом. Рецепт тот же: уважение, понимание и уверенность в том, что «это тоже пройдет».