Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 08:43, реферат
Самоубийство, суицид (лат. «себя убивать») - это умышленное лишение себя жизни. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.
В наши дни суицидальное поведение не рассматривается как однозначно патологическое. В большинстве случаев это поведение психически нормального человека. В то же время распространена точка зрения на суицид, как на крайнюю точку в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения.
Введение 3
Предрассудки и факты суицида 4
Возрастные и половые особенности суицидального поведения 7
Факторы риска и защиты 9
Стиль поведения и черты личности 11
Определение наличия риска суицида у подростков 12
Формы профилактики подростковой суицидальности 13
Способы общения с суицидальными подростками 15
Заключение 17
Список использованных источников 18
• Разочарование успехами в школе или неудачи в обучении;
• Высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзаменам);
• Проблемы с трудоустройством и плохое экономическое положение, финансовые проблем;
• Нежелательная беременность, аборт и его последствия (девушки);
• Заражение СПИД или болезнями, передающимися половым путем;
• Серьезные телесные болезни;
• Чрезвычайные внешние ситуации и катастрофы.
Так как нахождение в школе-интернате усугубляет переживания, связанные с разрывом с семьей, важностью эффективного взаимодействия со сверстниками-совоспитанниками и многими другими факторами, должны быть приняты меры по сохранению уровня доверия для продолжения диалога и своевременного предупреждения суицидального поведения.
Личностные защитные факторы (у подростка):
• Хорошие навыки общения, умение общаться со сверстниками и взрослыми;
• Уверенность в себе, своих силах, убежденность в способности достижения жизненных целей;
• Умение искать и обращаться за помощью при возникновении трудностей, например, в школе;
• Стремление советоваться с взрослыми при принятии важных решений;
• Открытость к мнению и опыту других людей;
• Открытость ко всему новому, способность усваивать новые знания;
Культуральные и социо-демографические факторы:
• Участие в общественной жизни (например, в спортивных соревнованиях и событиях, клубах, обществах и т.д.);
• Хорошие, ровные отношения со сверстниками в школе;
• Хорошие отношения с учителями и другими взрослыми;
• Поддержка со стороны близких людей.
Стиль поведения и черты личности
суицид подросток стрессор предрассудок
Существуют некоторые черты личности подростка или молодого человека, часто сочетающиеся с суицидальным поведением.
К ним относятся:
• Нестабильность настроения или его чрезмерная изменчивость;
• Агрессивное поведение, злобность;
• Антисоциальное поведение;
• Склонность к демонстративному поведению;
• Высокая степень импульсивности, склонность к необдуманному риску;
• Раздражительность;
• Ригидность мышления;
• Плохая способность преодоления проблем и трудностей (в школе, среди подростков, и т.д.);
• Неспособность реальной оценки действительности;
• Тенденция «жить в мире иллюзий и фантазий»;
• Идеи переоценки собственной личности, сменяющиеся переживанием никчемности;
• Легко возникающее чувство разочарования;
• Чрезмерная подавленность, особенно при несущественных недомоганиях или неудачах;
• Излишняя самоуверенность;
• Чувство унижения или страха, скрывающееся за проявлениями доминирования, отвержения или демонстративного поведения по отношению к школьным друзьям или взрослым;
• Проблемы с определением сексуальной ориентации;
• Сложные, неоднозначные отношения со взрослыми, включая родителей.
Определение наличия риска суицида у подростков
Любые неожиданные или драматические изменения, повлиявшие на поведение подростка или молодого человека, любые изменения в поведении, словесные и эмоциональные признаки следует принимать всерьез.
К ним относятся:
• Потеря интереса к обычным видам деятельности;
• Внезапное снижение успеваемости;
• Необычное снижение активности, неспособность к волевым усилиям;
• Плохое поведение в школе;
• Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения и прогулы;
• Увеличение потребления табака, алкоголя или наркотиков;
• Инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в беспорядках.
Признаками депрессивного состояния выступают следующие факторы:
Формы профилактики подростковой суицидальности
Предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у подростков группы риска относится к одной из важных задач воспитателей и школьных психологов. Вот некоторые формы профилактики подростковой суицидальности:
Способы общения с суицидальным подростком
Если у вас возникают опасения относительно состояния ребенка или если в его семье уже имела место суицидальная попытка, следует предпринять меры по предупреждению суицидального кризиса. Эти действия включают две основных стратегии – постоянную работу по улучшению взаимоотношений в классе, повышению самооценки, самоуважения у ребенка.
Повышение самооценки.
Позитивная самооценка защищает подростков и молодых людей от психологического стресса и подавленности, а также помогает им лучше справляться со стрессовыми ситуациями в жизни.
Для повышения самооценки можно использовать следующие подходы:
• Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще ребенку. Ощущение успешности, достижения в чем-то, в том числе, прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее.
• Не следует оказывать постоянное давление на подростка или молодого человека или предъявлять чрезмерные требования в отношении все лучших и лучших результатов (в учебе, в жизни и т.д.)
• Детей важно принимать такими, какие они есть.
• Поддерживайте самостоятельные устремления ребенка. Не судите его слишком строго. Вообще стремитесь поменьше оценивать. Самостоятельность и собственные умения – эти строительный материал для повышения самооценки.
• Самооценка во многом зависит от физического развития, навыков общения среди сверстников. Поощряйте занятия спортом, успехи среди друзей.
Чаще всего подростки и молодежь в состоянии стресса или суицидального риска, а также после совершенной попытки испытывают главную проблему – проблему общения, т.е. неспособность или невозможность обсудить с кем-то возникшие проблемы. Поэтому диалог с человеком в это время является бесценным.
Первым шагом в предупреждении самоубийства всегда бывает установление доверительного общения. Если его достичь не удается, возникает ситуация, в которой молчание и нарастающее напряжение в отношениях не позволяет осуществить никаких полезных действий для подростка. Страх взрослых спровоцировать суицидальное поведение разговором о самоубийстве, обсуждением суицидальных мыслей и сигналов приводят к отсутствию эффективной коммуникации.
Что делать дальше?
1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка.
3. Оцените глубину
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным жалобам и обидам ребенка. Не пренебрегайте ничем из сказанного.
5. Не бойтесь прямо
спросить, не думает ли он (она)
о самоубийстве. Часто подросток
бывает рад возможности
Следующие вопросы помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации:
Заключение
Попытки самоубийства в большинстве случаев можно предугадать и предупредить. До совершения самоубийства подросток может попытаться выразить протест в другой форме: уйти из дома, совершить антисоциальные поступки (воровство, хулиганство, напиться). Испробовав варианты и потерпев неудачу, человек решается покончить с собой. Большинство покушавшихся на самоубийство говорили об этом окружающим до совершения попытки. Если вовремя обнаружить признаки надвигающейся катастрофы, то ее можно предотвратить. Иногда предвестники самоубийства трудно распознаваемы. Человек строит планы на будущее, а сам поглощен мыслями о самоубийстве. Это одна из самых тяжелых ситуаций для родных и близких подростка.
Суицидальное поведение может быть обусловлено и психическими расстройствами, сопровождающимися галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает совершить самоубийство или убеждает человека в совершенном якобы им злодеянии. В этих случаях для подростков характерны периоды длительного нарушения поведения: депрессия, тревожность, неуравновешенность, беспокойство, навязчивые мысли.
Как мы видим, причины суицидального поведения многообразны, но во всех случаях помощь подростку необходима.
Список использованных источников
1.Амбрумова А.Г. Психология самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия. – 1996. – №4.
2.Амбрумова А.Г., Бородин С.В., Михлин А.С. Предупреждение самоубийств. – М., 1980.
3.Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. – М., 1978.
4.Гилинский Я.И., Юнацкевич Я.И. Социологические и психологические основы суицидологии. – СПб., 1999.
5.Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков // Вестник психосоц. работы. – 1994. – №1. – С. 44–52.
6. Камынина Л.В. Суицидальное поведение подростков(Педагогические чтения)- 2010.